Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образованние.
Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители первые и самые важные его воспитатели.
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас. не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
1. Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятии. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
|
6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.
Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!
X. ЛИТЕРАТУРА
1. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка.» М.: Просвещение, 1998
2. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. «Что на свете не бывает?» М.: Знание, 1994
3. Житникова Л. «Учите детей запоминать.» М.: Просвещение, 1985
4. Заика Е.В., «Упражнение для формирования навыков чтения у младших школьников» // Вопросы психологии. 1995. № 6 – С. 43-54.
5. Истомина З.М., «Развитие памяти.» М.: Просвещение, 1978
|
6. Лук А.Н., «Мышление и творчество.» М.: Политиздат, 1976
7. Михайлова З.А., «Игровые, занимательные задачи для дошкольников.» М.: Просвещение, 1985
8. Никитин Б.П. «Развивающие игры.» М.: Педагогика, 1981
9. Фисюкова Л.Б. «От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек.» Харьков: Фолио, 1996
10. Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись играя.» Харьков: Фолио, 1997
11. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. «Тесты для детей» Дельта, 1997
12. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. «Скоро в школу!» М.: 1998
I....................................................................................................................................................................................................................... 1
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ............................................................................................................................................................. 2
ЗАДАЧИ............................................................................................................................................................................................ 2
II. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ............................................................................................................................................ 3
ВНИМАНИЕ......................................................................................................................................................................................... 3
СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ...................................................................................................................................................... 6
(ВОСПРИЯТИЕ)................................................................................................................................................................................... 6
ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ...................................................................................................................... 7
ОБУЧЕНИЕ СПОСОБАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ............................................................................................... 8
РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ................................................................................................................. 9
|
МЫШЛЕНИЕ..................................................................................................................................................................................... 10
ПРИЕМЫЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ........................................................................................................................... 11
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ «ОБОБЩЕНИЕ» И «КЛАССИФИКАЦИЯ».......................................................................... 12
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМУ «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ»................................................................................................................... 14
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМУ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»............................................................................................. 15
КАК ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ?................................................................................................................................................ 16
ПАМЯТЬ.............................................................................................................................................................................................. 18
КАК РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ?................................................................................................................ 19
КАК НУЖНО ПОВТОРЯТЬ?.................................................................................................................................................... 21
ОБУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ «ГРУППИРОВКА»..................................................................................... 23
ОБУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»........................................................ 24
КАК ЛУЧШЕ УЧИТЬ СТИХИ?................................................................................................................................................ 25
ВООБРАЖЕНИЕ............................................................................................................................................................................... 28
У КОГО ВООБРАЖЕНИЕ БОГАЧЕ: У ВЗРОСЛОГО ИЛИ РЕБЕНКА?......................................................................... 29
ЧТО НУЖНО РАЗВИВАТЬ?...................................................................................................................................................... 29
III. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ........................................................................................................ 31
IV. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................................................................. 32
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ........................................................................................................... 33
ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ.......................................................................................................................................... 34
V. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ....................................................................................................................... 35
VI. РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.............................................................................................................. 36
ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ.................................................................................................................. 37
УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ НА СЛУХ................................................................................................................. 37
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС................................................................................................................................................................. 37
СФОРМИРОВАННОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ............................................................................................... 38
ВЛАДЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ............................................................................................................................................... 39
VII. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ (ПРОВЕРКА И РАЗВИТИЕ).................................................................. 40
ОРИЕНТИРОВКА РЕБЕНКА В ПРОСТРАНСТВЕ............................................................................................................. 40
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО СЛОВЕСНОМУ ОПИСАНИЮ................................................................................................... 41
ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ,В КОТОРЫХ ФОРМИРУЮТСЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ......................... 41
ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫИ ФОРМЫПРЕДМЕТОВ.............................................................. 41
УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ................................................................................................................................... 41
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ................................................................................................... 42
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧИСЛЕ.................................................................................................................................................. 43
НУМЕРАЦИЯ. ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЕТ. СЧЕТ КОНКРЕТНЫХ ПРЕДМЕТОВ. ЗНАНИЕ ЦИФР........... 43
ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ................................................................................................................................................................ 44
ЦИФРЫ.......................................................................................................................................................................................... 44
СРАВНЕНИЕ МНОЖЕСТВ И ЧИСЕЛ.................................................................................................................................... 44
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ................................................................................................................................................... 45
VIII. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. 46
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ................................................................................................................................................................ 46
РЕЗУЛЬТАТЫИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ................................................................................................................. 46
ТЕСТЫДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ.................................................................................. 46
ТЕСТЫДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ............................................................................................................................. 48
ТЕСТЫДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ..................................................................................... 50
ТЕСТЫДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ПАМЯТИ......................................................................................... 54
ТЕСТЫДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ.............................................................................................. 59
IX. ПСИХОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА..... 62
X. ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................................................................................... 64