Подходы к изучению общества
Название подхода | Мыслители | Содержание подхода |
Натуралистический | Ш.Монтескьё,.Н. Гумилёв | Общество — особая часть природы |
Культурно-исторический | Н. Я. Данилевский | Жизнь общества — область влияния моральных, эстетических и других духовных ценностей, составляющих основу культуры |
Идеалистический | Г. Гегель | Общественная жизнь объясняется исходя из развития сознания, признания ведущей роли духовных, идеальных явлений |
Материалистический | К. Маркс, Ф. Энгельс | Основой общественной жизни выступает деятельность людей по удовлетворению своих материальных потребностей (материальное производство); реальная материальная жизнь людей определяет их сознание |
Сферы жизни общества (цивилизационный подход)
Общественно-экономическая формация — философская категория, отражающая качественно определенный, исторически конкретный тип социальной системы, возникающей на основе определенного способа производства.
Цивилизационный подход к изучению истории
Цивилизационный подход к истории был предложен английским философом и историком Арнольдом Тойнби. Основываясь на теории культурно-исторических типов, разработанной Н. Я. Данилевским, ученый утверждал, что единой линии закономерного развития всего человечества не существует, а разные народы проходят свой, самобытный путь исторического развития Арнольд Тойнби. Движущая сила истории: теория «вызова-и-ответа»
Исторические формы гуманизма
Древняя Греция | сформировалось убеждение в том, что свободные люди должны не только многое знать о себе и мире в целом, но и уметь управлять собой, быть гармонично развитыми |
Средние века | призвание человека виделось в служении Богу, в смирении и подчинении разума вере |
Эпоха Возрождения и эпоха Просвещения | освобождение человеческого разума от власти религиозных догм, связь свободы человека с правом на частную инициативу и предприимчивость с опорой на собственный разум при организации как личной, так и общественной жизни |
Современный гуманизм | светский — мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью; религиозный — человек-творец, создание по образу и подобию Бога; цель человека — достижение величайшей силы; добродетель — в самореализации |
|
Антропоцентризм — основа современного гуманизма, воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель миро здания.
Культура (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие)
в Древней Греции: пайдейя — воспитание в соответствии с традициями народа, его жизненными правилами
в Древнем Риме - способ воспитания человека-гражданина, достойного члена общества
в Средневековье- умение истолковывать и понимать тексты Священного Писания. При этом главной задачей было постижение Бога и зависящей от него человеческой судьбы
Бэкон основатель экспериментального метода в науке («пытка природы»)
Теория социального неравенства
-— Причины социального неравенства — существование частной собственности и эксплуатация человека человеком.
Социальное неравенство — неизбежное социальное явление,а идеи социального равенства несбыточны, утопичны.
|
Социальное неравенство порождено разделением труда и неодинаковой значимостью для общества тех или иных видов деятельности.
В марксистской теории, согласно В. И. Ленину, «классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают»
В современной социологии, согласно П. Бурдьё выделяются:
экономический капитал;
социальный капитал — характеристика социального влияния человека;
культурный капитал — выражает уровень образованности, общей культуры и т. д.;
символический капитал — основывается на приобретенной репутации и выражается в общественном признании.
Все виды капитала связаны между собой и характеризуют положение человека в обществе, его влияние на ту или иную область общественных явлений или даже на жизнь общества в целом, что позволяет относить людей к разным классам