Инновация – любые изменения, связанные с использованием новых или усовершенствованных решений в технике, технологии, организации производства, в процессах сбыта и снабжения и т.д. (Й. Шумпетер, 1930)
Толковый словарь Коллинза, основываясь на определении Шумпетера, определил инновацию как «осуществление изменений путём внедрения чего-либо нового».
Инновация – любое изменение во внутренней структуре хозяйственного организма путём перехода из первоначального состояния в новое (Ла Перре).
В литературе распространены две точки зрения на определение инновации:
1) процесс введения новых изделий, элементов подходов, принципов вместо действующих
2) результат творческого процесса в виде новой продукции (техники) технологии, метода и тд.
По определению современного экономического словаря под редакцией Райзберга, Лозовского, Стародубцевой, инновация – нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также применения этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.
Инновация – это изменение в продукте, технике, технологии и организации производства, посредством которого материализуется научное знание или формируется новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей либо создаются новые.
1) Область осуществления. Исходя из того, в какой области осуществляются изменения, можно выделить инновации продуктовые, технологические и организационно-управленческие:
- продуктовые инновации связаны с изменениями, вносимыми в продукцию, производимую в сфере материального производства и потребляемую в качестве средств производства либо предметов потребления.
|
- технологические инновации затрагивают изменения в технологии (способах) создания, производства и потребления выпускаемой или новой продукции.
- организационно-управленческие инновации связаны с внедрением новых методов организации каких-либо систем и управления ими.
2) Степень новизны. Следует различать радикальные и имитирующие инновации.
- радикальные инновации определяют поворотные точки в циклическом развитии и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники и технологии.
- имитирующие инновации следует разделять на улучшающие инновации (путём модернизации и модификации) и псевдоинновации (направленны на частичное улучшение устаревших поколений техники и обычно тормозят общественное развитие).
3) По масштабности распространения:
- глобальные инновации составляют основу революционных преобразований в обществе, когда происходят коренные, качественные перемены в средствах производства и предметах потребления, частичные (в отдельных отраслях) или общие научно-технические революции, означающие переход к новым технологическим принципам, которые затем распространяются эволюционно, представляя локальные изменения.
- локальные инновации позволяют в полной мере использовать потенциал существующей техники и подготовить условия для скачка в её развитии, но не оказывают принципиального воздействия на экономику, организацию и социальные условия жизнедеятельности общества.
4) Степень прогрессивности:
- прогрессивные инновации являются результатом целенаправленной, сознательной деятельности людей, обеспечивающей поступательное развитие той или иной системы.
|
- инновации регрессивны, когда в хозяйственном организме происходят процессы дегенерации, а также когда процессы, протекающие стихийно и нецеленаправленно, выступают тормозом общественного развития
5) Импульс возникновения:
- потребности производства – приспосабливание к спросу, выявление и формирование новых потребительских предпочтений (подтягивание спроса)
- потребности человека – нужда в новых или улучшенных изделиях
- развитие науки – когда рынок ещё не осознал возможностей инновации
6) Конечная ориентация:
- производственные инновации - ориентированы на средства и способы производства
- потребительские инновации - удовлетворяют потребности человека