Виды трудовых договоров и их особенности





Трудовой договор занимает особое место в трудовом праве. На основе трудового договора возникают трудовые отношения работника с работодателем, что неизбежно влечет включение этих субъектов в целую систему отношений, которые регулируются трудовым правом.

Этот акт волеизъявления человека сдать другому человеку свою способность трудиться, который может показаться незначительным на фоне других социальных явлений, действительности является тем незыблемым началом целой сферы общественной жизни. Труд является основой создания всех социальных благ, экономических и политических процессов. Именно в трудовой деятельности человек находит не только материальные блага, но и обретает чувство самовыражения, причастности, социальной реализации себя как личности и морального удовлетворения.

Работник имеет право реализовать свои способности к продуктивному и творческому труду путем заключения трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях, если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором или соглашением сторон. Трудовой договор отличается от коллективного, во - первых, сторонами его укладывают, порядком заключения, осуществлением контроля за его исполнением, а, во - вторых, целью и содержанием. Необходимо учитывать и то, что трудовой договор регулирует трудовые отношения отдельного работника и собственника (уполномоченного им органа), т.е. имеет более локальный (ограниченный) характер, тогда как коллективный договор регулирует не только трудовые, но и другие правоотношения, тесно связаны с трудовыми, то есть имеет широкую действие.

Время в отдельных случаях работа может выполняться не на основании трудового договора, а из других юридических оснований. В частности, возможно выполнение работы на основании гражданско - правового договора.

Отличить трудовой договор от договора гражданско - правового характера по социально - экономическому содержанию трудно, хотя основной критерий отличия и понятен: гражданско - правовой договор заключается для достижения результатов труда, а трудовой - регулирует сам процесс труда. В реальности, однако, грань между гражданско - правовым и трудовым договорам нередко стираются.

Эта тенденция усугубляется тем, что широкое применение получило использование термина «трудовое соглашение» о и гражданско - правовых и трудовых договоров, заключаемых для выполнения определенной работы.

Трудовой договор вызвал к жизни целую систему правовых норм, которая нашла свое выражение в форме системы трудового законодательства, где институт трудового договора занимает центральное место.

Согласно ст. 23 КЗоТ трудовой договор может быть:

1) бессрочным, заключаемым на неопределенный срок;

2) на определенный срок, установленный по согласованию сторон;

3) заключаемым на время выполнения определенной работы.

Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, или интересов работника и в других случаях, предусмотренных законодательными актами.


Трудовой договор на неопределенный срок (бессрочный) заключается с соблюдением общих положений, изложенных выше. Это обычный трудовой договор между работодателем и наемным работником. Он заключается во всех случаях, если законодательством не предусмотрены специальные нормы для конкретного вида работ или категорий работников.

Трудовой договор на определенный срок. В условиях перехода к рыночной экономике распространилась практика заключения срочных трудовых договоров. Но Законом Украины от 19 января 1995 p. были внесены изменения в ст. 23 КЗоТ. Законодатель четко выразил свою позицию относительно сужения такой практики: срочный трудовой договор может заключаться только в случаях, установленных в законодательстве, а также в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы, условий ее выполнения или интересов работника. Таким образом, по общему правилу трудовой договор должен заключаться на неопределенный срок.

Вместе с тем следует признать, что формулировка в ст. 23 КЗоТ случаев, когда может заключаться срочный трудовой договор, является неудовлетворительным. Оно довольно расплывчатое и не конкретное, что вызывает в свою очередь недопустимо широкое толкование таких случаев. В частности, ссылки на удовлетворение "интересов работника" позволяет владельцу, как приоритетной стороне трудового договора в условиях широкого безработицы, навязывать срочный характер договора работнику.

Пленум Верховного Суда Украины в постановлении № 9 от 6 ноября 1992 p. разъяснил судам, что при заключении трудового договора на определенный срок этот срок устанавливается соглашением сторон и может определяться не только конкретным периодом, но также и наступлением определенного события, например, возвращение на работу работницы из отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком; работника, который уволился с работы в связи с призывом на срочную военную или альтернативную (невоенную) службу; избранием народным депутатом или на выборную должность (п. 7). Срочный трудовой договор может заключаться для замены временно отсутствующего работника.

В КЗоТ не содержится указания на то, что срочный трудовой договор должен заключаться в письменной форме. Думается, такая норма необходима в законодательстве. Многие из трудовых споров возникает вследствие неправильного оформления срочных трудовых договоров. Заслуживает внимания практика зарубежных стран, где законодательством повсеместно установлено правило о заключении срочных трудовых договоров в письменной форме.

