Теория социального неравенства




Подходы к изучению общества

Название подхода Мыслители Содержание подхода
Натуралистический Ш.Монтескьё,.Н. Гумилёв Общество — особая часть природы
Культурно-исторический Н. Я. Данилевский Жизнь общества — область влияния моральных, эстетических и других духовных ценностей, составляющих основу культуры
Идеалистический Г. Гегель Общественная жизнь объясняется исходя из развития сознания, признания ведущей роли духовных, идеальных явлений
Материалистический К. Маркс, Ф. Энгельс Основой общественной жиз­ни выступает деятельность людей по удовлетворению своих материальных потреб­ностей (материальное производство); реальная материальная жизнь людей определяет их сознание

 

 

Сферы жизни общества (цивилизационный подход)

 

Общественно-экономическая формация — философская кате­гория, отражающая качественно определенный, исторически кон­кретный тип социальной системы, возникающей на основе опре­деленного способа производства.

Цивилизационный подход к изучению истории

Цивилизационный подход к истории был пред­ложен английским философом и историком Арнольдом Тойнби. Основываясь на теории культур­но-исторических типов, разработанной Н. Я. Данилевским, ученый утверждал, что единой линии закономерного развития всего человечества не существует, а разные народы проходят свой, само­бытный путь исторического развития Арнольд Тойнби. Движущая сила истории: теория «вызова-и-ответа»

 

Исторические формы гуманизма

Древняя Греция сформировалось убеждение в том, что свободные люди должны не только мно­гое знать о себе и мире в целом, но и уметь управлять собой, быть гармонично разви­тыми
Средние века призвание человека виделось в служении Богу, в смирении и подчинении разума вере
Эпоха Возрождения и эпоха Просвещения освобождение человеческого разума от власти религиозных догм, связь свободы человека с правом на частную инициати­ву и предприимчивость с опорой на соб­ственный разум при организации как лич­ной, так и общественной жизни
Современный гуманизм светский — мировоззрение, которое про­возглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положитель­ных способностей наивысшей ценностью; религиозный — человек-творец, создание по образу и подобию Бога; цель челове­ка — достижение величайшей силы; до­бродетель — в самореализации

 

Антропоцентризм — основа современного гуманизма, воззре­ние, согласно которому человек есть центр и высшая цель миро здания.

Культура (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие)

в Древней Греции: пайдейя — вос­питание в соот­ветствии с тра­дициями народа, его жизненными правилами

в Древнем Риме - способ воспитания человека-гражданина, достойного члена общества

в Средне­вековье- умение истолковывать и по­нимать тексты Священного Писания. При этом главной задачей было постижение Бога и зависящей от него человеческой судьбы

 

Бэкон основатель экспериментального метода в науке («пытка природы»)

Теория социального неравенства

-— Причины социального неравенства — существование частной собственности и эксплуатация человека человеком.

Социальное неравенство — неизбежное социальное явление,а идеи социального равенства несбыточны, утопичны.

Социальное неравенство порождено разделением труда и не­одинаковой значимостью для общества тех или иных видов деятельности.

В марксистской теории, согласно В. И. Ленину, «классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически опре­деленной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленно­му и оформленному в законах) к средствам произ­водства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают»

В современной социологии, согласно П. Бурдьё выделяются:

экономический капитал;

социальный капитал — характеристика социального влияния человека;

культурный капитал — выражает уровень образованности, общей культуры и т. д.;

символический капитал — основывается на приобретенной репутации и выражается в общественном признании.

Все виды капитала связаны между собой и характеризуют поло­жение человека в обществе, его влияние на ту или иную область общественных явлений или даже на жизнь общества в целом, что позволяет относить людей к разным классам



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: