К полномочиям ФСКН относится и осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Так, в октябре 2010 года уничтожение четырех нарколабораторий и обнаружение героина на сумму почти в 56 миллионов долларов стало возможным благодаря тесному сотрудничеству американских антинаркотических органов с российскими и афганскими.
Глава ФСКН РФ Виктор Иванов сообщил журналистам в Москве, что спецслужбы России и США впервые в истории провели в Афганистане совместную операцию по уничтожению четырех нарколабораторий (три лаборатории изготавливали героин, одна - морфий). Общий объем нанесенного наркодельцам ущерба, по предварительным данным, составляет более миллиарда долларов. Операция проводилась в нескольких километрах от границы с Пакистаном. В операции участвовали ФСКН, МВД Афганистана и американский спецназ, были задействованы девять вертолетов коалиционных сил. По словам Иванова, уничтоженного героина хватило бы на 200 миллионов доз.
С 15 марта по 22 апреля 2012 г. инструкторами ФСКН России проведен курс повышения квалификации для сотрудников антинаркотических подразделений МВД Республики Анголы.
Курсы проходили в г. Луанде в рамках Соглашения между ФСКН России и МВД Республики Анголы, которое предусматривает подготовку и обучение сотрудников правоохранительных органов этой страны.
В рамках первого этапа курсы повышения квалификации прошли более 50 сотрудников оперативных подразделений МВД Анголы.
|
24 мая 2012 г. в Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина (г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, д. 3) прошло шестое заседание Рабочей группы по противодействию незаконному обороту наркотиков, созданной в рамках двусторонней Российско-Американской Президентской комиссии.
Рабочая группа создана в июле 2009 года. Её деятельность касается широкого спектра вопросов борьбы с незаконным оборотом наркотиков, профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых.
На заседании обсуждались вопросы противодействия глобальной наркоугрозе, сокращения спроса на наркотики, лечения и реабилитации наркозависимых, совершенствования российского и американского антинаркотического законодательства.
12-14 июня 2012 года в г. Денпасар (Индонезия) состоялась XXIX международная Конференция правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (IDEC – XXIX). В её работе приняли участие делегации из почти 100 государств. Российскую делегацию возглавлял первый заместитель директора ФСКН России Владимир Каланда.
В рамках заседания состоялся конструктивный обмен мнениями по проблемам борьбы с наркоугрозой, исходящей с территории Афганистана
Владимир Каланда так же провел презентацию Российской Федерации, где в 2013 году в Москве состоится XXX юбилейная международная Конференция правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков
Кроме этого ФСКН подписывает различные соглашения с другими ведомствами и министерствами РФ по борьбе с оборотом наркотиков.
|
Так, например, было подписано соглашение между Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службой от 25 января 2005 г. NN ВЧ-2, 01-48/1 "Об основных направлениях взаимодействия и координации деятельности Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службы"
Статья 1 данного соглашения устанавливает, что:
стороны в пределах установленной компетенции и предоставленных полномочий осуществляют взаимодействие и координацию своей деятельности по следующим основным направлениям: обмен информацией; проведение оперативно-розыскных мероприятий; использование специальных технических средств;
накопление и использование информационных массивов, оперативных учетов и архивов; обеспечение собственной безопасности; профессиональное обучение кадров; научно-исследовательская и педагогическая деятельность; разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, обмен ведомственными правовыми актами.
Согласно ст. 2 соглашения стороны обмениваются оперативной, оперативно-справочной (содержащейся в оперативно-справочных банках данных) и криминалистической информацией о конкретных фактах, событиях и лицах, причастных к незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, транспортных средствах и маршрутах. используемых при незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, методах сокрытия и маскировки, применяемых при транспортировке и сбыте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых видах наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, появившихся в незаконном обороте, технологиях их изготовления и используемых при этом веществах, о легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также иной информацией, представляющей взаимный интерес в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или относящейся к компетенции другой Стороны.
|
Согласно ст. 6 Соглашения стороны организуют и проводят совместно (на основе согласованных планов) или самостоятельно (по отдельным вопросам) в интересах другой Стороны оперативно-розыскные, оперативно-профилактические и иные мероприятия, в том числе комплексные межрегиональных операции по пресечению противоправной деятельности организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций), направленные на выявление, локализацию и ликвидацию каналов незаконного ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также выявление и пресечение попыток использования территории Российской Федерации в качестве транзитного пункта для нелегальной доставки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в другие государства, предусматривая при этом меры по физической защите участников мероприятий силами подразделений собственной безопасности.
Согласно ст. 12 Соглашения настоящее Соглашение заключено на неопределенный срок и вступает в силу со дня его подписания.
Соглашение может быть расторгнуто по инициативе любой Стороны путем письменного уведомления другой Стороны не позднее, чем за шесть месяцев до даты его расторжения.
Внесение изменений и дополнений в настоящее Соглашение производится по взаимному письменному согласию Сторон. Изменения и дополнения к настоящему Соглашению оформляются протоколами и становятся неотъемлемой частью Соглашения.
Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.
Такие и подобные соглашения могут быть подписаны ФСКН и с другими министерствами и ведомствами.
Так, с целью координации работы органов исполнительной власти и общественных объединений в сфере профилактики наркозависимости и преступлений, связанных с оборотом наркотиков в структуре Управления ФСКН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области создан Отдел межведомственного взаимодействия в сфере профилактики.
Основные задачи отдела:
· Создание комплексной системы мер, направленной на снижение роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота.
· Совершенствование нормативной правовой базы в области противодействия злоупотреблению наркотиками совершенствование антинаркотической пропаганды.
· Создание системы мониторинга масштабов распространения наркомании.
· Совершенствование форм и методов профилактической работы с лицами, склонными к употреблению и употребляющими наркотики.
· Организация взаимодействия с территориальными управлениями, органами муниципальной власти, администрацией Санкт-Петербурга и Ленинградской области, федеральными органами исполнительной власти по вопросам профилактической работы.
· Координация деятельности общественных организаций осуществляющих работу в сфере профилактики и борьбы с наркоманией.
Межведомственные взаимодействия очень важны в этом направлении. И относится это не столько к правоохранительным органам, сколько к профилактической деятельности. В этом отношении большие надежды возлагаются на реализацию федеральной целевой программы «Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Указом Президента РФ от 09.06.2010 г. № 690.
Генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.