Главные памятники архитектуры.




Десятинная церковь, Киев, X в. Десятинная церковь является первой каменной церковью Киевской Руси, которая была возведена византийскими и русскими мастерами в честь Рождества Богородицы (другое название-церковь Успения Пресвятой Богородицы). Князь Владимир выделил на содержание и строительство храма десятую часть своих доходов – десятину, отсюда и произошло название «Десятинная».    
Софийский собор, Киев, XI в. Построенный во времена великого князя Ярослава Мудрого собор стал главным христианским храмом, забрав первенство у Десятинной церкви. Своим появлением Софийский собор ознаменовал закрепление могущественного государства христианской Руси и стал его духовным, культурным и политическим центром. Здесь возводили на престол великих князей, посвящали на митрополию, заключали политические соглашения, принимали иностранных послов, переписывали книги и собирали вече. Кроме того, собор, а также его территория были местом погребения. Здесь были устроены, например, княжеские усыпальницы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.  
Золотые ворота, Киев, XI в. Ворота предназначались для церемониального въезда в столицу и располагались в южной части города. Это — главные ворота города, одни из трёх крупных городских ворот, сооружённых при Ярославе Мудром. Представляют собой крепостную башню с широким проездом. Строили их в технике смешанной кладки, известной ещё со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы. Венчала Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град.  
Киево-Печерская лавра, Киев, XI в.   Один из первых по времени основания монастырей в Киевской Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудроммонахом Антонием. В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина).
Софийский собор, Новгород, XI в.   София Новгородская по своему облику очень близка к любимому детищу Ярослава Мудрого — Софии Киевской. София Новгородская построена в 1045—1050 гг. под явным воздействием одноименного киевского храма, но ее величавая лаконичность, стройный массив, монолитность тесно поставленного пятиглавия — это уже свое, новгородское. На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу, и, пока он не слетит с креста, город будет им храним.  
Церковь Спаса на Нередице, Новгород, XII в.   Построена около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях. Храм одноглавый, кубического типа. Фресковые росписи занимали когда - то всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России, активно изучались и описывались от начала века до 30-х годов XX века. В период ВОВ всемирно известный памятник погиб, но в 2004 г. его реставрировали.
Успенский собор, Владимир, XII в. Первоначальный белокаменный собор, ставший впоследствии главным храмом Северо-Восточной Руси, был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. После пожара 1185 года Всеволод Большое Гнездо значительно расширил собор. В начале XV века для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Их фрески, дошедшие до наших дней со значительными утратами, сегодня являются драгоценной достопримечательностью владимирского Успенского собора.
Дмитриевский собор, Владимир, XII в.   Воздвигнут Всеволодом Большое Гнездо в честь великомученика Дмитрия Солунского. Строился для княжеской семьи и не был рассчитан на большую массу молящихся. Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены собора, его называют «драгоценным ларцом», «каменным ковром» или даже «каменной поэмой».
Церковь Покрова на Нерли, Владимирская область, XII в. Белокаменный храм во Владимирской области, в полутора километрах от села Боголюбово, - выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена на рукотворном холме в низине, на заливном лугу. Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Таким образом, церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей. Ее основателем является Андрей Боголюбский, создавший церковь в память о своем погибшем сыне — Изяславе Андреевиче.  
Георгиевский собор, г. Юрьев-Польский, Владимирская область, XIII в. Небольшой владимирский городок Юрьев-Польский основал и назвал в свою честь в 1152 году князь Юрий Долгорукий. И именно здесь на территории древнего детинца (кремля), на фундаменте старой и обветшалой церкви, его внуком, Святославом Всеволодовичем был воздвигнут знаменитый Георгиевский собор. Камни с искусно вырезанными на них рельефными изображениями людей, зверей, птиц и растений были выложены так, что составляли цельные картины.

v Изобразительное искусство(носило в основном церковный характер).

Монументальная живопись (мозаика и фреска).

Мозаики и фрески соборов Древней Руси были призваны играть важную роль: они являются как бы «Библией для неграмотных». Росписи храмов объясняли неофитам сущность христианской религии и морали, излагали события Ветхого и Нового Завета.

ü
Софийский собор в Киеве. Групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрагмент фрески. На рисунке изображены Ярослав Мудрый с макетом Софийского собора в руке, жена Ярослава княгиня Ирина. Они идут к фигуре Христа, у которого, возможно, стояли князь Владимир и Ольга - основоположники христианства на Руси. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.

 

ü Софийский собор в Киеве. Спас Вседержитель (Пантократор). Мозаика. Мозаика «Спаса Вседержителя» в зеркале центрального купола Софии Киевской — самый монументальный образ в искусстве Руси XI века. Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров. «Вседержитель» (греч. παντοκρατωρ — всевластный) является одним из главных канонических типов изображения Христа, где Он представлен как Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном Суде. Сын Божий изображается в возрасте своего проповедничества и в той одежде, которую он носил в своей земной жизни — в хитоне и гиматии. Христос восседает на троне, правой рукой Он делает благословляющий жест, а левой держит книгу с законом Божьим.


ü
Софийский собор в Киеве. Богоматерь Оранта (Стена Нерушимая). Мозаика. Богоматерь изображена в полный рост молящейся с воздетыми руками на украшенном драгоценными камнями пульпите — императорском помосте. На поясе висит лентион (полотенце), которым, по народному верованию, Сострадательница Божия отирает неисчислимые слезы простого люда. В восточном христианстве образу «Оранты» придавалась градозащитная функция, истоки которой лежат в церковном песнопении, отсюда и эпитет «нерушимая стена».

ü Софийский собор в Киеве. "Евхаристия"- символическая сцена причащения апостолов. Мозаика. В центре композиции - престол, вдоль которого стоят ангелы с Рипидами (опахалами). Возле них дважды изображена фигура Христа. Он причащает хлебом (слева) и вином (справа) апостолов, которые торжественно подходят к нему с обеих сторон.


ü Дмитриевский собор во Владимире. «Страшный суд». Фреска. Работа византийских и русских мастеров. Лики апостолов и ангелов, написанные русскими художниками, отличают мягкость, доброта, задушевность, в них нет напряженного психологизма греческих икон.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: