Как правило, ребенок 6-7 лет свободно ориентируется в малом пространстве - комнате, квартире.
Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в школе, он должен хорошо ориентироваться и в большом пространстве.
Ребенок должен уметь ответить на следующие вопросы:
- В каком городе (поселке, деревне) ты живешь?
- Назови свой адрес. На каком этаже ты живешь?
- Сколько этажей в вашем доме? Сколько этажей над вашей квартирой?
- Сколько этажей под вашей квартирой?
- Какие улицы (проспекты) находятся рядом с домом?
- Какой транспорт проходит вблизи вашего дома?
- Остановки какого транспорта расположены около вашего дома?
- Как называются остановки транспорта, станции метро и т.д.?
- Какие магазины, учреждения находятся поблизости от вашего дома?
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО СЛОВЕСНОМУ ОПИСАНИЮ
Может проходить с помощью игры. Например, игра: "Помоги маме накрыть на стол".
Поставь вазу с цветами посередине стола. Слева от вазы поставь хлебницу. Справа — специи (соль, перец). Столовые приборы расположи по порядки — слепа направо. Под столовую тарелку поставь десертную. Положи справа от тарелки нож, слева — вилку и т.д.
Вариант той же игры: "Накрой стол для завтрака".
ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ,В КОТОРЫХ ФОРМИРУЮТСЯ
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Игра: "Расположи мебель в комнате для кукол"
Во время прогулки вы предлагаете ребенку найти определенное дерево, клад по вашим указаниям: "Пройди 10 шагов вперед, повернись направо и пройди 5 шагов, затем 3 шага назад" и т.д. Используйте игры "Найди игрушку", "Куда спрятались дети" и т.д.
Попросите ребенка определить расположение предметов относительно себя — впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, перед, за. Определи, что справа от тебя, что слева от тебя, что впереди тебя (сзади, сверху, снизу).
|
Покажи направление от себя: вперед - впереди, назад сзади, направо — справа, налево - слева.
Во время прогулки попробуйте определить расстояние до ближайшего дерева, строения и т.д. Побуждайте ребенка рассказать домочадцам, где вы с ним были, употребляя новые слова. Уточните рассказ ребенка но наводящим вопросам.
ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ
НА ВЫЯВЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫИ ФОРМЫПРЕДМЕТОВ
Понятиями большой — маленький дети обычно к этому возрасту хорошо владеют, правильно выделяют из множества вещей большие и маленькие предметы. Но не все дети могут сравнить предметы по величине.
УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ
Сравнение предметов по таким существенным признакам, как длинный — короткий, высокий - низкий, широкий узкий, толстый - тонкий, бывает затруднено. Во-первых, дети при определении признаков предмета заменяют их более общими (большой — маленький). Внимательно прислушайтесь к речи ваших детей. Не говорят ли они — большая лента вместо длинная лента, маленькая лента вместо короткая, большой столб, маленький столбик вместо высокий и низкий.
В активном словаре детей обычно есть слова: высокий - низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, но иногда они одно понятие заменяют другим. Вместо высокий говорят длинный, вместо тонкий — узкий, вместо широкий — толстый. Наблюдения показали, что дети чаще используют в речи понятия высокий, длинный, широкий, толстый, чем низкий, короткий, узкий, тонкий. Вызывает затруднения и сравнение предметов путем наложения. Необходимо объяснить ребенку и показать сравнение различных предметов по длине путем наложения. Соединить концы лент, полосок бумаги, тесьмы и сравнить их только по длине. Затем сравнить предметы, отличающиеся двумя или тремя признаками. Какая дорожка длиннее? Почему? Что длиннее: карандаш или линейка? Что короче: пальто или платье?
|
Ребенку предлагается найти среди своих карандашей все длинные или все толстые.
Затем знания о признаках величины закрепляются во время прогулок по улице, в парке, в лесу.
Так же ведется работа над формированием понятий
ГЛУБОКИЙ - МЕЛКИЙ РАВНЫЙ ПО ГЛУБИНЕ
Различение предметов по тяжести
ТЯЖЕЛЫЙ -ЛЕГКИЙ ТЯЖЕЛЕЕ - ЛЕГЧЕ
Сравните вес пустого ведерка, ведерка с водой и ведерка с песком. Какое ведро легче ведерка с песком, а какое тяжелее, чем ведерко с водой?
Сравните килограммовые мешки соли и муки. Что тяжелее — килограмм песка или килограмм пуха?
Создание жизненных ситуаций, специальные игры способствуют развитию и совершенствованию понятий о величине, форме предметов, пространственных представлений детей, обогащают словарь и кругозор детей, развивают математическую речь.