Основные черты поэзии Серебряного века




Литература. 9 класс. 06.04. 2020

Тема: Поэзия Серебряного века.

А.А. Блок. «Ветер принес издалёка…», «О, весна без конца и без краю…»

1. Прочитайте, познакомьтесь с понятием «Серебряный век».

Основные черты поэзии Серебряного века

1. Серебряный веквремя высочайшего подъёма русского искусства, расцвета реалистической и модернистской литературы, а особенно русской поэзии. Серебряный век назван по аналогии с золотым веком русской поэзии, под которым подразумевали пушкинскую эпоху.

2. Хронологические рамки Серебряного века определяют обычно с конца 1890-х годов до 1917 или до 1921 года (год смерти А. Блока); иногда конец Серебряного века связывают с завершением творчества его последних представителей, например Анны Ахматовой.

3. Для Серебряного века характерно возникновение модернистских течений (символизм, акмеизм, футуризм), литературы авангарда, крестьянской поэзии. Модернизм – общее название для направлений в литературе, изобразительном искусстве и музыке конца XIX – начала XX, отличающихся поиском новых и обновлением старых выразительных средств. Модернизм в русской поэзии связан с западноевропейской культурой. Русские поэты Серебряного века переводили стихи поэтов самых разных эпох. Поэзия русских символистов ощутила на себе сильное влияние французского символизма: Ш.Бодлера, П. Верлена, С. Маларме и др.

4. Русские поэты Серебряного века: В.Я. Брюсов, К.Н.Бальмонт, И.Ф. Анненский, А.А. Блок, Андрей Белый, Н.С. Гумилёв, Игорь Северянин, Н.А. Клюев и др.

5. В период Серебряного века состоялись дебюты поэтов, продолжавших творить после 1917 года: В.В. Маяковского, О.Э. Мандельштама, С.А.Есенина, Б.Л.Пастернака, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой и др. Некоторые из них писали даже во второй половине XX века.

6. Поэзию Серебряного века отличали неоднозначность взглядов на мир, усложненность образов и особое внимание к форме стиха. Эти черты были обусловлены не только сложностью мира, но и исчерпанностью прежних путей развития поэзии, необходимостью обновления стиха и поэтического языка.

7. Серебряный век породил эксперименты, ломающие нормы языка и законы здравого смысла, установки этики и морали. Обновление содержания поэзии шло за счет обращения к новым темам, использования реминисценций из русской и мировой классики. Среди языковых приёмов было «соседство» слов из разных стилевых пластов, поэтические неологизмы, употребление экзотической лексики, усложненный синтаксис. Стиховые приёмы выразились в необычной графике стихов, например записи «лесенкой», использования дольников и верлибров (это размеры стиха, как ямб и хорей, например), составных рифм. и др.

8. Стремясь к расширению поэтических возможностей стиха, поэты пытались создавать тексты, близкие по своей выразительности живописи, музыке, архитектуре. Поэтическое новаторство в стихах Серебряного века способствовало усилению выразительности, углублению смысла произведения.

 

2. Прочитайте учебник, стр. 50-52. (до слов «Некоторое представление о ней…»). Составьте простой план данной части статьи (например, Детство и раннее творчество. Родители и окружение А.А. Блока в детстве… и т.д.)

3. Прочитайте стихотворение «Ветер принес издалёка…» (стр. 63). Ответьте на вопросы.

- Опишите своё впечатление от стихотворения. Встречали ли вы похожие картины в русской поэзии19 века?

- Задание 2 раздела «Развиваем дар слова», стр. 66: Объясните значение следующих слов и словосочетаний…:

бездонная лазурь, песни весёлой намек, плакали зимние бури, звучные песни.

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Как перекликаются первые и последние строки?

 

4. Прочитайте фрагмент статьи учебника со слов «Сюжет стихотворения необычайно прост…» (стр. 52) до слов «…и новые смысловые оттенки» (стр. 53).

Составьте таблицу «Внешнее содержание и внутренние смыслы»:

 

Строфа Внешнее содержание Внутренние смыслы
Первая строфа (то есть столбец)    
Вторая строфа    
Третья строфа    
Вывод  

 

5. Прочитайте статью учебника на стр. 54-57 (от строк «Первая книга Блока…» до слов «… должна быть обеспечена победа над «Страшным миром»).

Ответьте на вопросы:

- О каком цикле стихов идет речь в статье? Как называется раздел? Из скольких стихотворений он состоит? Назовите тему каждого стихотворения. Как связаны темы между собой?

 

6. Прочитайте стихотворение «О, весна без конца и без краю…» (стр. 63-64).

Ответьте на вопросы, выполните задания:

- Задание 2 раздела «Развиваем дар слова», стр. 66: Объясните значение следующих слов и словосочетаний…:

тайна смеха, звон щита, воспаленные взоры, заколдованный и др.

- Как вы понимаете строки стихотворения «О, весна без конца и без краю -- / Без конца и без краю мечта»?

- На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? Обоснуйте свою позицию. Какие полярные области жизни принимает поэт? Выпишите из строф 1-4 все оппозиции и объясните смысл антитез (антитеза – см. «Средства выразительности»; стр.360,).

- В чём смысл кольцевой композиции стихотворения?

 

7. Практическая работа. Выявление в стихотворении значимых изобразительно-выразительных средств, определение их роли.

- Найдите примеры звукописи (аллитерация и ассонанс) и определите её смысловую роль. (см. «Краткий словарь литературоведческих терминов», материалы в папке для подготовки к ГИА).

- Выберите из всех определений эпитеты и объясните их смысловую роль (см. «Краткий словарь литературоведческих терминов», материалы в папке для подготовки к ГИА).

- Какой смысл имеют в стихотворении восклицания? Объясните смысл авторских многоточий и тире.

- Найдите в стихотворении анафоры и прокомментируйте их смысл (см. «Краткий словарь литературоведческих терминов», материалы в папке для подготовки к ГИА).

 

Итоговые вопросы:

- Почему символические стихи А.А. Блока нельзя воспринимать буквально?

В чем вечный смысл стихотворения «О, весна без конца и без краю…»?

 

Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение (любое из двух), сделать его анализ.

Сфотографировать тетрадь с материалами урока и домашним заданием и прислать учителю в личное сообщение. Работа будет оценена.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: