Система организации дисциплины учащихся




 

В данном разделе мы рассмотрим различные системы организации дисциплины учащихся на основе различных подходов к решению этой проблемы.

Корректное решение конфликтных ситуаций - необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя. В психологии и педагогике выделяется несколько подходов к решению проблемы дисциплины.

Мотивационный подход отражен в работе С.В. Кривцовой и Е.А. Мухаматулиной "Воспитание: наука хороших привычек: Практическое руководство для педагога и школьного психолога". Авторы убеждены, что, нарушая дисциплину, школьник осознает, что ведет себя неправильно. За этим нарушением стоит одна из следующих мотивов: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи. В исследовании предлагаются конкретные методы педагогического реагирования на дисциплинарные проступки в зависимости от выявленного мотива. Следует отметить, что исследователи дают определенные характеристики поведения школьников, которые помогают учителю выявить конкретный мотив и избрать эффективный способ реагирования. Однако на практике, даже зная указанные характеристики, педагог может ошибиться и неправильно определить мотив, так как невозможно только на основе наблюдения за поведением ребенка определить, что им движет. Тем более, данный подход к решению проблемы дисциплины сложно реализовывать в новом классе, когда учитель плохо знает детей и может неправильно истолковать их поступки.

Другой подход, который содержится в работах Р.А. Рогожниковой, Н.С. Шкитиной, В.М. Букатова и др., акцентирует внимание на определенных качествах и умениях учителей, которые являются важным условием установления учебной дисциплины.

Так, Р.А. Рогожникова в исследовании "Профессиональная компетентность будущего учителя по формированию дисциплинированности школьника" выделила целый комплекс позитивных личностных образований педагога, которые, по ее убеждению, являются серьезной психологической предпосылкой, обеспечивающей успех в деле формирования дисциплинированности учащихся. Среди них: педагогическая эрудиция, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, такт, эмпатия и т.д. Большое внимание при этом уделяется умениям и навыкам педагогического общения - умению понять позиции собеседника в общении, проявить интерес к его личности, создать атмосферу доверительности, умению слушать и слышать ученика, воздействовать на него не прямо, а косвенно и т.п. В работе подчеркивается необходимость развития у будущих учителей данных качеств, умений и навыков, которые являются важнейшим элементом их профессионального мастерства. Р.А. Рогожниковой была разработана модель процесса воспитания дисциплинированности школьников на основе ценностного отношения к человеку. Она содержит последовательные этапы воспитания данного качества с учетом социализации, которые обеспечивают предъявление образцов дисциплинированного поведения, воспитание привычки как автоматизированного способа выполнения той или иной нравственной нормы, осознание учениками социального и личностного смысла дисциплинированности, принятие ценностной сути качества и самоактуализации личности.

Н.С. Шкитина указала, что тактической моделью подготовки будущих учителей к формированию дисциплинированности является система, построенная на принципах контекстно-деятельностного подхода, цель и компоненты которого определяются следующим комплексом умений:

) конструктивные дисциплинарные умения (планирование, распределение, учет индивидуальных психологических особенностей школьников);

) организаторские дисциплинарные умения (наблюдение, вовлечение, мобилизация);

) коммуникативно-эмпатические умения (эмпатия, уважение, общение);

) гностические дисциплинарные умения (обобщение знаний, формирование умений, анализ деятельности).

В.М. Букатов также указывает на важность владения педагогом специальными приемами влияния на поведение учеников, которые он призывает позаимствовать у актеров ("рычаги наступления"). Среди них важнейшим является мобилизованность - специфический термин, который часто используется в театральной режиссуре и обозначает общую собранность (телесную и психическую - собранность, которая отражается во взгляде, дыхании, подтянутости мускулатуры тела). В мобилизованности педагога ученики начинают чувствовать непреодолимое или труднопреодолимое препятствие, и это их отвлекает от посторонних забот, приведших к шуму. "Рычагами наступления" также являются повышение и усиление голоса в начале каждой последующей фразы по сравнению с предыдущей; манипулирование контрастами (контраст силы и высоты звучания голоса); укрупнение речи, возникающее при растягивании гласных с параллельным включением сочных "верхов" и "низов" в голосе; смена словесных воздействий (использование различных интонаций, намеков, подтекста).

В последние годы возродился интерес к школьному самоуправлению как важнейшему средству формирования школьной дисциплины. При этом речь идет не о тех органах управления, которые создавались под руководством педагогов и использовались ими как механизм контрольной и карательной машины, а об истинно демократических процедурах решения школьных проблем учащимися.

Так А.Н. Тубельский на материале опыта московской экспериментальной школы (Школы Самоопределения) показал позитивное воздействие органов ученического самоуправления и выработанных правил на воспитание дисциплинированности учащихся (суда чести, который занимался разбором конфликтов в школе, связанных в частности, с нарушением дисциплины, Совета Школы, Школьной Конституции, закона о вандализме, положений о дежурстве по школе, о курильщиках и т.д.).

Данный подход также отражен в работе В. Сергеевой, в которой автор среди методов воспитания дисциплинированности указывает систему школьных дежурств - "дежурный, являясь доверенным лицом класса, призван проявлять заботу о благоприятных условиях учебной деятельности в течение всего дня".

Так как недисциплинированность школьников может быть вызвана проблемами, которые связаны с состоянием здоровья, то в этом случае подчеркивается необходимость внимательного отношения к таким детям, выработки особых требований по отношению к ним, использования комплексного подхода - медико-психологического.

Очевидно, что проблема школьной дисциплины в современной школе должна решаться комплексно, с учетом современного уровня развития психологии, педагогики, методики, медицины и других наук на основе установления благоприятного психологического климата, сотрудничества между учителями и детьми.


Заключение

 

Школьная дисциплина - это особый вид дисциплины, она включает в себя целую систему обязательных правил и требований, предъявляемых к поведению и деятельности учащихся.

С одной стороны, школьная дисциплина - это необходимое средство учебно-воспитательного процесса. Без хорошей дисциплины на уроке нельзя добиться отличных знаний у учащихся. Прежде всего от учащихся требуется аккуратное посещение учебных занятий, добросовестное выполнение домашних заданий, соблюдение порядка на уроках и во время перемен, четкое выполнение всех учебных требований и поручений педагогов, администрации школы и ученических организаций.

С другой стороны, школьная дисциплина - это результат учебно-воспитательного процесса. Основные черты дисциплины: нравственность, сознательность - определяют направление, содержание и методику воспитательной работы школы. С учетом этих черт учитель должен стремится не к выработке простого послушания, а к развитию активности и самостоятельности учащихся. Учитель должен добиться того, чтобы дисциплинированность учащихся была составной частью их характера, а не просто внешней привычкой к соблюдению некоторых правил. Поэтому дисциплина обязывает каждого строго соблюдать правила, касающиеся отношения его к другим людям, а также выражающие требования к самому себе.

Таким образом, главной задачей школьной дисциплины является сформировать у учащихся способность к самодисциплине и развить у них такое качество как дисциплинированность.

В современной школе проблема нарушения школьной дисциплины является одной из наиболее острых и актуальных, а так же достаточно сложной в отношении способов ее решения. Нарушения представлены в самых различных формах: от страха отвечать у доски до оскорбления учителя.

Различные педагоги предлагают разнообразные способы установления порядка во вовремя учебно-воспитательного процесса, но, т.к. в основе всех нарушений лежат абсолютно разные причины и мотивы, то универсального метода решения этой проблемы не существует. Но это не значит, что учитель никогда не сможет справиться с этим явлением, наоборот это очень сложный и противоречивая задача, которая требует комплексного решения. И не смотря на все многообразие подходов к решению проблемы школьной дисциплины хорошее знание своего предмета и методическая грамотность педагога являются наиболее важными условиями, которые, способны предупредить нарушения дисциплины на уроке и обеспечить эффективность учебно-воспитательного процесса. Учитель должен тщательно готовиться к уроку, не допускать ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

К.Д. Ушинский в работе "Избранные педагогические сочинения" писал: "Если мы ввели … порядок и стройность в занятиях… не оставляя ни на одну минуту, ни одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не слишком трудными, если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас - то классная дисциплина в наших руках. ”


Список используемой литературы

 

1. Афанасьев Н.Н. Статья: Школьная дисциплина. Энциклопедия практической психологии. <https://www.psychologos.ru>

. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.

. Бобков Ф.А., Марьенко И.С. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. М., 1982 <https://pedagogic.ru>

. Букатов В.М. Учителю о режиссуре настойчивого поведения. Педагогика. № 3.1996.

. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н. Философский энциклопедический словарь.М. 1983.

. Карбышева Т.В. Педагогическая и социальная дезадаптация подростков как психолого-педагогическая проблема современной школы. Педагог. Наука. Технология. Практика №1.2005.

. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф. История Педагогики. Просвещение. М., 1982.

. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Воспитание: наука хороших привычек: Практическое руководство для педагога и школьного психолога. - М., 1996.

. Макаренко А.С. Лекция Дисциплина, режим, наказания и поощрения Избранные педагогические сочинения, М., 1977 г.

. Макаренко А.С. Лекция Методы воспитания Избранные педагогические сочинения, М., 1977 г.

. Максименко Н.В. Статья: Историко-педагогический аспект и современное состояние проблемы дисциплины. Международный научный педагогический Интернет-журнал "Образование: исследовано в мире".

. Рогожникова Р.А. Профессиональная компетентность будущего учителя по формированию дисциплинированности школьника. - Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 1996.

. Савин. Н.В. Воспитание сознательной дисциплины и дисциплинированности. "Просвещение", М., 1978 г.

. Сергеева В. Воспитание дисциплинированности как добровольно принятой ценности. Сельская школа. № 1, 2004.

. Стариков В. Статья: Как можно улучшить школьную дисциплину? <https://shkolazhizni.ru/>

. Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения учеников и учителей. Учитель, который работает не так. - М., 1996.

. Чернышев А.С. Психология. Проблемы дисциплины на уроках. Практикум по решению педагогических ситуаций. <https://www.child-psy.ru/>

. Ушакова Д.Н. Толковый словарь. <https://ushakovdictionary.ru/>

. <https://www.3vium.ru/semya/shkoldis.html> Статья: "Дети и проблема школьной дисциплины: знают ли родители, что их чада творят в школе?"

. https://ru. wikipedia.org/wiki/Wiki <https://ru.wikipedia.org/wiki/Wiki>



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: