ОБЩИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (ПРИНЦИПЫ) ЗАНЯТИИ физической культурой и спортом




Систематические занятия физической культурой или спортом вызывают адаптацию (специфическое приспособление) орга­низма к физическим нагрузкам. В основе такой адаптации лежат возникающие в результате тренировки морфологические, метабо­лические и функциональные изменения в различных органах и 7 тканях; совершенствование нервной, гормональной и автономной клеточной регуляции функций. Все эти изменения определяют тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма, обеспечивающих осуществление данной (тренируемой) мышечной деятельности, и, как следствие, в повышении уровня физической подготовленности (тренирован­ности) занимающегося, в росте спортивного результата. При ана­лизе факторов, определяющих тренировочные эффекты, выделяются следующие физиологические закономерности:

1)основные функциональные эффекты, тренировки;

2)пороговые (критические) нагрузки для возникновения тренировочных эффектов;

3) специфичность тренировочных эффектов;

4) обратимость тренировочных эффектов;

5)тренируемость, определяющая величину тренировочных эффектов.

ХI.1. Два основных функциональных эффекта тренировки

Систематическое выполнение определенного вида (видов) фи­зических упражнений (тренировка) вызывает два основных поло­жительных функциональных эффекта:

1) усиление максимальных функциональных возможностей все­го организма в целом и его ведущих систем, обеспечивающих выполнение тренируемого упражнения;

2) повышение эффективности (экономичности) деятельности всего организма в целом и его органов и систем при выполнении тренируемого вида мышечной деятельности.

О первом эффекте свидетельствует рост максимальных показа­телей, выявляемых при выполнении предельных, максималь­ных, тестов (упражнений). Эти показатели отражают текущие максимальные функциональные возможности организма, которые существенны для выполнения данного вида мышечной деятель­ности. Например, об эффекте тренировки выносливости свидетель­ствует повышение максимальных аэробных возможностей организ­ма — максимальной аэробной мощности и максимальной аэробной емкости (продолжительности выполнения аэробной мышечной ра­боты определенной мощности, например на уровне МПК).

О втором эффекте свидетельствует уменьшение функциональных сдвигов в деятельности различных ведущих органов и систем ор­ганизма при выполнении стандартной немаксимальной нагрузки. Так, при выполнении одинаковой нагрузки у тренированного человека по сравнению с нетренированным или у одного и того же человека после определенного периода трени­ровки отмечаются меньшие функциональные сдвиги (в ЧСС, легоч­ной вентиляции, количестве и уровне сократительной активности скелетных мышц, температуре тела, концентрации лактата, кате-холаминов и других гормонов в крови, симпатической нервной активности и т. д.), а также снижение энергетических расходов при выполнении данной нагрузки (например, снижение потребле­ния О2). Последний феномен проявляется наиболее заметно в тех видах мышечной деятельности, выполнение которых связано с овладением и совершенствованием сложной координации движе­ний, например в плавании (см. VIII.2.)

xi.2. Пороговые тренирующие нагрузки

Не всякая даже систематическая физическая активность может рассматриваться как тренировка, поскольку повышение функцио­нальных возможностей отдельных органов, систем и всего орга­низма в целом, т. е. тренировочные эффекты, возникает только в том случае, если систематические функциональные тренирующие нагрузки достигают или превышают некоторую пороговую нагрузку. Такая пороговая тренирующая нагрузка должна заведо­мо превышать обычную (повседневную бытовую или привычную тренировочную) нагрузку. Поэтому, принцип пороговых нагрузок часто обозначают как принцип прогрессивной (нарастающей) сверхнагрузки.

Наиболее существенное правило при выборе пороговых трени­рующих нагрузок состоит в том, что они должны находиться в определенном соответствии с текущими функциональными возмож­ностями данного человека (его ведущих для данного упражнения систем). Так, одна и та же тренировочная нагрузка может быть пороговой или надпороговой (тренирующей) для малотренирован­ного человека и ниже пороговой и потому неэффективной для высокотренированного спортсмена. Следовательно, педагогический Принцип индивидуализации в значительной мере опирает­ся на физиологический принцип пороговых нагрузок. Из последнего также следует, что при определении тренировочных нагрузок пре­подаватель (тренер) должен иметь достаточное представление о физиологических (функциональных) возможностях занимающегося физической культурой или спортом.

По существу, педагогический принцип постепенности в повышении нагрузки также есть следствие физиологического принципа пороговых нагрузок, так как пороговая тренирующая нагрузка должна постепенно увеличиваться по мере повышения функциональных возможностей тренирующегося человека.

Для решения различных задач тренировки (повышения физи­ческой подготовленности, роста спортивного результата, улучшения состояния здоровья, восстановления работоспособности после за­болеваний или травм и т. д.), а также для людей разного возраста, пола и степени функциональной подготовленности (тренирован­ности) требуются неодинаковые пороговые нагрузки. Так, относи­тельные и особенно абсолютные пороговые нагрузки, которые используются спортсменами с целью повышения спортивного ре­зультата, значительно выше, чем те, которые применяются зани­мающимися физической культурой с целью улучшения состояния здоровья. Неодинаковые пороговые нагрузки применяются для повышения функциональных возможностей (физической под­готовленности) в одном случае и поддержания их на дости­гнутом уровне в другом (см. XI.4.).

Основными параметрами физической нагрузки являются ее интенсивность, длительность и частота, которые вместе определяют объем нагрузки. Каждый из этих пара­метров, хотя и играет самостоятельную роль в определении вели­чины тренировочного эффекта, однако их взаимовлияние столь сложно, что выделить относительную роль каждого из них и сте­пень взаимозаменяемости не представляется пока возможным. Роль каждого параметра физической нагрузки в значи­тельной мере зависит от выбора показателей, по которым судят о тренировочном эффекте.

Так, в двух группах испытуемых, тренирующихся с разной интенсивностью: па уровне МПК и 60% МПК, прирост последнего был выше у 1-й группы. В то же время изменение ЧСС и концентрации лактата в крови при субмаксимальной тестовой нагрузке не отличалось у двух групп.

Если прирост МПК в значительной мере зависит от интенсивности трени­ровочных нагрузок, то уменьшение рабочей брадикардии больше зависит от частоты, и общей длительности тренировочных занятий, чем от. их интенсивности.

Оптимальные (пороговые) параметры физической нагрузки неодинаковы при определении тренировочного эффекта по повышению МПК, в одном случае, и по снижению веса тела (жировой массы), в другом.

Относительное значение параметров пороговых физических на­грузок зависит также от вида тренировки (силовой; скоростно-силовой, выносливостной, технической или игровой) и от характера тренировки (непрерывной циклической или повторно-интервальной).

XI.2.1. Интенсивность тренировочных нагрузок

Существует несколько физиологических методов определения интенсивности нагрузки при выполнении глобальных циклических упражнений в процессе тренировки выносливости. Прямой метод заключается в измерении скорости потребления О2 — абсо­лютной (л/мин) или относительной (%МПК), или в единицах метаболического эквивалента (МЕТ). Все остальные методы косвенные. Они основаны на определенной связи между интенсив­ностью аэробной нагрузки и физиологическими показателями во время ее выполнения.- В качестве таких показателей наиболее употребимы ЧСС и анаэробный порог. Ввиду большей изученности и простоты чаще используется ЧСС.

Определение интенсивности тренировочной нагрузки по ЧСС. В основе определения интенсивности тренировочной нагрузки по ЧСС лежит прямая связь между ними: чем больше аэробная циклическая нагрузка, тем выше ЧСС. Для определе­ния интенсивности физиологической нагрузки у людей разного возраста, пола и уровня физической подготовленности (трениро­ванности) более правильно использовать не абсолютные, а относи­тельные показатели ЧСС. Обычно используется один из двух таких показателей — относительная рабочая ЧСС или относительный ра­бочий прирост ЧСС.

Относительная рабочая ЧСС (%ЧССмакс)—это выраженное в процентах отношение ЧСС во время нагрузки, т. е. рабочей ЧСС (ЧССр), к максимальной для данного человека ЧСС (ЧССмакс):

%ЧССмаксс= ЧССмакс ЧССр х100%

Приближенно ЧССмакс можно рассчитать по формуле: ЧССмакс = 220 — возраст (в годах). Например, у мужчины 50 лет ЧССмакс в среднем равна 170 уд/мин (220— 50). Следует, однако, иметь в виду довольно значительные различия ЧССмакс у разных людей даже одного и того же возраста. Рабочая ЧСС (ЧССР) должна регистрироваться во время выполнения тренировочного упражнения или в крайнем случае на протяжении первых 10 с сразу после его окончания.

Относительный рабочий прирост ЧСС. Для оп­ределения этого показателя необходимо знать пульсовой рабочий резерв (ЧССр3), т. е. разницу между ЧССмакс и ЧСС в условиях полного покоя у данного человека (ЧССп): ЧССрз = ЧССмакс —ЧССп. Например, у человека с ЧССмакс, равной 200 уд/мин, и ЧССп равной 70 уд/мин, ЧССрз, составляет 130 уд/мин. Разница между ЧССр и ЧССп называется рабочим приростом ЧСС (ЧССрп). Относительный рабочий прирост ЧСС (ЧССорп) — это выраженное в процентах отношение ЧССрп к ЧССрз,

ЧССорп = ЧССрп Х100%.

ЧССрз

Если в нашем примере ЧССР составляла 160 уд/мин, следо­вательно, ЧССрп равнялась 90 уд/мин (160—70), откуда ЧССорп составила почти 70% (90:130 х 100%).

При определении интенсивности тренировочных нагрузок по ЧСС используются три показателя: пороговая, пиковая и средняя ЧСС. Пороговая ЧСС — это наименьшая ЧСС (интенсив­ность), ниже которой не возникает тренирующего эффекта. Пи­ковая ЧСС — это наибольшая ЧСС (интенсивность), которая может быть достигнута, но не должна быть превышена в про­цессе тренировки. Средняя ЧСС — это ЧСС, которая соот­ветствует средней интенсивности нагрузки данного тренировочного занятия.

При определении интенсивности тренировочных нагрузок для молодых здоровых женщин и.мужчин, занимающихся физической культурой, можно ориентироваться на относительные показатели чсс, приведенные в табл. 33.

Таблица 33 Примерные относительные показатели для тренировки выносливости

Показатель Относительная Относительный
  чсс,% рабочий при-
    рост ЧСС %
Пороговая ЧСС    
Пиковая ЧСС    
Средняя ЧСС 85—95 80—90

Например, у юноши с максималь­ной ЧСС, равной 200 уд/мин, порого­вая, пиковая и средняя тренировоч­ные ЧСС должны составлять (соот­ветственно) 150 уд/мин (75% от 200), 190 уд/мин (95% от 200) и 170— 190 уд/мин (85—95% от 200).

Чем ниже уровень функциональной подготовленности (вы­носливости) человека, тем ниже должна быть интенсивность (абсолютная и относительная) тренировочной нагрузки: трениро­вочные занятия должны проходить при более низких относитель­ных уровнях скорости потребления O2 (%МПК) и ЧСС (%ЧССмаксИЛИ чссорп)

Так, начинать заниматься бегом рекомендуется на уровне 50—60% МПК или 60 70% ЧССмакс. Простая формула для определения тренировочной нагрузки по ЧСС в этом случае: 180 — возраст (в годах). По мере роста тренированности относительная интенсивность нагрузки должна постепенно увеличиваться до 80— 85% МПК (до 95% ЧССмакс).

Другой пульсовой показатель интенсивности тренировочной нагрузки — сумма ЧССп и ЧССорп

Расчет тренировочной ЧСС в этом случае проводится следующим образом. Пусть у молодого человека ЧССп составляет 70 уд/мин, ЧССмакс — 200 уд/мин, ЧССрз, 130 уд/мин (200—70). Рекомендуемая ЧССорп, для тренировки — 60%. Следовательно, абсолютный рабочий прирост ЧСС должен составлять 62 уд/мин (60% от 130), откуда предписываемая тренировочная ЧСС должна быть равна: ЧССп + ЧССорп, т. е. 132 уд/мин (70 + 62).

Примерные величины тренировочной чсс для людей разного возраста, рассчитанные по чссор, приведены в табл. 34 (чсс, принята за 75 уд/мин).

Определение интенсивности тренировочной нагрузки по анаэроб­ному порогу (АП). В последние годы все большее распространение получает мнение о том, что интенсивность, соответствующая АП (см. IV.3.2.), должна использоваться как основная при тренировке выносливости (аэробной работоспособности).

Примерные величины тренировочной ЧСС для людей разного возраста табл.34

 

возраст, лет ЧССмакс, уд/мин Пороговая ЧСС:60%(ЧССмакс-75)+75 Пиковая ЧСС:90%(ЧССмакс-75)+75 Средняя ЧСС:70% (ЧССмакс-75)+75
20-29 30-39 40-49 50-59 60-69        

 

При определении интенсивности нагрузки по чсс в основном удается получить представление о нагрузке на сердечно- ЧСС сосуди­стую систему (и прежде всего, на сердце), тогда как АП в зна­чительной мере связан с метаболизмом в рабочих мышцах. По­этому не всегда между этими показателями обнаруживается от­четливая количественная связь. Однако в среднем АП4 (4 ммоль/л) достигается при ЧСС, составляющей 70—95% от ЧССмакс и при относительной скорости потребления 02 около 70% от МПК, Следоватсльно, при тренировочной нагрузке на уровне АП ЧССР должна чуть превышать 85% от ЧССмакс, или 80% от ЧССорп или 70% от МПК.

 

 

XI.2.2. Длительность тренировочных нагрузок

Тренирующая нагрузка, чтобы вызвать тренировочный эффект, должна быть достаточно длительной. Это относится к длитель­ности отдельных упражнений в тренировочном занятии, самого тренировочного занятия и тренировочного цикла в целом. Связь между интенсивностью и длительностью тренировочных нагрузок, с одной стороны, и тренировочным эффектом, с другой, очень сложна. Она зависит от многих факторов, в частности, от того, какие функциональные системы, физические двигательные качества преимущественно тренируются.

Так, увеличение мышечной силы достигается небольшим числом близких к максимальным повторных сокращений длительностью несколько секунд один раз в день. Такая кратковременная нагрузка даже при высокой интенсивности не может достаточно влиять на изменение выносливости (повышение возможностей кисло­родтранспортной и кислородутилизирующей систем).

Пороговая длительность тренировочной нагрузки зависит от ее интенсивности: при более низкой интенсивности нагрузка должна быть более продолжительной.

Общая пороговая продолжительность занятий физической куль­турой, при которой проявляется заметный тренировочный эффект, составляет для аэробной тренировки (выносливости) — 10—16 не­дель, для анаэробной (скоростно-силовой) — 8—10 недель. У начи­нающих заниматься бегом после 2—3 месяцев тренировки МПК повышается на 5—25% (в зависимости от исходного уровня, см. XI.6.5.), после 2—3 лет повышение МПК может достигать 40% (с 45 до 65 мл/кг- мин). Об оптимальной продолжитель­ности тренировки для достижения наивысших функциональных показателей (спортивных результатов) пока можно судить лишь по данным их сравнения у разных групп людей — неспортсменов, тренирующихся от нескольких недель до нескольких лет и выдаю­щихся спортсменов. Такое сравнение, однако, не позволяет выявить, в какой мере различия определяются длительностью (и режимом) тренировки и в какой мере они наследственно предопределены (см. XI.5).

XI.2.3. Частота тренировочных нагрузок

Частота тренировочных занятий также находится в сложном взаимодействии с другими параметрами тренировочной нагрузки (интенсивностью и длительностью) и неодинакова для разных кон-тингентов тренирующихся, целей и видов тренировки. В занятиях физической культурой одинаковый эффект может быть достигнут относительно короткими (интенсивными) ежедневными тренировка­ми и продолжительными (но менее интенсивными) тренировками.2—3 раза в неделю. Увеличение частоты занятий физической культурой сверх 3 раз в неделю не дает дополнительного трени­ровочного эффекта в отношении прироста МПК.

Так, тренировки в режиме повторно-интервальных нагрузок общей продол­жительностью от 7 до 13 недель с частотой 2, 4 или 5 раз в неделю вызвали всреднем сходный прирост МПК у молодых мужчин и женщин.

Пороговая частота занятий для тренировки выносливости—3—5 раз в неделю, для скоростно-силовой тренировки — 3 раза в неделю. Существует определенная взаимозаменяемость частоты и длительности тренировочных нагрузок, в частности в отношении прироста МПК.

Однако у пожилых людей прирост МПК тем выше, чем чаще и продолжительнее, тренировочные занятия.

XI.2.4. Объем тренировочных нагрузок

Как уже отмечалось, интенсивность, длительность и частота тренировочной нагрузки вместе определяют ее объем. Если интен­сивность достигает или превышает пороговую величину, то общий объем служит важным фактором повышения тренировочных эф­фектов. В целом чем чаще и длительнее тре­нировочные занятия (объем нагрузки), тем больше их тренировоч­ный эффект. Особенно это справедливо в отноше­нии тренировки выносливости.

У людей, занимающихся физической культурой, повышение уровня физической подготовленности сходно (если одинаковы об­щие энергетические расходы) при двух режимах тренировки — большой продолжительности с низкой интенсивностью и небольшой продолжительности с высокой интенсивностью. При одинаковой общей энергетической стоимости (равном расходе энергии) результат тренировок мало зависит от применяемых видов циклических упражнений (бега, ходьбы, плавания и т. д.). Повышение МПК, в частности, прямо связано с интенсивностью, частотой и длитель­ностью тренировочных нагрузок, т. е. с их общим объемом, и колеб­лется при разных режимах в среднем от 5 до 25%.

Вместе с тем между объемом тренировочной нагрузки и тре­нировочным эффектом нет линейной связи. Например, занятия с общим объемом 2 ч в неделю могут вызывать увеличение МПК на 0,4 л/мин. Удвоение общего объема нагрузки до 4 ч в неделю вызывает повышение МПК невдвое (до 0,8 л/мин), а лишь до 0,5— 0,6 л/мин.

XI.3. Специфичность тренировочных эффектов

Систематическое выполнение данного упражнения (тренировка) вызывает специфическую адаптацию организма, обес­печивающую более совершенное выполнение тренируемого упраж­нения. Такая адаптация проявляется в специфических тренировочных эффектах — наибольшем повышении результата в тренируемом упражнении (спортивного результата) и экономичности его выполнения. Отсюда следует, что трениро­вочные программы должны составляться так, чтобы развивать специфические физиологические способности, необходимые для выполнения данного упражнения или данного вида физической (спортивной) деятельности (принцип специфичности тренировки).

Специфичность тренировочных эффектов в значительной сте­пени связана с принципом пороговых нагрузок. Дело в том, что тренировочные эффекты проявляются только в отношении тех веду­щих для выполнения данного упражнения органов, систем и ме­ханизмов, для которых в процессе тренировки достигаются или превышаются пороговые нагрузки. Соответственно специфичность тренировочных эффектов выявляется в преимущественном или ис­ключительном повышении уровня ведущих физических (двигатель­ных) качеств, ведущих энергетических систем, в совершенство­вании координации движений, состава и степени активности мышечных групп, участвующих в осуществлении тренируемого упражнения.

Среди огромного числа физических упражнений можно выделить упражнения, сходные друг с другом по характеру функцио­нальных запросов (см. гл. I)—ведущим двигательному качеству и энергетической системе, координации движений, составу участ­вующих мышечных групп. В этом случае использование сходных (по тому или иному признаку) упражнений в качестве трениро­вочных может вызвать сходные общие тренировочные эффекты.

Например, выносливость и ее физиологические механизмы (повышение воз­можностей кислородтранспортной и кислородутилизирующей систем) могут совершен­ствоваться при использовании в качестве тренировочных самых различных упраж­нений — ходьбы, бега, плавания, ходьбы на лыжах, катания на коньках, езды на велосипеде.

Однако чем более высокие функциональные запросы к орга­низму предъявляет выполнение физического упражнения, тем боль­ше проявляются специфичность физиологических реакций и их специфическая адаптация в результате тренировки. Поэтому в за­нятиях физической культурой с оздоровительными целями и на на­чальных этапах спортивной тренировки могут широко использовать­ся разнообразные сходные упражнения, вызывающие общие трени­ровочные эффекты (общеразвивающие упражнения). По мере по­вышения функциональных запросов (функциональной подготовлен­ности) для дальнейшего, роста спортивного результата все больше должен учитываться принцип специфичности тренировки. Общим правилом считается то, что на уровне высокого спортивного мас­терства наибольшие тренировочные эффекты (рост спортивного результата) достигаются при использовании в качестве трениро­вочных тех спортивных упражнений, которые являются основны­ми для данного вида спорта (соревновательных).

 

 

XI.3.1. Специфичность тренировочных эффектов в отношении двигательного навыка (спортивной техники)

Выполнение любого спортивного упражнения характеризуется специфическими особенностями деятельности мышц — их специфи­ческим набором, степенью активности, временной последователь­ностью включения и выключения. Все эти особенности определя­ются реализацией специфической центрально-нервной программы управления движениями. В процессе тренировки эта программа постепенно совершенствуется, что проявляется в улучшении тех­ники (результата и экономичности) выполнения тренируемого уп­ражнения (см. V.4.).

Когда речь идет о достижении высокого спортивного результата и (или) высокой экономичности выполнения упражнения, что в значительной мере зависит от совершенства двигательного навыка (техники его выполнения), главную роль при выборе тренировочных упражнений должен играть принцип специфичности тренировочного эффекта.

Например, если тренировка статической (изометрической) силы мышц-сгиба­телей плеча происходит постоянно при угле 115° в локтевом суставе, то наиболь­ший прирост максимальной произвольной силы тренируемых мышц обнаруживает­ся при этом же угле. При динамической (изокииетической) тренировке наиболь­ший прирост динамической силы выявляется при тренируемых скоростях движения. Изометрические силовые упражнения в наибольшей степени увеличи­вают изометрическую (статическую) силу мышц и мало или вообще не изме­няют их динамическую силу. Динамические силовые упражнения в наибольшей степени повышают динамическую силу тренируемых мышц и в меньшей степени их статическую (изометрическую) силу.

Наибольший тренировочный эффект в отношении двигательного навыка (спортивной техники) достигается в том упражнении, ко­торое является основным тренировочным.

XI.3.2. Специфичность тренировочных эффектов в отношении ведущего физического (двигательного) качества

Наиболее ярким примером, иллюстрирующим этот феномен, служит тот факт, что тренировка мышечной силы мало влияет на выносливость, а тренировка выносливости обычно не изменяет мышечную силу (см. III. 1.2). Тренировка скоростно-силовой на­правленности в наибольшей мере повышает скоростно-силовые возможности спортсмена и мало развивает или вообще не развива­ет системы и механизмы, способствующие проявлению вынос­ливости. Наоборот, тренировка на выносливость вызывает ее по­вышение, мало затрагивая системы и механизмы, ответственные за проявление мышечной мощности.

Для развития того или иного физического (двигательного) ка­чества должны использоваться специфические тренировочные уп­ражнения и режимы, которые в наибольшей степени загружают физиологические системы и меха­низмы, ответственные за уровень развития тренируемого качества и потому способствующие наиболее эффективному его развитию. В ча­стности, выполнение разных уп­ражнений в неодинаковой степени использует и соответственно за­гружает три основные энергетиче­ские системы работающих мышц.

XI.3.3. Специфичность тренировочных эффектов в отношении состава активных мышечных групп

Об этом феномене свидетельствует тот факт, что наиболее высокие функциональные показатели и наибольшая экономичность проявляются при выполнении упражнений с использованием ос­новных тренируемых мышечных групп. Так, у квалифицированных спортсменов наибольшее МПК регистрируется при выполнении специфического (соревновательного) упражнения. У нетренирован­ных людей наибольшее МПК регистрируется при беге на тредбане, у гребцов.;— при гребле, у велосипедистов — при работе на ножном велоэргометре, у конькобежцев — при беге на коньках. У нетренированных людей МПК во время плавания ниже, чем во время бега на тредбане (см. VIII.3). Чем выше квалификация пловца, тем ближе его плавательное МПК к беговому МПК.

Специфичность тренировочных, эффектов в отношении состава активных мышечных групп четко доказывают и результаты ис­следований одних и тех же людей до и после тренировки (лонгитудинальные исследования).

Например, после 5-неделыюй ежедневной тренировки па ручном или ножной велоэргометре наибольшие тренировочные эффекты выявлены при соревновательном упражнении, т. с. упражнении, выполняемом с участием тренируемых мышечных групп.

Интересны также данные сравнения показателей МПК у двух генетически идентичных сестер-близнецов, из которых одна тренировалась в плавании. При обычном плавании или плавании только на руках МПК у нее было соот­ветственно на 30 и 50% выше, чем у сестры, хотя при беге на тредбане МПК У обеих сестер было одинаковым.

У ранее нетренированных людей после беговой тренировки прирост МПК, определяемый вбеговом тесте, больше, чем в велоэргометрическом. Обратная картина наблюдается после тренировки на велоэргометре.

Специфичность тренировочных эффектов определяется в ряде случаев (по ряду показателей) не только составом, но и объемом активной мышечной массы. Особенно хорошо это показано в отно­шении упражнений на выносливость. Этим отчасти объясняется, почему беговая тренировка, связанная с активным участием боль­ших мышечных групп, более эффективна, чем тренировка на вело­эргометре (велосипеде) или в плавании.

XI. 3.4. Специфичность тренировочных эффектов, проявляемая при разных условиях внешней среды

Тренировка происходит в определенных (специфических) усло­виях внешней среды. Соответственно и адаптационные изменения в организме тренирующегося обеспечивают наиболее оптимальное его приспособление к этим внешним условиям. Так, специфические адаптационные изменения, развивающиеся в процессе тренировки выносливости на равнине, спо­собствуют повышению вынос­ливости в этих специфических условиях и потому не являются оптимальными или даже адек­ватными для обеспечения повышенной устойчивости к гипоксическим условиям высоты. Это, в частности, объясняет, почему высокотренированные спортсмены обычно не облада­ют особой повышенной устой­чивостью к гипоксическим ус­ловиям по сравнению с нетре­нированными людьми. Наобо­рот, в процессе длительного пребывания в гипоксических условиях внешней среды воз­никают те специфические адап­тационные изменения в орга­низме тренирующегося, кото­рые способствуют повышению его работоспособности в этих специфических условиях. Вме­сте с тем такие акклиматиза­ционные приспособления у тре­нированного на высоте спорт­смена не дают ему заметных преимуществ при выполнении работы в иных специфических условиях, какие имеются на равнине (см. VII.3).

Ранее также отмечалось (см. VI.5), что никакая тренировка в нейтральных темпе­ратурных условиях не может полностью заменить специфи­ческую тепловую адаптацию: без специальной акклиматизации тренировочные эффекты (функциональная подготовлен­ность, спортивный результат) в жаркой и влажной воздуш­ной среде у спортсмена ниже, чем в нейтральных условиях, в которых постоянно проводилась его подготовка.

Все сказанное означает, что подготовка спортсмена должна преимущественно (если не исключительно) проводиться в тех же условиях, в которых будут проходить соревнования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: