ТЕМА 4: Сущность государства.




1. Общая характеристика учений о происхождении государства.

2. Понятие и признаки государства.

3. Функции государства.

4. Форма правления.

5. Форма государственного устройства.

6. Понятие политического режима.

 

1. Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих.

Существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства. Эти теории можно с некоторой долей условности разбить на три группы.

К первой относятся те, которые отвечают на такие вопросы: когда, где в силу каких причин появилось государство как особая форма политической организации (патриархальная, историко-материалистическая). При этом с методологической точки зрения предполагается, что первоначально существовало первобытное общество в форме семейной общины или родового строя, которые на определенном этапе исторического развития трансформировались в государственную организацию.

Ко второй группе относятся теории, которые по своей сути представляют собой идеологическое обоснование правомерности государства и государственной власти (теологическая, договорная). Для сторонников подобного рода концепций не столь важно, какое было догосударственное состояние общества. Главная задача состоит в том, чтобы определить первооснову государственной власти, обосновать ее легитивность и ответить на вопрос, почему нужно повиноваться государственной власти.

К третьей группе относятся теории, которые рассматривают способы и формы возникновения государства (афинская, римская, древневосточная, образование государственности у славянских народов и др.). В данном случае теоретическая проблема происхождения государства переносится в плоскость науки истории государства и права. Поэтому с методологической точки зрения необходимо строго различать процесс первоначального возникновения государства как нового социального института в жизни общества и процессе становления государственности у тех или иных народов. В первом случае мы получаем ответ на вопрос, каким образом в недрах общества зародилось государство. Во втором случае проблема ставится иначе: каким образом в настоящее время, когда почти все человечество живет в государственном состоянии, возможны новые государственные образования. Таким образом, проблему генезиса государства нельзя подменять проблемой образования новых государств. Причины появления конкретных государств могут быть различны, причина же возникновения государства как нового общественного явления должна быть общая и именно к отысканию этой общей причины сводится теория происхождения государства.

Остановимся на некоторых из теорий происхождения государства:

Теологическая теория: Общий смысл сводится к тому, что государство имеет божественное происхождение, оно создано или непосредственно Богом или же людьми по велению Бога. Поэтому необходимо подчиняться существующей государственной власти как проявлению божественной воли. Государство незыблемо, вечно, необходимо смирение перед ним, поскольку оно исходит от Бога. Попытки изменить государственную власть (революции, восстания и т.п.) являются не только государственными преступлениями, но и преступлениями против церкви. Таким образом, большинство теологических теорий обосновывали правомерность существования конкретного государства.

Теория всегда имела и имеет своих сторонников в лице религиозных деятелей Древнего Востока, античных философов, богословов средневековья (Фома Аквинский), светских ученых ХVII-ХIХ вв. (в Голландии – Клавдий Салмазий, во Франции – Жозеф де Местр, в Германии – Франц Шталь), современных идеологов ислама и католической церкви.

Теологическая теория принимала различные формы и развивалась в трех основных направлениях:

1) государство как форма человеческого общения установлено непосредственно волей Бога и предписано им человеку;

2) государство имеет божественное происхождение, потому что все в мире совершается по воле Бога;

3) божественное происхождение имеет не само государство, а власть конкретного верховного правителя.

Патриархальное теория: Патриархальное теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получил второе дыхание в период средневекового абсолютизма. Патриархальная теория рассматривает происхождение государства как естественное развитие первичных форм человеческого общения – семьи, рода. Т.е. государство образовалось из объединившихся семей.

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель. Последователями считаются: немецкий историк Теодор Моммзен, англичанин - Роберт Фильмер, русские ученые - Н. К. Михайловский, М. Н. Покровский.

Само название данной теории (от слова патриарх – праотец, родоначальник) указывает на то, что государство возникло из расширения родового союза, а государственная власть есть не что иное, как развитие и продолжение власти родоначальника, отца семейства, которая переходит сначала во власть родового старейшины, а потом во власть государственную. Аристотель полагал, что естественное стремление человека к общению привело к созданию семьи – первоначального вида человеческого общения. И этот вид общения обусловливается не сознательным решением, а естественным стремлением к продолжению рода человеческого. Объединение семей ради потребностей жизни приводит к появлению более совершенного вида общежития – селения. Общество, состоящее из нескольких селений, по мнению Аристотеля, есть вполне завершенное государство, существующее ради достижения благой жизни.

Данная концепция, особенно в изложении Роберта Фильмера, который доказывал, что власть королей берет свое начало непосредственно от Адама, также направлена на признание абсолютной и не контролируемой со стороны населения власти государства. Необходимо беспрекословное подчинение этой власти. Власть главы государства (монарха) – это продолжение власти главы семейства (патриарха), которая была очень значительной. Монарх объявлялся отцом всех своих подданных.

Теория договорного происхождения государства: Договорная теория возникновения государства получила распространение в XVII – XVIII вв. Ее авторами в разное время являлись: Гуго Гроций – голландский мыслитель и правовед; Джон Локк, Томас Гоббс – английские философы; Шарль-Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан Жак Руссо – французские философы-просветители; А.Н. Радищев – русский философ и писатель-революционер.

Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой.

Договорная теория относится к числу рационалистических объяснений происхождения государства. Образование государства рассматривается как результат свободной и сознательной воли человека, как некий воображаемый или действительный юридический акт заключения общественного договора. При этом предполагается, что до возникновения государства люди жили в естественном состоянии. Они не только не были подчинены государству, но не составляли общества, не были связаны никакими социальными узами.

Естественное состояние рода человеческого понималось различными авторами по-разному. Английский мыслитель Томас Гоббс представлял его в виде дикой анархии, войны всех против, всех. Государство учреждается путем заключения договора для того, чтобы с его помощью избавиться от «разнузданного состояния безвластия». По мнению Т. Гоббса, договор заключался между всеми членами государственного союза, в силу которого будущие подданные отказывались от всех своих прав в пользу суверена и признавали за ним неограниченную власть над собой. Подданные же по отношению к верховной власти прав не имели, и поэтому она не могла быть по праву уничтожена людьми, согласившимися ее установить.

Другой английский мыслитель Джон Локк также считал, что до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. Однако оно не было состоянием войны всех против всех. Наоборот, в этом состоянии господствует равенство, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого. Государство же создается в целях более надежного обеспечения естественных прав граждан, зашиты личности и собственности.

Договорной теории придерживались многие выдающиеся философы, однако наибольшую популярность она приобрела в той форме, которую ей придал крупнейший французский мыслитель Жан Жак Руссо. Как и его английские предшественники, он исходил из того, что люди первоначально находились в естественном состоянии, где нет еще частной собственности, где все свободны и равны. Однако, уже в этом предгосударственном состоянии «нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и. отчаявшийся, не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных». Выход из этого тупика был один – создать государственную власть и закон, которым будут подчиняться все.

Теория насилия: Теория насилия возникла в качестве критики рационалистических теорий. Теория насилия опирается прежде всего на исторические факты и ищет причины возникновения государства в материальных условиях жизни общества.

Эта теория выдвигалась различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 – 338 до н.э.) – китайский политик. В более позднюю эпоху ее разрабатывали Е. Дюрринг, Л. Гумплович, К. Каутский.

Наиболее полно и последовательно теория насилия изложена польско-австрийским социологом и государствоведом Гумпловичем (1838 – 1909) в его работах «Раса и государство» и «Общее государственное право». Он считал, что люди появились первоначально в виде отдельных, совершенно обособленных групп. Человечество, по его мнению, с самого начала было разделено на расово-этнические группы, которые постоянно враждуют между собой. В результате порабощения одних общественных групп другими возникает государство. Совместное существование на одной территории двух или более враждебных групп требует установления определенного порядка в форме государственной организации. Характеризуя природу государства, Л.Гумплович делает следующий вывод: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе». Насилие – «вот родители и повивальная бабка государства».

Идеи Л.Гумпловича получили широкое распространение во многих странах, в том числе в Германии, Франции, США, России и др. Так, американский социолог Л.Уорд представлял процесс зарождения государства следующим образом: 1) покорение одной расы другою; 2) происхождение каст; 3) постепенное смягчение этого положения, устанавливающего значительное неравенство личное, общественное и политическое; 4) подстановка на место чисто военного господства законного порядка и рождение идеи права; 5) происхождение государства, в котором всем присваиваются права и обязанности; 6) соединение разнородных элементов в народ; 7) рождение и развитие чувства патриотизма и образование нации.

Органическая теория: В XIX в. появились новые концепции о происхождении государства и права. Успехи естествознания неожиданно привели к попыткам распространения открываемых закономерностей развития живой природы на процессы развития человеческого общества. Так возникла органическая теория, выдвинутая Г.Спенсером, в соответствии с которой под влиянием различных факторов, общих для всех живой природы, в процессе эволюции общества люди объединяются в единый организм – государство. Таким образом, государство возникает как результат естественного развития животного мира от низших форм к высшим. Согласно этой теории цепь живых существ, которая идет от простейших организмов к более сложным и доходит, наконец, до человека, не кончается на нем, а развивается дальше. За человеком, или точнее, над человеком существует целый ряд высших организмов. Это – организмы общественные, которые состоят из отдельных людей, как организмы животных и растений из клеток. В таком государстве правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции, а господствующие классы – внешние.

Психологическая теория. Представители Льв Иосифович Петражитский, В. Лундштет, К. Оливекрона, А. Росс. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.). Наиболее полно теория изложена в труде "Теория права и государства в связи с теорией нравственности". Представителями этой теории, объяснили появление государства проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, сознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений.

2. Исторически известны различные формы социальной организации жизни людей: семья, род, племя, союз племен, община, селение, город-государство и, наконец, государство в его современном виде. Государство - явление историческое. В первобытном обществе не было не государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным. Одновременно возникали новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. Появилась частная собственность. В результате возникла потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.

Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство».

Основными причинами появления государства были следую­щие:

- необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением;

- необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей;

- необходимость подавления сопротивления эксплуатиру­емых.;

- необходимость поддержания в обществе порядка, обеспе­чивающего функционирование общественного производства, со­циальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен;

- необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

Часто государство понимается в самом широком смысле слова как общность людей, объединенных общими интересами и властью и проживающих на определенной территории. В контексте политической системы государство рассматривается в узком смысле слова как основной субъект осуществления власти в обществе.

Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Государство - это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть. В современной теории права обязательными элементами государства признаются суверенитет и право.

Территория - это пространственная основа государства. Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой земле.

Население - то есть человеческое сообщество, проживающее на территории государства и подчиняющееся его власти.

Власть - отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества. Политическая власть является регулятором поведения населения данного государства. Государственная власть:

1) распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);

2) носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);

3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);

4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

5) устанавливает систему налогов;

6) организует население по территориальному признаку;

7) характеризуется легитимностью и легальностью.

Суверенитет — (франц.) «верховенство», «независимость», «самостоятельность», как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам.

Право - система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений

К признакам государства относится:

- публичная политическая власть (государственная власть);

- административно–территориальная организация населения;

- налоги и займы;

- право;

- государственный суверенитет.

- монополия на легальное применение силы, физического принуждения;

- монополия на официальное представительство всего общества;

- наличие государственных символов - герба, флага, гимна.

Итак, государство - это политическая целостность, образуемая национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения.

 

3. Как и само государство, функции его не оставались неизменными в истории и видоизменялись с развитием общества. Однако ряд функций остается практически неизменным и имеет место в любом государстве.

В большинстве современных государств выделяют два вида государственных функций в соответствии с местом их осуществления - внутренние и внешние.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, относятся следующие виды функций:

Охранительные - обеспечение общественного и правового порядка, защита и охрана прав и интересов субъектов, конституционного строя и государства от противоправных посягательств.

Экономические - активная разработка и проведение экономической политики, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Социальные – забота о гражданах, которые в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование.

Культурно-воспитательные - каждый гражданин должен иметь образование, соответствующее принятому стандарту, поощрение и развитие искусства, обеспечение свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.

Природоохранительные.

Правовые - защита законных прав и интересов граждан, предотвращение социальных конфликтов.

К внешним функциям относятся:

Защита общества от внешних врагов - нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства.

Развитие цивилизованных отношений с другими странами.

Борьба с международной преступностью.

По ветвям власти функции делятся: законодательная, исполнительно-распорядительная, судебная, контрольно-надзорная.

 

4. Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования.

В современных государствах различают следующие формы правления: монархия и республика.

Монархия - верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках одного человека.

Как форма правления отличается следующими признаками:

· существование единоличного носителя верховной власти, - монарха, который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;

· наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;

· монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;

· отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.

В свою очередь она делится:

Абсолютная монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу (Россия до 1905г).

Ограниченная монархия - форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом или законодательным актом. (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Республика - верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти

как форма правления отличается следующими признаками:

· выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером;

· наличием выборного на определенный срок главы государства;

· производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;

· юридической ответственностью главы государства.

Она подразделяется:

Парламентская республика - форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. (Италии Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.).

Президентская республика - форма правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. (США, Латинская Америка).

Смешенная республика характеризуется наличием основных черт обоих типов республиканской формы правления.Отсутствует прямая юридическая связь между президентом и правительством. Президент избирается народом, но не возглавляет исполнительную власть.

 

5. Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Форма государственного устройства показывает

· из каких частей состоит внутренняя структура государства;

· каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

· как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

· в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

· унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы;

· на территории действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

· составные части государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

· на территории проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

· все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

· имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия, РБ, Литва, Польша и др,.

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федерация характеризуется следующими признаками:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. (Египет и Сирия для войны с Израилем, до 1848 г. Швейцарская федерация).

Конфедерация характеризуется следующими чертами:

1. конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

2. конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

3. сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

4. государства могут договориться о единой денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

6. Политический режим представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Основу политического режима сегодня составляют следующие типы:

Демократический



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: