Цель освоения дисциплины
Формирование у магистров профессиональных знаний, умений и навыков в области психологии художественно-изобразительной деятельности для дальнейшего их применения в сфере личностно-ориентированного образования.
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина «Психология художественно-изобразительной деятельности» относится к вариативной части профессионального цикла (М.2.2/6).
Для освоения дисциплины «Психология художественно-изобразительной деятельности» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Русская академическая художественная школа»; «Художественный образ в графической, живописной и декоративной композициях»; «Традиции школы реалистического рисунка».
Параллельно с дисциплиной «Психология художественно-изобразительной деятельности» изучаются дисциплины: «История и философия образования»; «Научный семинар № 2. Традиции и инновации в художественном образовании»; «Изобразительные материалы в обучении изобразительному искусству»
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего прохождения Практики №3 Производственной (педагогической), подготовки магистерской диссертации, прохождения итоговой государственной аттестации.
Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины
Общекультурные компетенции:
- способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных профессиональных задач (ОК - 2);
- способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению и научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК - 3);
- способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК - 4);
- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК - 5)
Профессиональные компетенции:
- готовность осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) иностранном языках (ОПК-1)
- способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);
- способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК–1);
- готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);
- способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);
- способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);
- готовность организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);
- готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);
- готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);
способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);
- готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);
- способность формировать художественно-культурную среду (ПК-21).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
● Знать:
- Психологические особенности формирования личности;
- Особенности деятельности личности;
- Особенности формирования познавательных процессов;
- Возрастные особенности;
- Эмоциональные и волевые процессы;
- Основные индивидуально-психологические свойства личности.
- Уметь:
- планировать и проводить учебные занятия с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
- использовать современные научно обоснованные приемы, методы и средства обучения;
- использовать технические средства обучения, информационные и компьютерные технологии;
- формировать у учащихся духовные, нравственные ценности и патриотические убеждения;
- Владеть:
- личностно-ориентированным подходом к образованию и развитию детей;
- практическими навыками личного показа процессов создания изображений.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144/30 часов).
Структура дисциплины
Таблица 1
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Семестр | Виды учебной работы (в академических часах) | ||||
Л | С | ПЗ | ЛБ | СР | |||
I | Психологические особенности формирования личности, деятельность личности | - | - | ||||
II | Особенности формирования познавательных процессов. Возрастные особенности возрастных групп. | - | - | ||||
III | Эмоциональные и волевые процессы. Основные индивидуально-психологические свойства личности. |
Содержание дисциплины
Таблица 2
№п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (дидактические единицы) |
I | Психологические особенности формирования личности, деятельность личности | 1. Общее понятие о личности. Направленность, потребности и интересы личности. Особенности развития и формирования личности художника. Роль учителя в формировании личности. 2. Общее понятие о деятельности. Знания, умения, навыки и привычки в деятельности личности. Навыки, умения и привычки в изобразительной деятельности. |
II | Особенности формирования познавательных процессов. Возрастные особенности возрастных групп. | 3. Явление познавательных процессов, особенности их формирования. 4. Возраст. Особенности каждой возрастной группы. 5. Внимание. Виды внимания. Свойства внимания. Внимание в изобразительной деятельности. Развитие внимания и воспитание внимательности у детей. 6. Ощущение. Виды ощущений. Закономерности ощущения цвета и изобразительная деятельность. Развитие ощущений у детей. 7. Восприятие. Восприятие времени, движения и пространства. Общие закономерности процесса восприятия и изобразительная деятельность. 8. Память. Процессы памяти. Виды и индивидуальные различия памяти. Особенности зрительной памяти и представлений у художника. 9. Мышление. Характеристика мыслительных операций. Формы, виды мышления и индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека. Особенности художественного мышления. 10. Речь. Механизм и виды речи. Особенности изобразительного языка художника. 11. Воображение. Виды воображения. Научное творчество человека. Воображение в художественном творчестве. |
III | Эмоциональные и волевые процессы. Основные индивидуально-психологические свойства личности. | 12. Эмоции и чувства. Общее понятие об эмоциях и чувствах. Внешнее выражение эмоций и чувств. Эмоциональные состояния. Виды чувств. Чувства и изобразительная деятельность. Развитие и формирование чувств у детей. 13. Воля. Понятие о воле. Волевые свойства личности. Развитие и воспитание воли. 14. Темперамент. Общее понятие о темпераменте. Психологический анализ формирования личности. 15. Характер. Структура и свойства характера. Индивидуальное и типичное в характере. 16. Способности. Общее понятие о способностях. Способности и задатки. Психологическая характеристика художественных способностей. |