Налоговая система: понятие, принципы и функции. Классификация налогов. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос и на совокупное предложение. Кривая Лаффера.
Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Принципы построения налоговой системы:
• всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;
• стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
• равнонапряженность – взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;
• обязательность – принудительность налога; неизбежность его выплаты;
• самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;
• социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.
Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства различают:
• прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других субъектов (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.);
• косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость; акцизы – налоги, включаемые в цену товаров массового потребления: соль, табак, спиртные напитки; таможенные пошлины; налог с продаж и др.).
|
Функции налогов:
1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.
3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.
На практике основная часть налоговых поступлений приходится, как правило, на обложение доходов, прибыли и добавленной стоимости.
Выделяют федеральные, региональные и местные налоги.
Федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
Региональные налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К ним относятся:
|
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Местные налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К ним относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Различают налоги прямые и косвенные.
Прямые налогивзимаются с конкретного физического или юридического лица. Их подразделяют на 2 вида: реальные прямые налоги (поземельный, промысловый и др.) и прямые личные налоги (подоходный налог с граждан, налог на прибыль предприятий, налог на наследство и дарение, поимущественный и др.)
Косвенные налоги представляют собой наценку на товары и услуги к ним относятся акцизы, таможенные пошлины, налоги на добавленную стоимость, налоги на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.
По виду облагаемого объекта можно дать следующую классификацию взимаемых налогов:
В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распоряжается, различают общегосударственные и местные налоги. К общегосударственным, как правило, относятся подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины и др. К местным – земельный налог, поимущественный налог и др.
По целям использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.
Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.
|
Субъект налога (или налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.
Объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др. В законе о налоге указывается, в каких единицах измеряется объект налога (денежные единицы – в налоге на заработную плату, прибыль; гектар, акр – в земельном налоге; человек – в подушном налоге).
Источник налога – доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).
Налоговая ставка (t) – величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в % к объекту обложения). Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Первая характеризует долю налога в доходе, вторая – прирост налога по отношению к приросту дохода.
Налоговые ставки являются важнейшим элементом налога, реализующим на практике функции налогов и принципы налогообложения. Существуют различные методы построения налоговой ставки (рис. 11.1).
Рис. 11.1. Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный
В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, различают:
• пропорциональное налогообложение, при котором используется одна и та же ставка безотносительно в величине дохода, подлежащего налогообложению. В этом случае доля налога в доходе остается постоянной, независимой от величины дохода (рис. 11.1, линия б). Прирост налога Т 3 Т 4 равен приросту дохода Y 1 Y 2 ;
• прогрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода, соответственно доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает (рис. 11.1, линия а). Прирост налога Т 1 Т 2 больше прироста дохода Y 1 Y 2 ;
• регрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка налога уменьшается. Налоги могут быть регрессивными даже и при неизменной ставке налогообложения. В любом случае при регрессивном налогообложении доля налога в доходе по мере роста дохода падает (рис. 11.1, линия в). Прирост налога Т 5 Т 6 , меньше прироста дохода Y 1 Y 2 ;
Зависимость между получаемыми государством налоговыми поступлениями (Q) и ставками налогов (t) описывается кривой Лаффера (рис. 11.2).
Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (t opt). Превышение этого уровня (до t 1) ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, уменьшает доходы и поступления в бюджет (Q 1 < Q max). Наоборот, переход к более низкой ставке обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, совокупных доходов и в результате – увеличение поступлений в бюджет. Найти оптимальную шкалу налогообложения теоретически не удается, она определяется эмпирически и, отражая национальные, психологические, конкретно-экономические, культурные особенности страны, различна для разных стран.
Важным элементом налоговой политики, методом государственного регулирования экономики, обеспечения социальной защиты некоторых видов деятельности и определенных групп населения являются налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговые льготы могут быть предоставлены путем: установления необлагаемого минимума, исключения из облагаемого дохода некоторых расходов или определенных видов доходов налогоплательщика, уменьшения налоговой ставки, предоставления налогового кредита, возврата ранее выплаченных налогов, полного освобождения, от уплаты налогов и др.
Наконец, налоговое законодательство предусматривает разного рода санкции (от штрафов различных размеров до уголовной ответственности) за нарушения в сфере налогообложения: уклонения от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и т.п.
Общественный сектор и его роль в создании общественных благ. Понятие, структура и виды субъектов государственного и некоммерческого секторов национальной хозяйственной системы. Цели и особенности деятельности.
Общественный сектор- это совокупность экономических ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Его не следует рассматривать в качестве совокупности хозяйствующих субъектов, находящихся в государственной собственности. Это связано с тем, что экономические ресурсы, которыми распоряжается государство, включает доходы и расходы бюджета. Поэтому в процессе регулирования общественного сектора приоритетное внимание уделяется решению бюджетных проблем. О.с.э. решает две задачи: достижение Парето-улучшений (см.) при условии провалов рынка и перераспределение ресурсов в соответствии с принципами социальной справедливости
Он представляет собой часть экономического пространства, в которой:
1. рынок не действует или действует только частично, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;
2. производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;
3. экономическое равновесие между спросом и предложением общественного (коллективного) блага обеспечивается государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов, в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики.
В научной и учебной литературе по вопросам экономики общественного сектора существует два различных подхода к трактовкепонятия общественного сектора.
Первая концепция, более узкая, получившая распространение в западной литературе сводит общественный сектор только к государственному сектору.
Новые проблемы, возникшие с институционализацией общества в экономике, с развитием гражданского общества обогащают содержание общественного сектора. Он не сводится только к государству и его институтам.
Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.
Общественный сектор – это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы
Второй подход, также получивший распространение в западной литературе, помимо государственного сектора, включает в себяпрогрессивно развивающиеся добровольно-общественные и некоммерческие структуры, функционирующие на принципах общественного самоуправления.
В этом случае совокупность негосударственных, некоммерческих институтов объединяется понятием «третий сектор», который занимает промежуточное положение между частнопредпринимательскими и государственными структурами. |
В отличие от рыночного сектора, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не могут являться предметом купли и продажи. В общественном секторе осуществляется производство экономических благ особого рода — общественных благ. Между рыночным и общественным секторами экономики, между государством и экономическими агентами возникают обмен деятельностью и потоки экономических благ. Общественный сектор играет активную роль в кругообороте доходов, ресурсов, товаров и услуг.
Общественные блага - это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям и которые обладают свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении. Результаты функционирования общественного сектора воплощаются в основном в общественных благах. Доходы и расходы государства должны как можно точнее соответствовать предъявляемым гражданами потребностям в конкретных общественных благах и целенаправленно использоваться для удовлетворения этих потребностей. Понимание особенностей общественных благ, умение их распознавать, находить оптимальные варианты обеспечения ими потребителей и анализировать возможности замещения общественных благ частными, а также навык сопоставления бюджетов всех уровней с реальным спросом и фактическим предложением общественных благ принципиально важны для обоснования социально-экономической политики.
Для общественных благ характерны два свойства
- увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них;
- ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.
Первое свойство называется несоперничеством в потреблении, а второе - неисключаемостью. Блага, не обладающие этими свойствами, называются частными.
Несоперничество - это предельный случай положительного внешнего эффекта. Множество людей совместно и одновременно пользуются защитой от пожаров и военного нападения, и нельзя сказать, кто из них «основной» получатель услуги, и кому достается внешний эффект. Численность пользователей может расти при стабильном уровне производства общественных благ.
Неисключаемость означает, что производитель не имеет реального выбора, предоставлять ли благо только тем, кто за него платит, или всем желающим. Говоря точнее, характер блага не позволяет предотвратить его потребление индивидом, не выполняющим требования, которые предъявляет или хотел бы предъявить поставщик. Санкции против неплательщиков обернулись бы ущербом для добросовестных пользователей, и возможные Парето-улучшения не были бы реализованы. Подобные блага поставляются сообществам людей, в которых индивиды как бы растворяются, выступая лишь в качестве представителей той или иной группы. В итоге поставщик общественного блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности.
Разным общественным благам в неодинаковой мере присущи свойства несоперничества в потреблении и неисключаемости. Те, которые в высокой степени обладают обоими свойствами, называются чистыми общественными благами. Те, у которых хотя бы одно из свойств выражено в умеренной степени, называются смешанными общественными благами. Между теми и другими нельзя строго провести грань. Однако различие между ними практически значимо, поскольку сфера чистых общественных благ приблизительно соответствует минимально возможным границам общественного сектора, а сфера смешанных общественных благ дает представление о допустимых пределах экспансии этого сектора и служит ареной его конкуренции с частным сектором [5; С.89].
Некоторые общественные блага доступны одновременно целой нации, потребителями других выступают жители отдельного региона, города. Общественные блага, относящиеся к последней категории, принято называть локальными.
Общественные блага называют также коллективными. Последний термин часто применяется, когда речь идет о благах, которые потребляются сравнительно небольшой группой. Для таких благ характерны сравнительно узкие границы несоперничества, а неисключаемость, по определению, не распространяется на тех, кто в группу не входит.
В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики. Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой – существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.
Используя нормативно-правовые акты, дайте понятие гражданско-правовой ответственности. Выделите виды и условия возникновения деликтной ответственности.
Гражданский кодекс.
Гражда́нско-правовая отве́тственность — последствия, возникающие на основании гражданского правонарушения.Обязанность правонарушителя совершить определенное имущественное действие (возместить убытки, уплатить неустойку), удовлетворяющее законный интерес лица, чье право нарушено, либо лишение определенных гражданских прав правонарушителя, либо понуждение совершить определенные действия (опровержение порочащей информации) к исполнению правонарушитель может быть присужден по иску потерпевшего, то есть которая может быть возложена судом на правонарушителя.
Гражданская ответственность заключается в применении к правонарушителю (должнику) в интересах другого лица (потерпевшего, кредитора) либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера — возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда.
Гражданская ответственность является имущественной и носит компенсационный характер.
Гражданская ответственность подразделяется на договорную и внедоговорную (деликтную) (в зависимости от основания возникновения обязательства), долевую, солидарную (при множественности должников) и субсидиарную.
Деликтная ответственность
деликтная ответственность и деликтное обязательства - это две не тождественные, но тесно взаимосвязанные категории, следует, что основания и условия их возникновения одни и те же. Доказательством этому служит, как указывалось ранее названия 34 главы ГК РМ (Обязательства вследствие причинения вреда) и первой статьи этой главы (Общие основания и условия деликтной ответственности).
В основе возникновения деликтной ответственности лежат определенные юридические факты, образующие составную часть гражданского деликта. Деликтная ответственность является необходимым и достаточным основанием для возникновения деликтного обязательства.
В зависимости от основания возникновения, деликтные обязательства делятся на: генеральные (общие) и специальные. Общие деликтные обязательства определяют общие условия ответственности за причиненный вред, а специальные - отражают особенности отдельных деликтов, представляющих собой исключение из общих правил о деликтной ответственности и применяются только в случаях, установленных законом.
ДЕЛИКТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (англ. delic-tual responsibility) - в гражданском праве внедоговорная ответственность за причинение вреда в результате деликта. Причинение вреда является основанием возникновения обязательств вследствие причинения вреда, содержание которых составляет Д.о. В таких обязательствах кредитором является потерпевший, а должником - лицо, причинившее вред. В РФ указанные обязательства регулируются правилами гл. 59 ГК РФ (ст. 1064-1101). От договорной гражданской ответственности Д.о. отличается тем, что она наступает при нарушении общей, вытекающей из закона обязанности любого лица не причинять вред другому. Обязательства вследствие причинения вреда могут возникнуть между лицами как состоящими, так и не состоящими в договорных отношениях. Установление Д.о. содействует устранению неблагоприятных материальных последствий, возникших в результате деликта: вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ). Вред может быть возмещен в натуре или путем возмещения убытков, причиненных правонарушением. Кроме возмещения имущественного вреда, в случаях, предусмотренных законом, компенсации подлежит также моральный вред. См. Компенсация морального вреда.