Роль натюрморта в формировании профессиональных качеств студента.




Обучение натюрморту занимает в системе художественного образования особое место, так как здесь закладываются основы художественного видения и освоения ремесла. На натюрмортах можно развивать вкус будущего художника, заложить основы всех элементов ремесла: умение компоновать, рисовать, владение палитрой и т. д. Техника и технология живописи, красота фактуры — всё это может быть освоено на натюрморте.

В курсе живописи натюрморту посвящены четыре семестра.

Перед каждым заданием необходимо сделать несколько маленьких композиционных набросков тоном и цветом. Это вырабатывает привычку делать эскизы перед началом большой работы, так как композиционная работа — это самая активная, творческая часть работы, что тратить много времени и сил на исполнительство, не имея композиционного замысла неразумно. При выполнении многочисленных эскизов происходит тренировка глаза и на композицию, и на пропорции, и на цветовые отношения.

У начинающих, как правил, не развито чувство тона, из-за этого работы кажутся пёстрыми, «заплаточными», теряется целое. Таким студентам можно рекомендовать дополнить эскизы цветом эскизами гризайлью или даже делать дома тональные копии с цветовых репродукций старых мастеров. Обычно это развивает чувство тона, так необходимое в дальнейшем над более сложными постановками.

От учащихся, слабых в рисунке, следует требовать более разностороннего изучения постановки, набросков с разных точек зрения, а также небольшого тонального, детального рисунка, в котором учащийся запомнит основные конструктивные формы и точнее закомпонует модель. От учащихся с тенденцией «засушивать» работу – требовать большее количество «нашлепков» (можно от всех постановок, т.к. он должен понять, что каждая из них имеет свою пластическую задачу, свое решение цвета, тона, даже технологии). Особое требование к такому учащемуся должно быть на стадии обобщения. Итак, в цветовом наброске определяется количественное отношение цветного, светлого, темного. На этом этапе происходит вживание, освоение предложенного события, среды. Для поиска формата композиции можно рекомендовать рамочный видоискатель, можно компоновать в готовом наброске, этюде, очертив лучший из них рамкой.

Также необходимо активно привлекать студентов к постановке натюрморта, давать им возможность ставить постановки самостоятельно, корректируя их и объясняя цветовые и тональные закономерности, заключённые в данном натюрморте, находить и показывать репродукции тех натюрмортов, где решались бы сходные задачи.

Первые натюрморты рекомендуется ставить очень лаконичные. Они могут быть простыми до примитивности по рисунку и сложными по цвету, т. к. основная задача здесь в том, чтобы студенты научились «мешать краски», почувствовали особенности техники. Надо сразу им показать различие в работе по белому грунту и по имприматуре, причём это можно делать на маленьких эскизах. Иногда полезно на этом этапе ставить натюрморты в какой-то определённой гамме: натюрморт, построенный на различных оттенках красного или синего, или коричневого. Было бы неправильным считать, что такие лаконичные натюрморты писать проще, чем многопредметные, чаще даже наоборот, они оказываются сложнее, но такой путь ведёт к более тонкому развитию глаза, не позволяет делать «картинку». После того как первые навыки освоения цвета в технике акварели получены, можно усложнять натюрморты по композиции и рисунку, увеличивать количество предметов. Необходимо чередовать задачи. Например, после чисто цветовых натюрмортов можно поставить натюрморты на тон и на материальность предметов.

Степень проработки в работе зависит также и от способностей студентов. Некоторым можно посоветовать более подробное изучение. Начиная с упрощённого изображения, постепенно перейти к подробному обстоятельному «пересказу», а затем очистить изображение от излишней повествовательности. От наивного восприятия перейти к познанию модели и её изображения, а затем к рациональному использованию познанного; от изучения – к обобщению и отбору существенного.

 

Работая цветом, студент должен совершенствовать свои познания в области цветоведения. Чувственное восприятие модели должно органично сочетаться со знанием законов цвета. Цвет всемерно помогает построению формы в пространстве. При работе цветом необходимо помнить о локальности цвета, о его декоративном звучании. то есть сохранять основные различия по цветовому тону. Не следует забывать о том, что свет выбеливает цвета. понижая их насыщенность, в тени же цвета звучат интенсивнее, а локальность изменяется под воздействием отражённого света, исходящего от соседствующих предметов.

В живописи цвет никогда не воспринимается самостоятельно. Один цвет влияет на другой. Контраст дополнительных цветов усиливает цветность, причём пятно крупного размера больше влияет на мелкое пятно. близкие цвета как бы взаимно отталкиваются. Чтобы повысить цветность пятен, нужно умело сопоставить дополнительные цвета. Дополнительные тона в живописи обостряют цвет. Если на фоне нежно – холодноватых полутонов положить киноварь. то она зазвучит, как аккорд в музыке. если же эту киноварь окружить цветом близким по спектру, то её звучание будет приглушено.

Дополнительные цвета нельзя путать с контрастными, которые могут быть хроматическими и ахроматическими: белый с чёрным, серый с красным, синий с жёлтым, жёлтый с чёрным и т. д. Такие контрасты дисгармоничны и могут быть использованы в живописи для повышения драматического звучания полотна. Более гармоничны мягкие контрасты, например, голубого и золотисто – жёлтого, розовато – фиолетового и зелёного и другие.

Работа над натюрмортом не должна прекращаться с началом работы над портретом. Как факультативное или обязательное задание, она продолжается в течение всего времени обучения. В мастерской всегда должен стоять хотя бы один натюрморт, чтобы желающие работать в этом жанре могли постоянно повышать своё живописное мастерство.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: