При изучении чисел первого десятка не только знакомим ребенка с местом данного числа в ряду чисел, но и учим сравнивать это число с числом, стоящим рядом, а также с другими числами.
Сначала сравниваем предметы.
Где кружков больше? (В нижнем ряду.)
Где кружков меньше? (В верхнем ряду.)
В каком ряду не хватает кружка?
Как уравнять, чтобы стало поровну? Добавить один кружок в верхний ряд или убрать одни кружок в нижнем ряду.
Так же сравниваем по числу яблоки, груши, шарики, геометрические фигуры.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ
Если ребенок проявляет интерес к занятиям, хочет знать больше, его можно познакомить со знаками: больше (>), меньше (<), равно (=), плюс (+), минус (-).
Какая рука у нас больше работает? Правая. Правой рукой мы пишем, рисуем, держим ложку. Она больше трудится. Знак >.
Приложить правую руку к листу бумаги, отставить большой палец. Обвести выемку между большим и четырьмя сомкнутыми пальцами карандашом — получается знак "больше" (>). Какая рука меньше трудится? Левая! Соответственно знак "меньше" (<). Знак "больше" (>) направлен острием к правой, больше работающей руке. Знак "меньше" (<) — к левой, меньше работающей руке (рис. 73).
После такого объяснения дети хорошо запоминают знаки: > (больше), < (меньше), равно = (одинаково).
VIII. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ
С целью практического изучения психологической готовности ребенка к обучению в школе использовался метод тестирования, как основной, и метод эксперимента (брались дети разных возрастных групп)
РЕЗУЛЬТАТЫИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ
|
ТЕСТЫДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ
Тест: "Переплетенные линии"
Оценка устойчивости внимания.
Предложите ребенку рисунок, на котором изображены,10 переплетенных линий (рис. 1). Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают.
Попросите ребенка внимательно проследить за каждой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа.
Фиксируйте время выполнения всего задания, ошибки, сбои в работе и т.д. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практически без ошибок.
Результат исследования:
ФИО / ВОЗРАСТ | ВРЕМЯ | ОШИБКИ |
Валя Бардонова 6 лет | 1мин. 45 сек На 6 цифре остановка | |
Сережа Пантин 6 лет | 2 мин. 10 сек. На 9 цифре заминка | |
Карен Мокисян 5 лет | 1 мин. 35 сек. На 8 цифре остановка | |
Ксения Горбань 5 лет | 1 мин. 13 сек. |
Уровень устойчивости внимания у опрошенных достаточно средний.
Тест; "Кольца"
Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания
Для проведения теста необходима таблица с изображением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам и букваре).
Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа)..
За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улучшается.
|
Время, затраченное на задание - 4 минуты.
Результат:
ФИО / ВОЗРАСТ | СТРОЧКИ | ОШИБКИ |
Валя Бардонова 6 лет | - | |
Сережа Пантин 6 лет | ||
Карен Мокисян 5 лет | - | Не справился |
Ксения Горбань 5 лет | - | Не справилась |
Уровень распределения и переключения внимания у пятилеток очень низкий. Необходимы корекционные и развивающие упражнения.
Тест: "Корректурная проба"
Выявление скорости распределения и переключения внимания, eгo объема и устойчивости ребенку предлагается таблица с любыми фигурами. В корректурной матрице с фигурами ребенок просматривает пять строчек и как можно быстрее зачеркивает разными способами три каких-либо различных элемента. Например: квадрат — поперечной чертой, круг — вертикальной, а звездочку - крестиком.
Фиксируется время выполнения задания. Большинство детей 6-7 лет выполняют эти задания за 2-3 минуты.
Этот тест можно использовать и для получения информации о работоспособности ребенка.
ФИО / ВОЗРАСТ | ВРЕМЯ | ОШИБКИ |
Валя Бардонова 6 лет | 6мин. 30 сек | - |
Сережа Пантин 6 лет | - | Не справился |
Карен Мокисян 5 лет | Более 6 мин. | Много ошибок |
Ксения Горбань 5 лет | 6 мин. 30 сек. | - |
Уровень обьема и устойчивости внимания очень разный, но у всех ниже нормы.