Трудовой договор на время выполнения определенной работы является разновидностью срочного трудового договора, однако его прекращения связано с окончанием обусловленной договором работы. Не надо путать данный вид трудового договора гражданско-правовым договором, связанным с применением труда (отличия были указаны выше).

Срочные трудовые договоры получили широкое распространение в странах с рыночной экономикой и значительно подорвали стабильность занятости миллионов работников.

Для работы по совместительству согласия собственника по основному месту работы не требуется. Вместе с тем руководители государственных предприятий, учреждений и организаций совместно с профсоюзным комитетом могут устанавливать ограничения на совместительство для работников отдельных профессий и должностей, занятых на тяжелых, вредных и опасных работах, дополнительная работа которых может привести к неблагоприятным последствиям для состояния их здоровья и безопасности производства. Ограничения распространяются также на лиц до 18 лет и беременных женщин. Не имеют права работать по совместительству руководители государственных предприятий, их заместители, за исключением научной, преподавательской и творческой деятельности. При найме на работу по совместительству на другое предприятие, в учреждение, организацию работник обязан предъявить собственнику или уполномоченному им органу паспорт. При приеме на работу, требующую специальных знаний, собственник или уполномоченный им орган имеет право потребовать от работника предъявления диплома или иного документа о полученном образовании или профессиональной подготовке. Оплата труда совместителей осуществляется за фактически выполненную работу. По общему правилу полученная за работу по совместительству заработная плата не учитывается при исчислении среднего заработка на основной работе. Отпуск на работе по совместительству предоставляется одновременно с отпуском по основному месту работы на общих основаниях. Согласно ст. 10 Закона Украины «Об отпусках», ежегодные отпуска полной продолжительности до окончания шестимесячного срока непрерывной работы в первый год работы на данном предприятии по желанию работника предоставляются, в том числе совместителям одновременно с отпуском по основному месту работы. Отпуск на работе по совместительству также оплачивается.

Увольнение с работы по совместительству производится по основаниям, предусмотренным КЗоТ Украины, а также в случае принятия работника, не являющегося совместителем, или установления ограничения совместительства в связи с особыми условиями и режимом труда без выплаты выходного помощи (п. 8 Положения об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций).

Запись в трудовую книжку сведений о работе по совместительству может осуществляться по желанию работника по месту основной работы. Согласно действующему законодательству, основной работой считается та, где хранится трудовая книжка работника. На лиц, работающих по совместительству, трудовые книжки ведутся только по месту основной работы (п. 1. 1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях № 58 от 29 июля 1993 г., утвержденной приказом Минтруда Украины, Мин "Юсту Украине, Минсоцзащиты Украины (с изменениями, внесенными приказом № 29 от 26 марта 1996 г.).

Трудовой договор о совмещении профессий и должностей. От совместительства следует отличать совмещение профессий и должностей, под которым понимают форму организации труда, при которой работник, с его согласия, в течение рабочего дня или рабочей смены наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, выполняет дополнительную работу по другой профессии или на другой должности на том же предприятии, в учреждении, организации, за что получает соответствующую оплату. К совмещение приравнивается выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (отпуск, временная нетрудоспособность, служебная командировка) без освобождения от своей основной работы.

Совмещение отличается от совместительства тем, что работа, которая совмещается, выполняется в рамках одного трудового договора, в пределах рабочего времени, отведенного для этого, и на том же предприятии, в учреждении, организации. Есть отличия и в оплате. Согласно ч. 2 ст. 105 КЗоТ, размер доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.

Трудовой договор с государственным служащим. Есть определенные особенности заключения трудового договора с государственным служащим. частности, Законом Украины "О государственной службе" установлены некоторые ограничения при приеме на государственную службу. Не могут быть избраны или назначены на должность в государственном органе и его аппарате лица, признанные недееспособными; имеющие судимость, не совместимую с занятием должности; близкие родственники и свояки на должностях, которые являются непосредственно подведомственными или подчиненными друг другу.

Лицо, которое претендует на занятие должности государственного служащего 3-7 категорий, должна подать по месту будущей службы сведения о доходах, в том числе и за рубежом, относительно себя и членов своей семьи. Лицо, которое претендует на занятие должности государственного служащего 1-й и 2-й категорий, должно подать также сведения о надлежащем ей и членам ее семьи 'и недвижимое и ценное движимое имущество, вклады в банках и ценных бумагах.

Прием на государственную службу на должности 3-7 категорий осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса при приеме на работу в органы исполнительной власти, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 20 декабря 1993 г. по конкурсу замещаются вакантные должности государственных служащих в Администрации Президента Украины, в аппаратах Кабинета Министров Украины, министерств, других центральных органов исполнительной власти и местных государственных администраций, кроме должностей, для которых установлен иной порядок, должностей по совместительству, должностей технического и обслуживающего персонала.

Решением руководителя органа исполнительной власти создается конкурсная комиссия. Вся информация о конкурсе, профессиональные и квалификационные требования к кандидатам на должности обнародуется за месяц до установленной даты. На основе изучения представленных документов, рефератов, собеседования комиссия принимает решение отношении каждого участника конкурса путем голосования. Голосование проводится на закрытом заседании. По результатам конкурса комиссия готовит предложения для руководителя о приеме на работу, стажировку или зачисления в кадровый резерв каждого участника конкурса. Решение конкурсной комиссии имеет рекомендательное значение, оно может быть основой для заключения руководителем трудового договора с кандидатом. Окончательное решение принимает руководитель государственного органа.

С целью приобретения практического опыта, проверки профессионального уровня и деловых качеств работника, который претендует на должность государственного служащего, может провести его стажировка в соответствующем государственном органе сроком до 2 месяцев. В этом случае заключается договор о стажировке. Это разновидность ученического трудового договора. Целью его является освоение работником работы по определенной должности с последующим использованием его на такого рода должности. Стажировки могут пройти только лица, которые впервые претендуют на пост, так и государственные служащие, желающие занять более высокую должность. Выбор кандидата на стажировку проводится по инициативе органа, в котором должно происходить стажировку. При этом необходимо письменное заявление самого стажера и согласие соответствующих руководителей по месту его стажировки и основной работы. Работники, достигшие пенсионного возраста, к стажировке не привлекаются.

Лицо, не является государственным служащим, который после успешного стажировки изъявила желание работать в данном государственном органе, проходит конкурс. При этом ей отдается предпочтение перед лицами, которые принимают участие в конкурсе, но не проходили стажировку.

Для государственных служащих при приеме на государственную службу может устанавливаться испытание сроком до шести месяцев. Прием на государственную службу, продвижение по ней служащих производится в соответствии с категориями должностей, а также рангов, которые им присваиваются. Законом Украины "О государственной службе" предусмотрены 7 категорий и 15 рангов. При приеме на службу служащему присваивается ранг в пределах соответствующей категории должностей. Для присвоения очередного ранга в пределах соответствующей категории должностей государственный служащий обязан успешно отработать на должности два года.

Трудовой договор с молодым специалистом. регулируется рядом нормативно-правовых актов, принятых в Украине в последние годы.

Указом Президента Украины "О мерах по реформированию системы подготовки специалистов и трудоустройства выпускников высших учебных заведений" от 23 января 1996 p. № 77/96 в редакции Указа от 16 мая 1996 p. № 342/96 (Правительственный курьер. - 1996. - 25 января установлены три способа финансового обеспечения подготовки специалистов высшими учебными заведениями: 1) по государственному заказу (за счет средств Государственного бюджета Украины, республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов) 2) за счет средств юридических и физических лиц; 3) за счет собственных средств ученика.

Согласно источнику финансирования определяется и сектор народного хозяйства, где молодой специалист будет трудоустроен. Лица, которые учились за государственный счет, заключают с администрацией высшего учебного заведения соглашение, по которому они обязуются после окончания обучения и получения соответствующей квалификации отработать в государственном секторе народного хозяйства не менее 3 лет.

Порядок трудоустройства выпускников, обучавшихся за счет средств соответствующих юридических и физических лиц, определяется соглашением между ними.

Выпускники, которые учились за собственные средства, имеют право избирать место трудоустройства по собственному желанию.


Трудоустройство молодых специалистов осуществляется на основе Положения о содействии в трудоустройстве выпускников государственных высших учебных и профессиональных учебно-воспитательных учреждений Украины, утвержденного приказом Минобразования Украины от 23 марта 1994 p. № 79 (с изм., Внес. Приказом от 9 декабря 1996 p. № 379) (Информационный бюллетень Украинского государственного центра правовой информации. - 1994. - № 14).

Постановлением Кабинета Министров от 22 августа 1996 p. № 992 утвержден Порядок трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу (ЗП Украины. - 1996. - № 17. - Ст. 460). Выпускники высших учебных заведений, которым присвоена квалификация специалиста с высшим образованием разных образовательно-квалификационных уровней и которые трудоустроены на основании направления на работу, считаются молодыми специалистами в течение 3 лет, а выпускники профессионального учебно-воспитательного заведения - 2 лет с момента заключения ими трудового договора с заказчиком. Время обучения в интернатуре в этот период не включается. Руководители высших учебных заведений после зачисления лиц на обучение по госзаказу заключают с ними соглашения по специальной форме. Выпускники, заключившие такое соглашение, обязаны отработать по месту назначения не менее 3 лет.

Расторжение договора допускается по уважительным причинам: установление инвалидности I или II группы, вследствие чего выпускник не может выехать на работу по назначению, установление инвалидности I или II группы у мужа (жены) выпускника, одного из родителей (или лиц, их заменяющих), если выпускник - беременная женщина, мать или отец, имеющий ребенка в возрасте до 3 лет или ребенка, согласно медицинскому заключению требует ухода (до достижения им 6-летнего возраста) одинокая мать или отец, имеющие ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида; прохождении мужем (женой) военной службы (кроме срочной), в том числе по контракту, и службы в органах внутренних дел за местоположение заказчика поступление в высшие учебные заведения III-IV уровней аккредитации для выпускников учебных заведений I-II уровней аккредитации.

Выпускники трудоустраиваются на места, доведены до высшего учебного заведения по госзаказу. Руководство высшего учебного заведения не позднее чем за год до окончания учебы предлагает выпускнику должность в соответствии с заключенным договором. При этом оформляется карточка трудоустройства выпускника. Заказчик (министерство, областные гос -администрации, государственные организации и учреждения) за 2 месяца до окончания обучения должны подтвердить высшему учебному заведению достоверность мест для трудоустройства.

Выпускнику после окончания высшего учебного заведения вручаются диплом о его окончании, направление на работу и выдаются соответствующие выпускнику средства, перечислены высшему учебному заведению заказчиком. Направление на работу является основанием для заключения трудового договора между молодым специалистом и заказчиком.

Выпускнику, который изъявил желание трудоустроиться самостоятельно (в случае, если с ним не заключен целевой договор), на его письменную просьбу выдается справка о возможности самостоятельного трудоустройства. Такая же справка выдается в случае, если учебное заведение не решил вопрос о трудоустройстве выпускника.

Молодой специалист обязан прибыть к месту назначения в срок, определенный в направлении на работу.

В случае неприбытия молодого специалиста с направлением или отказа без уважительной причины приступить к работе по назначению; увольнения его по инициативе администрации за нарушение трудовой дисциплины; увольнения по собственному желанию в течение трех лет выпускник обязан возместить в установленном порядке в государственный бюджет стоимость обучения и компенсировать заказчику все расходы

Трудовой договор о работе с физическим лицом. Трудовой договор нанимаемого работника с предпринимателем, не обладающий правами юридического лица, или отдельным гражданином подлежит регистрации в недельный срок с момента фактического допуска работников к работе в государственной службе занятости по месту проживания работодателя (ст.24 КЗоТ). Трудовые книжки на таких работников не ведутся, их работа подтверждается справкой службы занятости и справкой об уплате ими взносов на социальное страхование - в Фонд государственного социального страхования и Пенсионного фонда Украины.

Трудовой договор о работе с физическим лицом является обычным трудовым договором, что, как правило, заключается на неопределенный срок. На таких работников распространяется трудовое законодательство. Наниматель обязан соблюдать все гарантии, предусмотренные законодательством о наемных работников, выплачивать страховые взносы за работника в фонды социального обеспечения.

Трудовой договор с работниками о временном выполнении обязанностей по вакантной должности.

По общему правилу временное исполнение обязанностей по вакантной должности не разрешается. Это возможно только в отношении должности, назначение на которую или заключения контракта по которой проводится вышестоящим органом управления. Кроме этого, покровительство ограничивается определенным сроком. Руководитель предприятия обязан в срок не позднее 1 месяца со дня принятия работника представить в вышестоящий орган все необходимые документы для его назначения на должность. А этот орган в месячный срок должен рассмотреть документы и принять решение. В случае утверждения в должности временно исполняющего обязанности работнику должна быть предоставлена ​​другая работа с учетом его квалификации. При отсутствии такой работы или при отказе работника от предложенной работы он освобождается в соответствии с законодательством (в частности, по соглашению сторон, по сокращению штатов, по собственному желанию и др.)..

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: