Банкиры рассказали, почему заблокируют платежки упрощенцев




На вопросы отвечает Николай Потапов, главный специалист УРПА ЮЛ ПАО "АК БАРС" БАНК

 

 

— Недавно был опубликован Федеральный закон от 27.06.2018 № 167-ФЗ, который вводит обязанность банка приостановить операции на два рабочих дня, если кредитное учреждение увидит признаки переводов без согласия клиента. При каких признаках банк заподозрит, что операция сомнительная?

— Признаки, по которым банки смогут блокировать перевод, определит Центробанк на основе статистических данных и сложившейся банковской практики. Эти признаки ЦБ разместит на своем сайте (ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ в новой ред.). Полагаю, что во многом эти признаки будут совпадать с критериями, которые многие банки уже сейчас применяют на практике.

— А можете назвать примеры таких признаков?

— Например, кто-то вышел в «Клиент-банк» в другой стране и пытается провести платежку. В этом случае банк заподозрит, что системой пользуется не сам клиент, а третье лицо, и приостановит перевод. Еще пример — нетипичные распоряжения. Допустим, клиент оказывает услуги, а переводит деньги на покупку крупной партии товаров. Также внимание банка привлекут платежи в выходные и праздники, крупные переводы на покупку недвижимости, акций и другие нестандартные перечисления.

— Если банк увидел операцию без согласия клиента, обязан ли он заблокировать одновременно доступ к системе «Клиент-банк»?

— Да, обязан. Система «Клиент-банк» рассматривается как электронное средство платежа, если при ее использовании клиент составляет, удостоверяет и передает распоряжения на перевод денежных средств (ч. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ). А новый закон предусматривает прямую обязанность банка приостановить доступ к электронному средству платежа (ч. 9.1 ст. 9 Закона № 161-ФЗ в новой ред.).

— Каким способом банк должен уведомить клиента о том, что приостановил операцию?

— Банк уведомляет клиента о блокировке операции способом, который стороны установили и в договоре. Как правило, банки прописывают почтовый адрес, e-mail клиента, а также номер мобильного телефона.

— Как клиент должен сообщить в банк, что подтверждает операцию? Достаточно ли, что главбух сообщит об этом устно по телефону?

— Полагаю, что устного подтверждения может быть достаточно, если стороны предусмотрят такой способ в договоре.

— Если клиент не подтвердит операцию, например с директором и главбухом невозможно было связаться, проведет ли банк платеж?

— По закону банк должен приостановить перевод на два рабочих дня. Но если в течение этого срока клиент молчит, то банк вынужден будет исполнить распоряжение (ч. 5.3 ст. 8 Закона № 161-ФЗ в новой ред.). Если кто-то пытается списать деньги со счета без согласия клиента, то клиент сам должен быть заинтересован, чтобы предотвратить незаконное списание.

— Еще один вопрос по поправкам в ГК, которые уже вступили в силу с 1 июня. В ГК больше нет правила, по которому банк просит клиента уточнить неправильную платежку. Осталось лишь право отказать в приеме поручения (ст. 864 ГК). В то же время норма об уточнении платежек сохранилась в банковских правилах (п. 4.1 Положения ЦБ от 19.06.2012 № 383-П). Просит ли сейчас банк уточнить платежку, если в ней неверные реквизиты, или сразу возвращает платежку без исполнения?

— Все зависит от настроек «Клиент-банка» и условия договора на расчетно-кассовое обслуживание. В зависимости от настроек «Клиент-банка» система может автоматически отклонить платеж и сразу же сообщить об этом, а может и не отклонять платеж сразу. Тогда банк связывается с клиентом и уточняет реквизиты платежа.

— В статье 856 ГК теперь записано, что банк платит проценты за пользование деньгами на счете клиента и проценты по статье 395 ГК РФ, если он не выполнит указания клиента о перечислении денег. Наши читатели рассказывают, что банковская программа-робот часто блокирует платежи со ссылкой на Закон № 115-ФЗ, хотя платеж никак не может быть связан с обналичкой денег. Например, у некоторых компаний банки не проводят обычные платежки по НДФЛ и требуют подтвердить экономический смысл операции, ссылаясь на Закон № 115-ФЗ. Получится ли у клиентов взыскать деньги с банка, если кредитное учреждение блокирует платежи по такой причине?

— Полагаю, что взыскать убытки с банка будет проблематично. По закону банк обязан проводить платежки на налоги в течение одного операционного дня, следующего за днем получения распоряжения (п. 2 ст. 60 НК). Если банк не выполняет в срок указание клиента, то обязан заплатить проценты по статье 856 НК. В то же время, если банк заподозрил, что клиент проводит платеж в целях отмывания доходов, то вправе затребовать документы, которые подтверждают перевод. В этом случае кредитное учреждение приостанавливает платеж по закону, поэтому не обязано платить проценты (п. 12 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Это подтверждают и судьи (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.04.2018 № Ф07-989/2018 по делу № А56-19339/2017).

— Недавно ФНС разъяснила, что закон не запрещает ИП использовать свой личный банковский счет, чтобы получать оплату от предпринимательской деятельности (письмо ФНС от 20.06.2018 № ЕД-3-2/4043@). А как банки относятся к таким переводам? Не блокируют ли они такие платежи?

— Все зависит от условий договора. Как правило, банки прописывают в договорах с физлицами положение о том, что они не используют счет для целей бизнеса. В том же договоре банк фиксирует, что вправе отказать в зачислении на счет клиента денежных средств или в их списании со счета клиента, если платеж связан с предпринимательской деятельностью.

— Читатели рассказывают, что у них возникают проблемы с сервисом, в который поступают сведения о блокировках расчетных счетов: https://service.nalog.ru/bi.do. Компании не могут открыть новый счет, так как в сервисе есть сведения о заблокированных счетах в банках, в которые фирма даже не отрывала счета. Куда обращаться, чтобы решить проблему — в банк или налоговую?

— Сначала стоит взять в банках справки о том, что организация не заключала договоры на обслуживание, а затем письменно обратиться в ФНС с требованием убрать из сервиса недостоверные сведения. К письму в налоговую приложите справки из банков.

Беседовала Наталья Бовша,
главный редактор журнала «Упрощенка»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: