Теория социальной стратификации




Немецкий ученый М. Вебер (1864—1920) впервые выделил значение множества факторов в определе­нии полного социально-экономического статуса или положения человека или группы людей.

Русско-американский социолог П. Сорокин (1889— 1968) ввел понятие «стратификация» для опи­сания неравенства в обществе. По его мнению, со­циальное неравенство связано с четырьмя группами факторов: права и привилегии, обязанности и от­ветственность, социальное богатство и нужда, власть и влияние.

Американский социолог Т. Парсонс (1902—1979) выделил в качестве дифференцирующих признаков:

1) характеристики, которыми люди обладают от рождения, — пол, возраст, этническая принадлеж­ность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и пр.;

2) признаки, связанные с различными видами профессионально-трудовой деятельности;

3) элементы «обладания», куда включаются соб­ственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т. д.

Социальный статус — это место, которое занимает отдельный человек или группа людей в структуре общества.

Престиж — оценка людьми того или иного статуса, закрепленная общественном мнении.

По мнению русско-американского социолога П. Сорокина:

1) социальное пространство — это народонаселе­ние Земли;

2) социальное положение — это совокупность свя­зей человека со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т. е. с ее членами;

4) положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей;

5) совокупность таких групп, а также совокупность положении внутри каждой из них составляет систему социальных координат позволяющих определить социальное положение любого индивида

По мнению современного американского социолога Э. Шилза, основными структурными элементами общества являются:

1) семьи и родственные группы;

3) корпоративные органы и организации (союзы, фирмы, церкви, школы, партии, армии);

4) системы, формально и неформально организованные по территориальному принципу (общины, деревни, округа, районы, города);

4) неорганизованные совокупности людей, выделяемые на осно­вании статуса и обладающие общей культурой (социальные классы, слои, профессии, религии, языковые группы).

Вывод: общество — это совокупность относительно специализированных изначальных, корпоративных и культурных коллективов, образуемая в единое целое в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру.

Социальный институт

По мнению американского социолога Р. Миллса: институт — это общественная форма определенной совокупности социальных ролей;

институты классифицируются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т. д.), образуют институциональный порядок;

комбинация институциональных порядков образует социальную структуру.

В современном обществе выделяет пять институцио­нальных порядков:

экономический — институты, организующие хозяйственную деятельность;

политический — институты власти;

семейный — институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

военный — институты, организующие законное наследие;

религиозный — институты, организующие коллективное почитание богов.

Возникновение социальных институтов — это, прежде всего, процесс выработки и закрепления социальных норм, правил, а также определенных социальных ролей

— регулирование и упорядочение общественных отношений; —«упрощение и рационализация жизни людей, подчинение ее понятным и общепринятым правилам;

—в закрепление накопленного людьми опыта совместной жизнедеятельности и обеспечение его передачи новым поколениям людей;

—«помощь в согласовании взаимных связей и действий людей; —я сплочение людей;

—в поощрение правильных действий и наказание за нарушения правил;

-— приобщение людей к значимым для общества ценностям, нормам и образцам поведения.

Демографическая структура общества — распределенность населения, но определенным группам: половозрастным, поселенческим и т. д.

Английский экономист и священник Т. Р. Мальтус (1766—1834)

В книге «Опыт о законе народонаселения» (1798) сформулировали овал три основных тезиса:

Из-за биологической способности к продол­жению рода человек использует свои физические способности для увеличения продовольственных ресурсов.

Народонаселение строго ограничено средства­ми существования.

Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному содержанию, или несчастьями (войны, эпидемии, голод).

Вывод: народонаселение растет в геометрической прогрессии, и существованияв арифметической. Общая численность населения плотность населения темпы роста населения соотношение между мужчинами и женщинами в разных возрастных слоях состояние здоровья населения миграционная подвижность рождаемость и смертность.

общая численность населения плотность населения темпы роста населения соотношение между мужчинами и жен­щинами в разных возрастных слоях состояние здоровья населения миграционная подвижность рождаемость и смертность

Немецкий социологК. Манхейм ( 1893—1947) охарактеризовал молодежь как: своего рода резерв, выступающий на передний план, когда оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам, так как она выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни;потенцию, готовую к любому начинанию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: