КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ




 

Если детям показать 4-5 больших шаров и 7-10 маленьких, то на вопрос: "Где шаров много, а где мало?", можно получить ответ, что много шаров там, где они большие, а мало там, где они маленькие (рис. 68).

Опыт работы показывает, что без развития количе­ственных представлении овладение понятием числа, нату­ральным рядом чисел бывает затруднено.

Развитие количественных представлений у ребенка начните с уточнения понятий: много, мало, несколько, не­много (рис. 69).

Введите в активный словарь ребенка слова было, ос­талось, стало, всего, вместе. Попрактикуйте детей в со­ставлении предложений со словами: мною, мало, немного, несколько.

Обратите внимание на слова столько же, поровну, одинаково,.

Спросите ребенка:

Сколько цветов в вазе?

Много или мало? — Много.

Сколько карандашей в коробке? — Много.

Сколько в корзинке грибов? В корзинке много грибов. Мама достала из корзинки несколько грибов.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧИСЛЕ

 

Для проверки представления детей о числах им могут быть предложены следующие последовательно ус­ложняющиеся задания.

1. Счет предметов в группе.

2. Счет однородных предметов, расположенных в ряд или в случайном порядке. Назвать цифру, обозначающую их количество.

3. Счет от 1 и далее, сколько ребенок сможет. Счет в обратном порядке, в соответствии с возможностя­ми ребенка, от 5, 10, 20, 100.

4. Счет от заданного числа до заданного. Например, от 2 до 8, от 10 до 7 и т.д.

5. Сравнение чисел. Какое число больше (меньше)?

Если результаты выполнения ребенком этих заданий •вас не удовлетворяют, предлагаем обратить серьезное внимание на следующий раздел, где будет подробно рас­сказано, как помочь ребенку справиться с этими сложно­стями.

 

НУМЕРАЦИЯ.
ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЕТ.
СЧЕТ КОНКРЕТНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
ЗНАНИЕ ЦИФР

 

Попросите ребенка посчитать. При этом обратите внимание на то, чтобы называние числительных совпада­ло с показом предметов. Например, ребенок называет: "пять", а показывает четвертый или шестой предмет. Иногда дети затрудняются при пересчете предметов, если они расположены вертикально, наклонно, вразброс. Мо­жет вызвать затруднения и просьба пересчитать предме­ты не традиционно слева направо, а справа налево. Для разрешения этого затруднения предложите ребенку под­няться по лесенке с цифрами с одной стороны, а спус­титься с другой стороны.

Поставь на стол 5 тарелок. Сколько тарелок ты поставил на стол?

Принеси маме 4 картофелины, 3 моркови, 2 свеклы. Сосчитай, сколько овощей ты принес? Сколько картофелин мама уже начистила?

Сколько конфет осталось в коробке? Сколько фруктов в вазе? и т.д.

Как ты думаешь, кто стоит не на своем месте?

Найди место каждого футболиста. Назови соседей числа 5, 7 и т.д.

Между какими числами находится число 3, 8? и т.д.

Используйте жизненные ситуации для закрепления детьми места числа в числовом ряду (путем присчитыва-ния и отсчитывания по одному), для сравнения предмет­ных множеств и чисел, установления отношений равен­ства и неравенства между множествами и числами (боль­ше. меньше, равно).

Каждый раз после пересчета предметов спрашивайте:

"Сколько?.."

Сначала пересчитывают однородные предметы: пуго­вицы, листочки, карандаши, затем (на прогулке) раз­нородные: сколько деревьев (сосен и берез) стоит в ряду? Далее дети ирмсчитыпают по одному, а затем от­считывают по одному, потом считают равными группами по 2. 5, 3, 4,

Счет в обратном порядке более труден, поэтому сна­чала можно отсчитывать конкретные предметы, а зачем уже отвлеченно.

Пример:

Сосчитаем, карандаши. Всего 6 карандашей. Уберем один карандаш в коробку. Осталось 5 карандашей. Уберем еще один карандаш. Оста­лось 4 карандаша, и т.д.

Тренироваться в счете ребенок может в разных игро­вых ситуациях. Можно прыгать и считать вслух, хлопать в ладоши и считать и т.д.
Важно, чтобы ребенок мог считать от заданного числа вперед и обратно. Таким образом, дети должны понять, что каждое число образуется из предшествующего путем прибавления одной единицы, а если из числа вычесть единицу, то получится предшествующее число.

Обратите внимание на слова: ПЕРЕД, МЕЖДУ, ЗА, ОКОЛО

Перед числом 3 находится число 2. Цифра А находится между цифрами 3 и 5. За числом 5 идет число 6.

Тактично, исподволь обращайте внимание детей на из­менение порядковых числительных по родам. Надо под­бирать такие предметы, при пересчете которых нужно употреблять числительные разного рода.

Карандаш — один, два, три... Тарелка — одна, две, три... Яблоко — одно, два, три...

 

ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ

 

Мальчики: первый, второй, третий... Девочки: первая, вторая, третья... Окно: первое, второе, третье...

Особое внимание обратите на числительные среднего рода, так как oни чаще всего неправильно употребляются детьми.

 

ЦИФРЫ

 

После того, как дети усвоили, как образуются чис­ла, можно познакомить их с обозначением чисел цифра­ми, как печатными, так и рукописными.

Цифру надо внимательно рассмотреть вместе с ребен­ком; подыскать предметы, с которыми можно сравнить цифру по форме. Цифру можно вылепить из глины, из пластилина, выложить из камешков, косточек, написать па снегу, па песке. Очень полезно прочитать ребенку стихотворение С.Маршака "Давайте познакомимся"'. В непринужденной обстановке ребенок усвоит элементар­ные математические знания намного быстрее и с удо­вольствием.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: