Немецкий ученый М. Вебер (1864—1920) впервые выделил значение множества факторов в определении полного социально-экономического статуса или положения человека или группы людей.
Русско-американский социолог П. Сорокин (1889— 1968) ввел понятие «стратификация» для описания неравенства в обществе. По его мнению, социальное неравенство связано с четырьмя группами факторов: права и привилегии, обязанности и ответственность, социальное богатство и нужда, власть и влияние.
Американский социолог Т. Парсонс (1902—1979) выделил в качестве дифференцирующих признаков:
1) характеристики, которыми люди обладают от рождения, — пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и пр.;
2) признаки, связанные с различными видами профессионально-трудовой деятельности;
3) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т. д.
Социальный статус — это место, которое занимает отдельный человек или группа людей в структуре общества.
Престиж — оценка людьми того или иного статуса, закрепленная общественном мнении.
По мнению русско-американского социолога П. Сорокина:
1) социальное пространство — это народонаселение Земли;
2) социальное положение — это совокупность связей человека со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т. е. с ее членами;
4) положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей;
5) совокупность таких групп, а также совокупность положении внутри каждой из них составляет систему социальных координат позволяющих определить социальное положение любого индивида
|
По мнению современного американского социолога Э. Шилза, основными структурными элементами общества являются:
1) семьи и родственные группы;
3) корпоративные органы и организации (союзы, фирмы, церкви, школы, партии, армии);
4) системы, формально и неформально организованные по территориальному принципу (общины, деревни, округа, районы, города);
4) неорганизованные совокупности людей, выделяемые на основании статуса и обладающие общей культурой (социальные классы, слои, профессии, религии, языковые группы).
Вывод: общество — это совокупность относительно специализированных изначальных, корпоративных и культурных коллективов, образуемая в единое целое в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру.
Социальный институт
По мнению американского социолога Р. Миллса: институт — это общественная форма определенной совокупности социальных ролей;
институты классифицируются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т. д.), образуют институциональный порядок;
комбинация институциональных порядков образует социальную структуру.
В современном обществе выделяет пять институциональных порядков:
экономический — институты, организующие хозяйственную деятельность;
политический — институты власти;
семейный — институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
военный — институты, организующие законное наследие;
религиозный — институты, организующие коллективное почитание богов.
|
Возникновение социальных институтов — это, прежде всего, процесс выработки и закрепления социальных норм, правил, а также определенных социальных ролей
— регулирование и упорядочение общественных отношений; —«упрощение и рационализация жизни людей, подчинение ее понятным и общепринятым правилам;
—в закрепление накопленного людьми опыта совместной жизнедеятельности и обеспечение его передачи новым поколениям людей;
—«помощь в согласовании взаимных связей и действий людей; —я сплочение людей;
—в поощрение правильных действий и наказание за нарушения правил;
-— приобщение людей к значимым для общества ценностям, нормам и образцам поведения.
Демографическая структура общества — распределенность населения, но определенным группам: половозрастным, поселенческим и т. д.
Английский экономист и священник Т. Р. Мальтус (1766—1834)
В книге «Опыт о законе народонаселения» (1798) сформулировали овал три основных тезиса:
Из-за биологической способности к продолжению рода человек использует свои физические способности для увеличения продовольственных ресурсов.
Народонаселение строго ограничено средствами существования.
Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному содержанию, или несчастьями (войны, эпидемии, голод).
Вывод: народонаселение растет в геометрической прогрессии, и существования — в арифметической. Общая численность населения плотность населения темпы роста населения соотношение между мужчинами и женщинами в разных возрастных слоях состояние здоровья населения миграционная подвижность рождаемость и смертность.
общая численность населения плотность населения темпы роста населения соотношение между мужчинами и женщинами в разных возрастных слоях состояние здоровья населения миграционная подвижность рождаемость и смертность
Немецкий социологК. Манхейм ( 1893—1947) охарактеризовал молодежь как: своего рода резерв, выступающий на передний план, когда оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам, так как она выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни;потенцию, готовую к любому начинанию.