Проблема нарушения дисциплины в учебном процессе




 

В этом разделе мы рассмотрим различные виды нарушения дисциплины в школе и проанализируем вызывающие их причины.

Диапазон нарушений школьниками дисциплины достаточно обширный:

место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины занимают разговоры школьников на уроках;

место - хождение по классу во время урока;

место - прогулы уроков.

Также к традиционным формам дисциплинарных проступков относятся: драки, порча школьного имущества и оборудования, уничтожение школьной документации, опоздания на уроки.

К характерным явлениям нашей эпохи можно отнести такие формы нарушения как: прослушивание музыкальных записей с помощью плейера, обмен SMS сообщениями с одноклассниками во время уроков. Последний вид нарушений представляется мелкой забавой по сравнению с такими формами, как словесное оскорбление учителя; игнорирование его вопросов, "метание" различных предметов (бумажек, пуговиц) в педагога, наклеивание ему на спину оскорбительных записок. Вместе с такими поступками, как появление на уроке в пьяном виде, игра в карты на последних партах данные факты производят крайне неблагоприятное впечатление.

Все выше перечисленные виды нарушения дисциплины можно объединить под общим названием хулиганство.

С.В. Кривцова предлагает взглянуть на эту проблему немного с другой стороны. К так называемому "плохому" поведению она относит не только хулиганские и хамские выходки, но также любое "инфантильное", недостойное поведение или так называемое "тихое непослушание". В качестве образцов такого поведения она называет потерю интереса к учебе, страх отвечать у доски, неверие в себя, зависимое и неуверенное поведение изгоя - то есть все, что указывает на неадаптированность ученика.

Следовательно, ряд дисциплинарных поступков проявляется в результате неадаптированность или недисциплинированности обучающихся. Недисциплинированность, в свою очередь, бывает двух видов: злостная (не ситуативная и имеет стереотипный характер) и незлостная (проявляется в озорстве, шалости). Недисциплинированность может быть представлена в таких формах, как грубость, дерзость, несдержанность, а неадаптированность может проявляться в безразличии к учебному процессу.

Что касается причин нарушения школьной дисциплины, то важно отметить, что конфликтная ситуация на уроках очень часто возникает в результате неопытности педагога, как следствие неграмотного, непрофессионального и неэтичного его поведения. Другими слова нарушение дисциплины в некоторых случаях обусловлено непрофессионализмом преподавателей. С этой точки зрения, проблема дисциплины - это следствие плохого преподавание как такового, то есть ученикам настолько неинтересен предмет и педагог, что они всячески пытаются избегать и то и другое теми или иными способами. Очень многое зависит от умения учителя организовать свой труд, направленный на руководство познавательной деятельностью школьников. Нарушения дисциплины на уроках молодых педагогов часто связаны с небольшой разницей в возрасте между учителем и учениками, которым подчас психологически трудно воспринять своего учителя как "полностью взрослого человека".

Во многих случаях дисциплинарных проступков действует эффект стадности. Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать "своим" в определенной группе, приобрести признание одноклассников, что и толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определенные нормы поведения.

В отдельных случаях недисциплинированность школьников может быть вызвана проблемами, которые связаны с состоянием здоровья (в частности, нарушением нейродинамики нервных процессов при гиперактивности). Среди признаков гиперактивности: эмоциональная лабильность, раздражительность, отвлекаемость, бурность аффектов, нецеленаправленность умственной деятельности, неустойчивость поведения.

Необходимо отметить также негативное влияние на поведение школьников программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала.

С. В Кривцова выделяет три основных закона, мотивирующих поведения учащихся:

1-й закон. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

Никто и ничто не может однозначно предопределить то или иное поведение. Люди, события или условия могут предлагать определенное поведение, но эти предложения отвергает или принимает сам человек. Выбор существует всегда. Когда учитель поймет, что поведение базируется на выборе, он сможет начать влиять на решения учеников о том, как себя вести, гораздо эффективнее. Право выбора должно быть признано учителем за каждым из учеником.

2-й закон. Любое поведение учеников подчинено общей цели - чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни.

В процессе школьной жизни базовая потребность ученика - ощущать себя причастным к школьной общности - воплощается в три частные цели:

· ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность),

· строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность),

· вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности).

Ученики пытаются достигнуть этих целей всеми возможными способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что учитель называет "нарушением дисциплины" или "плохим поведением".

Как правило, на предпочтение учеником приемлемого или неприемлемого поведения влияют такие условия, как:

· качество отношений между ним и учителем;

· атмосфера в классе - поддерживающая или, наоборот, деструктивная;

· соответствующая этому структура классного коллектива.

3-й закон. Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей, которые были выделены американский педагог Рудольфом Дрейкурсом:

· привлечение внимания - некоторые ученики выбирают"плохое" поведение, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам - понимать учителя

· власть - некоторые ученики "плохо" ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Своим поведением они фактически говорят: "Ты мне ничего не сделаешь" - и разрушают тем самым установленный в классе порядок.

· месть - для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут как учителю, так и кому-то из ребят или всему миру.

· избегание неудачи - некоторые ученики так боятся повторить свое поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они мечтают, чтобы все оставили их в покое, и оказываются в изоляции, неприступные и "непробиваемые" никакими методическими ухищрениями педагога.

У каждого ребенка за проступком стоит уникальная комбинация причин и целей, поэтому учителю необходимо знать истинный мотив плохого поведения ученика, чтобы правильно строить свое собственное поведение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: