Тема 2 Занятие 3 Показатели безотказности восстанавливаемых РЭУ
Среднее время востановления и вероятность востановления.
Востанавливаемый объект – это объект для которого в рассматриваемой ситуации проведения востановления роботоспособного состаяния предусмотренино в нормативно- технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Ремонтируемый объект – объект ремонт которого возможен и предусмотрен нормативно- технической и (или) конструкторской (проектной) документацией.
Количественные показатели надежности восстанавливаемых РЭУ.
Под средним временем восстановления понимают математическое ожидание времени восстановления роботоспособного состаяния РЭУ после отказа.
Среднее время восстановления можно определить по аналогии с показателем то
(20)
Пусть за определенный календарный период эксплуатации прошло m отказов.
На восстановления РЭУ после возникновения i-ого отказа затрачивалось время τi (смотри рисунок 2). Тогда среднее время восстановления РЭУ может быть подсчитано как:
(21)
Значение ТВ показывает, сколько в среднем затрачивается времени на обнаружение и устранения одного отказа и характеризует ремонтопригодность РЭУ т.е.
ТВ = Тобн + Ту,
где Тобн - время обнаружение неисправности
Ту – время устранения отказа
Под вероятностью восстановления за заданное время τз понимают вероятность вида
, (22)
где т – случайное время восстановления изделия.
Время восстановления отсчитывается либо непрерывно, если процесс восстановления (ремонта) не прерывается, либо из него по определенным признакам исключают интервалы времени, не обусловленные выполнением восстановительных работ. В связи с этим различают общее время восстановления работоспособности РЭУ и оперативное время восстановления работоспособного РЭУ. Под оперативным временем здесь понимается время, затраченное на непосредственное восстановление (ремонта) РЭУ.
Эксплутационные коэффициенты надежности
Эксплутационные коэффициенты надежности относятся к комплексным показателем надежности, т.е. показателем, характеризующим несколько свойств, составляющих надежность РЭУ.
Под коэффициентом готовности кг понимают вероятность того, что РЭУ окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение РЭУ по назначению не предусматривается.
Количественно коэффициенты готовности можно подсчитать по формуле
(23)
где ti - время безотказно работы между (i -1) и i-м отказом (см. рисунок 2 тема 2 занятие 2)
τi – время восстановления i-ого отказа (см. рисунок 2)
m – количество отказов за рассматриваемый период.
Разделив числитель на знаменатель приведенной формулы на m и воспользовавшись формулами (6 занятия 2) и (2 занятие 3), получим
Кг = (24)
Физически коэффициент кг показывает средний процент РЭУ данного вида, находящегося в работоспособном состоянии в любой момент времени.
Под коэффициентом технического использования ки понимают отношение математического ожидания суммарного времени пребывания объекта в работоспособном состоянии за некоторый период эксплуатации к математическому ожиданию суммарного времени пребывания РЭУ в работоспособном состоянии и простоев, обусловленных техническим обслуживанием и ремонтом за этот же период.
Количественно коэффициент ки может быть подсчитан по формуле
, (25)
где tп i –время вынужденного простоя после i-ого отказа.
В суммарное время вынужденного простоя в общем случае включается время на обнаружение и устранение отказов, регулировку и настройку РЭУ,время простоя из-за отсутствия запасных элементов и время на проведения профилактических работ.
Физически коэффициент ки характеризует долю времени нахождения РЭУ в работоспособном состоянии относительно общей продолжительности эксплуатации.
Коэффициент простоя кп характеризует расход времени на различные непроизводственные затраты и определяется как отношение суммарного времени вынужденных простоев к общему времени безотказной работы и вынужденных простоев за этот же период эксплуатации:
(26)
В общем случае в суммарное время простоя входят все непроизводственные затраты времени, исключая время хранения и нахождения в резерве.
Можно показать, что между коэффициентами ки и кп имеет место связь
КИ =1-КП
Если в качестве суммарных непроизводственных затрат взять только время на восстановление РЭУ после отказов, то получим коэффициент, характеризующий степень необходимости ремонта. Можно показать, что этот коэффициент КР связан с коэффициентом готовности КГ выражением
Кр =1-Кп
Коэффициент кр назван коэффициентом ремонтопригодности, что является не совсем удачным, так как большему значению коэффициента кр соответствует худший уровень ремонтопригодности.
Исправное состояние - такое состояние объекта,при котором он соответствует всем требованием, установленным нормативно –технической и (или)конструкторской документации.
Схема перехода РЭУ из неисправного в неработоспособное состояние.
Неисправное состояние характеризуется тем,что объект не соответствует хотя бы одному из требований нормативно –технической и (или)конструкторской документации.
В неисправное состояние объект переходит после событие – возникновения неисправности. Возникновения неисправности проявляется в виде повреждений или отказа.