Вспомогательные материалы – это материалы, используемые для повышения сохранности грузов и безопасности их транспортировки. К ним относятся: доски, брезент, проволока, тросы, гвозди, бумага.
Вспомогательные материалы по назначению делятся на: средства разделения (сепарация), крепления и дополнительные устройства.
К средствам разделения относятся: подкладочный, подстилочный и прокладочный материал.
К средствам крепления: расклинивающие устройства, клетки, амортизаторы, крепежные устройства.
К дополнительным устройствам: подкрепление палуб, платформы, питатели, переборки, воздуховоды (см. рис. 13, 14).
Основное назначение средств сепарации:
разделение отдельных партий грузов;
предохранение от попадания и конденсации влаги;
возможность быстрой и последовательной выгрузки.
Прокладочные и подстилочные материалы применяются для разделения (сепарирования) отдельных партий груза и предохранения его от попадания и конденсации свободной влаги, раздавливания груза, предотвращения трения, самопроизвольного нагрева груза, а также для обеспечения быстрой и последовательной выгрузки.
Разделение отдельных партий груза производится бумагой, синтетическими сетками или пленкой. Борта и переборки застилаются бумагой.
При перевозке гигроскопических грузов в зонах с большим перепадом температур, груз предохраняется от попадания свободной влаги и от влаги, образовавшейся в результате конденсации на трюмном ограждении и на самом грузе, укладкой подстилки.
Для предотвращения конденсации влаги внутри штабеля груза укладывают прокладочные материалы, которые облегчают циркуляцию влажного воздуха.
Устранение (заполнение) пустот, которые образуются при укладке груза, должно быть обеспечено за счет прокладочного материала и устройства клетей. Заполнение пустот и выравнивание поверхностей каждого яруса – это мера предосторожности от смещения груза и его раздавливания.
|
Трение груза является источником их повреждения в тех случаях, когда тара прижимается к кромкам деталей корпусных конструкций или прокладочного материала. Вертикальный настил предотвращает соприкосновение малогабаритных мест с верхней кромкой набора судна, и во время качки грузы сохраняются от повреждений.
Некоторые грузы нуждаются в прокладочных и подстилочных материалах для создания воздушных каналов или искусственных воздуховодов с целью отвода из штабеля груза тепла или влаги, выделяемого им.
Прокладочный и подстилочный материалы применяют также для сепарации отдельных партий груза, что позволяет ускорить выгрузку и обеспечить сдачу груза грузополучателю без пересортицы.
Количество мягкой сепарации – брезентов, мешков, синтетических пленок и т. д. – определяют по площади соприкосновения разделяемых партий груза и вида материала.
Для предохранения грузов от механических повреждений во время транспортировки широкое применение находят воздушные амортизаторы (надувные подушки) из синтетических материалов.
Воздушные амортизаторы выгодно отличаются от других материалов, используемых для заполнения пустот, так как они обладают достаточной эластичностью и упругостью и гасят энергию толчков и ударов.
В практике крепления грузов существует два типа креплений: жесткие и гибкие. К жестким креплениям относятся сварные соединения, упоры, болтовые соединения; к гибким – стальные тросы, цепи, проволока, строп-ленты из синтетических материалов, растительные тросы, такелажные скобы, талрепы и т. д.
|
В качестве жестких креплений также используются деревянные брусья и бревна, металлические упоры.
При перевозке укрупненных грузовых единиц для их крепления используются стандартные многооборотные средства крепления многоразового пользования.
Устройства для крепления груза на судне разделяют на стационарные и переносные. В свою очередь переносные разделяют на основные и вспомогательные.
К стационарным средствам крепления относятся рымы, скобы, обухи, палубные фитинги, гнезда, упоры и т. д.
Основные переносные средства крепления включают в себя:
тросовые, цепные, прутковые и ленточные найтовы;
закладные средства крепления – ручные и полуавтоматические замки, центрующие и стяжные приспособления;
обвязочные средства – сетки, стальные и синтетические ленты и тросы.
К вспомогательным переносным устройствам можно отнести талрепы, зажимы, крюки, скобы, надувные мешки, струбцины, колодки, клинья, брусья и т. д.
Найтовные устройства включают в себя прутковые, цепные, тросовые и ременные оттяжки.