Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза.Основу этого синтеза составили языческая культура восточнославянских племён и христианская культура Византии.
ü Устное творчество.
Как уже было отмечено, культура Киевской Руси включает не только христианские (византийские) традиции, но и более древние - языческие. Их неотъемлемой частью является устное творчество (фольклор), значительное место в котором занимала обрядовая поэзия – песни, заговоры, заклинания, плачи-причитания. Большое количество сведений сохранилось о былинах, в которых нашли отражение конкретные исторические факты и персонажи. Наиболее известным является героический былинный цикл, воспевающий народных героев, защитников Руси - Илью Муромца, Добрыню Никитича (его прототипом является дядя Владимира Святославича по матери, бывший его наставником), Алешу Поповича и др.
В. М. Васнецов. «Богатыри» (1881—1898). Слева - направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.
v Славянская письменность и язык.
Крещение Руси в X в. способствовало быстрому развитию письменности и распространению грамотности. Славянский язык, понятный всему населению, использовался в качестве языка церковной службы (в отличие от стран Западной Европы, где таким языком был латинский), вследствие чего произошло его становление и как литературного.
Письменность на Руси появилась еще до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным. Кроме того, языческая культура ориентировалась преимущественно на устную традицию.
|
Создание славянской азбуки связано с именами христианских миссионеров - братьев Кирилла и Мефодия. Во второй половине IX века Кириллом была создана глаголица - глаголический алфавит, а на рубеже IX-X веков возникла кириллица - более лёгкий и удобный алфавит, который и стал единственным у восточных славян. При этом происхождение глаголицы неясно, однако, есть предположение, что в ее основу положены крест, треугольник и круг – важнейшие символы христианской культуры. В основе кириллицы лежит византийское уставное письмо.
Повседневные хозяйственные записи велись на бересте «писалом» - костяной или металлической палочкой, острым концом которой процарапывали текст, а широким стирали написанное. Княжеские грамоты и книги писали на пергаменте (особым способом выделанной коже животных) чернилами при помощи перьев. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью. Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.
v Просвещение.
Вскоре после крещения Руси Владимир I организовал в Киеве школу для юношей, а его сын Ярослав открыл такую же школу в Новгороде. Кроме того, Ярослав Мудрый в стенах Софийского собора в Киеве собрал первую на Руси библиотеку, многие книги в которой были переведены и стали доступны русскому населению также благодаря этому великому князю. В конце XI в. сестра Владимира Мономаха Янка открыла при монастыре в Киеве первую женскую школу. Грамотными были примерно 10 % горожан; крестьянство же с его патриархальным бытом в ведении записей не нуждалось.
|
v Письменная литература.
Вся древнерусская литература делится на переводную греческую и оригинальную. Оригинальная литература представлена следующими основными жанрами:
ü летописание - погодное изложение событий, как правило, отвечающее интересам князя-заказчика;
ü житие - жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых;
ü слово (поучение, речь) - произведение, относящееся к жанру красноречия; на Руси получили распространение две разновидности этого жанра - торжественное красноречие и нравоучительное красноречие;
ü хождение - разновидность литературы путешествий, главное назначение - рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран.
Древние авторы стремились, в первую очередь, передать читателям образцы, нормы поведения, показать коварство дьявола и могущество святости. Да и читатели тех лет не ждали острых поворотов сюжета, а каждый раз переживали встречу с простыми истинами, стереотипными представлениями и ясными характерами. Однако стоит отметить, что ¾ старинных текстов – это все-таки христианские священные (Ветхий и Новый Завет) и богослужебные книги, а не авторские произведения.
Век | Название | Подробнее |
XI | Остромирово Евангелие | Это первая, дошедшая до нас, рукописная книга нашего государства. Свое название она получила по имени новгородского посадника Остромира, который и заказал её писцу. |
XI | Слово о Законе и Благодати | Представляет собой торжественную речь митрополита Иллариона. Тема «Слова» — тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одной нации. Многие историки видят в этом жесте желание Руси продемонстрировать автономию от Константинополя. |
XI | Житие Феодосия Печерского | Памятник древнерусской литературы, написанный преподобным Нестором. Рассказывает о жизни игумена Киево-Печерского монастыря преподобного Феодосия, начиная от его рождения, прихода в монастырь до игуменства и смерти. |
XI | Изборники | Это - собрание различных по характеру, небольших произведений в одной рукописи (иногда число их доходило до 900), избранных из разных источников («избор от мног отец и мног книг»). Самыми древними образцами изборников на Руси явились Изборники Святослава, связанные с именем киевского князя Святослава Ярославича. |
Рубеж XI-XII веков | Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба | Памятник древнерусской литературы, также написанный Нестором. «Чтение» посвящено истории убийства князей Бориса и Глеба и, по мнению ряда исследователей, легло в основу «Сказания о Борисе и Глебе». |
XII | Мстиславово Евангелие | Эта книга была изготовлена по поручению новгородского князя Мстислава Великого для церкви Благовещения на Городище. |
XII | Слово о полку Игореве | Представляет собой известнейший памятник древней русской литературы, описывает неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Главной идеей слова стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности. |
XII | Поучение детям Владимира Мономаха | Своеобразный наказ, завещание, которое Владимир Мономах предназначал для своих детей. «Поучение» — это первая в нашей истории настоящая, очень подробная автобиография, помимо прочего представляющая собой выдающийся памятник древнерусской религиозно-философской мысли. Произведение состоит из трёх частей: собственно «Поучения», «Автобиографии» и письма князю Олегу Святославичу. |
XII | Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли | Описывает знаменитое путешествие игумена Даниила, одного из сподвижников Мономаха, по святым местам через Константинополь и о. Крит в Иерусалим. |
XII | Повесть временных лет | Наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Автор летописи - монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях с библейских времён в вводной части и до 1117 г. |
Рубеж XII-XIII веков | Слово или Моление Даниила Заточника | Обращение Даниила Заточника, обедневшего княжеского слуги, к князю. Убежденный сторонник сильной княжеской власти, Даниил рисует идеальный образ князя - защитника своих поданных, способного преодолеть внутренние распри и обеспечить безопасность от внешних врагов. |
v Архитектура.
|
В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер. Возводятся в основном крестово-купольные храмы.
ü
Крестово-купольный храм — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V—VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма.
В классическом варианте представляет собой прямоугольный объем, центр которого разделен 4 столпами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой на подпружных арках возвышается барабан с куполом.