Упражнения на развитие восприятия и внимания
Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве.
Упражнение №1. "Копирование точек"
Ученику предлагается скопировать несколько групп точек расположенных в строчках, нарисованных на свободном месте справа от образца. Затем ребенок должен (после выполнения задания) рассказать пространственное расположение точек.
Упражнение № 2. Игра "Что это?"
Вы показываете детям контурное изображение каких-либо предметов или, наоборот, только какие-то детали от них, а они должны узнать, что это за предметы.
Упражнение № 3 "Лабиринты"
Учитель показывает образец и говорит: "Видите этого мальчика здесь в центре? Он хочет выбраться вот сюда на улицу. Но он не должен попасть в тупик. Ведь мальчик не может пройти сквозь стену. Давайте попробуем вывести его из этого лабиринта. Дорогу будем помечать с помощью карандаша".
По мере тренированности структура лабиринтов усложняется, а помощь учителя уменьшается, постепенно сводясь на нет.
Упражнение № 4 "Составление фигур из разрозненных деталей"
Учитель предлагает детям отдельные детали какого-либо предмета, дети должны соединить их так, чтобы получил заданный предмет.
"Человечек"
"Лицо'
"Лошадь"
"Автомобиль"
Низкий уровень развития внимания
Упражнения, направленные на увеличение объема внимания
Упражнение № 5
На словесном материале
Занятие проводится включает в себя элемент соревнования. Детям предлагается по сигналу "Внимание!" фиксировать взглядом и постараться прочесть предъявляемый на короткое время (не превышающее 0,5 сек) материал и записать его.
Задание № 1.
Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв
РБВЛ ЖКПРЧ
кптнсд дпв
БМДРКЛФ
стпцгвдк
МВПКШЛЧБХ
ктмц дзнтк
ШРВТБЧ
шгс мвхштсг
ЖГВПРМТК БРНЦДКСЧГ
Задание.№ 2.
Знакомые слова, содержащие от 4 до 16 букв:
Стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка.
Ваза, плита, солнце, чернила, пистолет, спектакль, автомобиль, конструктор, велосипедист.
Задание № 3.
Предложения, содержащие от 5 до 16 букв:
Я бегу
Дай мне
Дым идет
Двор чист
Что делать
Ученье свет
Все по колено
Работа не волк
Счастье в труде
Что ты
Я плыву
Лень мне
Один — воин
Птица поет
Делу — время
Вода в решете
Слово — серебро
Всем не угодишь
Упражнение № 6
На цифровом материале
Упражнение на распределение внимания № 7
Данное упражнение используется как для индивидуальной так и для коллективной работы.
Время работы ограничено: с таблицей № 1 - 3 мин, с таблицей № 2 - 7 минут.
Учитель сообщает детям: "Перед вами таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Всего в таблице, 16 чисел, значит, 9 пропущено. У вас имеется листок, на котором напечатан ряд чисел от 1 до 25. Вы должны отыскать в таблице числа по порядку, начиная с 1. Если вы не найдете в таблице какое-то число, вычеркните его в листке с числами. Исправления не допускаются, старайтесь работать без ошибок".
Аналогичная работа проводится и с таблицей № 2, только количество чисел немного увеличено: используется 25 чисел, а диапазон — от 1 до 30.
Таблица № 1
Таблица № 2
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29,30.