Что делать в этой ситуации?




Одна из ключевых проблем в отношениях между поставщиками ИТ-услуг и их заказчиками – неумение или нежелание правильно составить договор, что влечет за собой скандалы и тяжбы, если что-то пошло не так, как рассчитывала одна из сторон. У нас есть несколько советов, которые помогут предупредить подобное развитие событий.

Известная поговорка гласит: «Оказанная услуга ничего не стоит». Это означает, что после того, как заказчик получает услугу, она для него теряет ценность. И, если в случае с приобретением материального продукта напоминанием о ценности полученного служит сам материальный продукт, то услуга не обладает таким качеством как раз в силу своей незримой специфики.

Например, когда болит зуб, человек готов отдать что угодно, лишь бы избавиться от боли. Но после того, как стоматолог устранит причины боли, вчерашнему страдальцу может показаться, что врач не сделал ничего особенного и вообще услуга оказалась слишком дорогой.

Можно обнаружить и другие проблемы, с которыми, в частности, сталкиваются ИТ-компании при оказании услуг в этой сфере. Таких проблем немало, но объединяет их то, что практически всегда речь идет о разногласиях с заказчиком на тему оплаты оказанных услуг.

Услуги или работы?

Предмет договора – всему голова. Первое, о чем должны договориться заказчик и исполнитель – это описание того, что в итоге должно получиться, то есть какой результат хочет видеть заказчик.

Здесь уместно сделать небольшое отступление. Дело в том, что с юридической точки зрения услуга не имеет результата. Она представляет собой процесс, т.е. совокупность действий, которые должен предпринять исполнитель в заданном контексте. Например, преподаватель иностранного языка, обучая своего подопечного, берется провести серию занятий, однако материального результата такая деятельность не рождает. Результат остается за пределами договоренностей между преподавателем и учеником.

Иное дело, когда речь идет о выполнении работ (построить дом, отремонтировать автомобиль и т.д.) Здесь заказчик ожидает от подрядчика именно материального результата, а как он его достигнет, каким способом и средствами, для клиента решающего значения не имеет.

Как правило, деятельность ИТ-компании представляет собой именно работы с присущим им результатом, который отражен в реальной действительности. Если речь идет о разработке программного обеспечения или внедрении системы управления, итогом служит программный код или изменения в настройках системы. Говоря о техническом обслуживании, понятно, что результатом такой деятельности является исправление технических неисправностей в работе той или иной системы. Таким образом, результат деятельности исполнителя хоть и существует, но он выражен в «цифре» и по этой причине не так легко доступен для восприятия человеком, как предметы материального мира. Так сложилось, что деятельность эта именуется ИТ-услугами, поэтому приходится говорить о результате применительно к услугам, хотя юридически это не всегда корректно.

Периоды оплаты нужно дробить как можно мельче, тогда сократится объем холостой работы, если заказчик надумает неожиданно отказаться от проекта

Возвращаясь к предмету договора, еще раз подчеркнем, он должен быть представлен максимально конкретно. Разумеется, в жизни все гораздо сложнее. Часто заказчик не до конца понимает свои потребности и не может утвердить четкое и понятное техническое задание в качестве приложения к договору. Либо же на этапе подписания договора кажется, что желаемый результат сформулирован, но в ходе исполнения договора, требования начинают меняться, а вместо них появляются новые.

В итоге сроки реализации проекта затягиваются, а ИТ-компания получает кассовый разрыв, т.к. оплата по договору предусмотрена по окончании проекта и сдачи его заказчику. Еще хуже, когда заказчик теряет интерес к проекту и начинает винить исполнителя в затягивании сроков и ненадлежащем качестве производимых работ, после чего отказывается от проекта, а заодно, и от оплаты по нему.

Что делать в этой ситуации?

Разумным способом избежать в будущем такого финала является привязка оплаты к выполнению определенных этапов по договору. Другими словами, периоды оплаты нужно дробить как можно мельче, тогда сократится объем холостой работы, если заказчик надумает неожиданно отказаться от проекта.

Например, этап длится три месяца, затем подписывается акт выполненных работ, после чего исполнитель находится в ожидании оплаты, которая привязана к завершению этапа. Если оплата не производится, он приостанавливает работу (эту возможность желательно зафиксировать в договоре). В этом случае, конечно, тоже можно оказаться в положении, при котором какое-то время придется работать вхолостую. Однако, это не идет ни в какое сравнение с ситуацией, когда исполнитель работает над проектом два года, после чего заказчик объявляет, что полученные результаты его не устраивают, и исполнитель остается без акта и без денег.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: