Цель работы. Привить умение организации работ по подготовке танков к смене нефтепродуктов.
Общие указания. Порядок подготовки танков для смены нефтепродуктов в данной работе производится в соответствии с ГОСТ 1510-84 «Маркировка, упаковка, транспортировка и хранение нефти и нефтепродуктов». Общие положения и методика подготовки танков к наливу других наливных грузов принципиально не отличаются от приведенной.
Очистка металлических поверхностей грузовых танков нефтеналивных судов представляет собой совокупность ряда сложных физических и химических процессов, высокая результативность которых зависит от конструктивных и технологических параметров оборудования, режимов механизированной мойки и свойств, применяемых моющих веществ.
Существенное значение имеет определение степени чистоты поверхности грузовых танков при перевозке различных видов нефтепродуктов и других грузов. Под чистотой поверхности следует понимать такое ее состояние, при котором остаточное количество загрязнения не влияет на качество последующего груза в каждом конкретном случае. Чистота поверхности грузового танка является переменной величиной, зависящей от требований, предъявляемых к качеству перевозимого груза. Качество нефтепродуктов находится в прямой зависимости от химического состава, условий хранения, транспортировке, состояния поверхности грузовых емкостей. Некачественная очистка емкостей от остатков нефтепродукта другого сорта ускоряет процессы превращения продуктов окисления в смолистые вещества.
Плохо подготовленные поверхности стальных грузовых емкостей без защитных лакокрасочных покрытий при смене груза могут загрязнять нефтепродукт остатками предыдущего груза, продуктами его окисления, механическими примесями и продуктами коррозионного разрушения судовых корпусных сталей. Поэтому, вид загрязнения поверхностей грузовых танков влияет на выбор типа моющего средства, технологического режима мойки.
|
Состав загрязнения и его свойства зависят от вида и сорта перевозимого груза, срока эксплуатации судна, длительности рейса, технологических режимов мойки, очистки и выборки остатков из емкостей, регулярности и тщательности очистки поверхностей грузовых танков от образовавшихся отложений, условий приема балласта в грузовые емкости.
Основными способами очистки поверхностей грузовых танков от остатков ранее перевозимого груза и других видов загрязнения является: химико-механизированная мойка; механизированная мойка водой; механизированная мойка водными растворами моющих химических препаратов.
Качество очистки зависит от механической силы удара струи и температуры моющего раствора. Однако есть определенные трудности, связанные с утилизацией промывочных вод с танкеров. Поэтому применение моющих средств, при мойке танков нефтеналивных судов, разрешается только соответствующими нормативно-техническими документами. Кроме того, встречаются ситуации, когда перевозка одного груза после другого невозможна (запрещена). Поэтому в основном применяется поэтапная смена перевозимых нефтепродуктов, без специальной (или минимальной) обработки (подготовки) танков.
Порядок выполнения работы. В соответствии с заданным вариантом определяем предъявленные к перевозке четыре вида нефтепродуктов и заносим их в головку и боковик табл. 13. Т. о. на поле таблицы получаем 12 пар грузов – «остаток – подлежит наливу », для которых определяем порядок подготовки к смене нефтепродуктов.
|
Таблица 13
Остаток | Подлежит наливу | |||
Груз 1 | Груз 2 | Груз 3 | Груз 4 | |
Груз 1 | ||||
Груз 2 | ||||
Груз 3 | ||||
Груз 4 |
Для этого в табл. 14 находим строку с наименованием нефтепродукта, подлежащего наливу и столбец, соответствующий слитому продукту. На их пересечении находится искомый код (шифр) операции по подготовке танков, который заносим в соответствующую ячейку табл. 13.
Под табл. 13 приводим пояснения (описание действий) к приведенным в этой таблице кодам. Если код имеет верхний индекс (как степень), то его описание тоже приводится в работе. В том случае, когда индекс меняет основной код, в соответствующей ячейке табл. 13 приводится и скорректированный код. Например: 52 ® 4.
На основании кодов приведенных в табл. 13 и трудоемкости (материалоемкости) действий по подготовке танков, составляем такую последовательность смены нефтепродуктов, при которой затраты на подготовку танков были бы минимальны. Такая минимизация может быть достигнута путем максимизации суммы кодов подготовки к перевозке от одного нефтепродукта к другому.
Для этого строятся схемы различной последовательности смены нефтепродуктов (рис. 36 а). Количество таких вариантов определяется числом перестановок Pm из m элементов, т. е. Pm = m!, что в данной работе составит: Pm = 4! = 24.
|
Рис. 36. Примеры схем последовательности смены нефтепродуктов
Из приведенных схем выбирается та, у которой сумма кодов максимальная – это и будет оптимальная последовательность смены нефтепродуктов. При отборе оптимальной схемы, из перечня исключаются те, которые имеет код подготовки «0» (рис. 1 б). Если несколько вариантов имеют одинаковую сумму кодов, то выбирается та, у которой в последовательности есть максимальный код. В протоколе указывается порядок подготовки трубопроводов и правила перекачки нефтепродуктов, при их смене.
Примечания к таблице 14
Если код в табл. 14 имеет цифру в верхнем регистре (степень), то сначала корректируем этот код в соответствии с примечанием, обозначенным «*».
Если же код в таблице 14 не имеет цифру в верхнем регистре, то описание этого кода определяем в разделе обозначения цифр.
Для привязки нефтепродукта к конкретной группе (их 24) необходимо воспользоваться примечанием, обозначенным «**».
*Примечание:
1 – налив одноименных (по маркам) нефтепродуктов допускается на любое количество при условии, если качество смеси наливаемого продукта и остатка соответствует требованиям стандарта или техническим условиям на данный продукт;
2 – если судно перед наливом слитого нефтепродукта перевозило нефть, мазут, моторное топливо или другой темный нефтепродукт, то подготовку ведут в соответствии с обозначением 1;
3 – при механическом удалении остатка подготовку ведут в соответствии с обозначением 3;
4 – при отгрузке тракторного керосина в качестве сырья для пиролиза подготовку ведут как для этого сырья;
5 – для арктического дизельного топлива подготовку ведут в соответствии с 4;
6 – перед наливом нефти, идущей на изготовление авиационных масел, подготовку ведут в соответствии с обозначением 4;
7 – после нефти, имеющей температуру вспышки ниже +28 °С, подготовку ведут в соответствии с обозначением 4;
8 – перед наливом мазута, идущего на изготовление авиационных масел, подготовку ведут в соответствии с обозначением 4;
9 – перед наливом осевого масла «С» подготовку ведут в соответствии с обозначением 4.
Цифры (коды) в таблице обозначают:
0 – налив запрещен;
1 – удалить остаток нефтепродукта, эмульсии и воды, промыть растворителем, пропарить (или смыть горячей водой) и просушить днище;
2 – удалить остаток нефтепродукта, эмульсии и воды, смыть горячей водой и просушить днище;
3 – удалить остаток нефтепродукта, эмульсии и воды и просушить днище;
4 – удалить остаток нефтепродукта, эмульсии и воды;
5 – удалить остаток насосами;
6 – зачистка не требуется (остаток не более 0,5 % от грузоподъемности или емкости). Наличие подтоварной воды в не допускается.
7 – зачистка не требуется (остаток не более 2 % от грузоподъемности судна). Операция с обозначением 7 распространяется только на суда; для резервуаров применяется операция 6.
**Примечания.
1. Суда под налив нефтепродуктов после слива животных и растительных жиров должны готовиться по операции 1.
2. При подготовке судов по операциям 1 – 5 необходимо подготовить судовые трубопроводы в соответствии с п. 7.
3. В случае многократного, последовательного налива одного нефтепродукта на остатки других необходимо во всех пунктах налива, за исключением первого, перед наливом проверять стандартность смеси наливаемого нефтепродукта с остатком; при этом смесь готовится в соотношениях, соответствующих фактическим количествам наливаемого нефтепродукта и остатка.
4. В группу масел, указанных в таблице 4, входят следующие масла:
1 группа: веретенное АУ, МК–8, приборное (МВП), трансформаторное, швейное, для холодильных машин (фригус), сепараторные, турбинные.
2 группа: для высокоскоростных механизмов, индустриальные (веретенные и машинные), автомобильные, автотракторные, АКЗп–6 и Асм–6.
3 группа: индустриальные выщелоченные, веретенные дистилляты, машинные дистилляты.
4 группа: дизельные, авиационные, МТ, для прокатных станов, компрессорные, судовое.
5 группа: цилиндровое 11, автотракторное АКЗп–10, Акп–10, Асп–10 и АК–15, моторное.
6 группа: цилиндровые 24, 38 и 52, трансмиссионные.
5. Слив нефтепродуктов из наливных судов должен производиться в соответствии с требованиями операций 5, 6, 7. Для несамоходных барж с набором корпуса, расположенным внутри наливных отсеков, в период с 1 сентября по 1 мая допускается остаток нефтяного топлива (мазута) не более 5 % от грузоподъемности судна при условии налива на этот остаток только топочного мазута.
6. Налив нефтепродуктов в резервуары, железнодорожные и автомобильные цистерны, а также в наливные суда должен производиться с применением средств герметизации, обеспечивающих минимальные потери нефтепродуктов от испарения. После налива нефтепродукта крышки колпаков и люков должны герметично закрываться.
7. Все нефтепродукты должны перекачиваться и сливаться по освобожденным от остатков трубам. При перекачке одного нефтепродукта после другого первую порцию перекачивают в емкость с таким же продуктом, качество которого от добавления смеси не ухудшается.
Этилированные бензины перекачиваются по отдельному, предназначенному для них, трубопроводу; так же перекачивают и сливают топлива Т-1, ТС-1, Т-2 и Т-5.
Таблица 14
Порядок подготовки наливных судов к наливу нефтепродуктов
Подлежит наливу | Наименование слитого продукта | |||||||||||||||||||||||
1. Этилированные авиационные бензины | 51 | 42 | 32 | |||||||||||||||||||||
2. Высокооктановые компоненты и нефтяная ароматика | 51 | 42 | 32 | |||||||||||||||||||||
3. Топливо Т–1, ТС–1, Т–2, Т–5 | 13 | 51 | 13 | 42 | 42 | |||||||||||||||||||
4. Этилированные автобензины | 51 | 52 | 42 | |||||||||||||||||||||
5. Неэтилированные автобензины | 51 | 52 | 42 | |||||||||||||||||||||
6. Растворители, бензин авиационный | 51 | 32 | 32 | |||||||||||||||||||||
7. Керосин тракторный | 51 | |||||||||||||||||||||||
8. Керосин осветительный | 42 | 51 | 42 | |||||||||||||||||||||
9. Масло солярное, топливо дизельное | 55 | 61;5 | ||||||||||||||||||||||
10. Сырье для пиролиза | 71 | |||||||||||||||||||||||
11. Нефти сырые | 76 | 71;6 | 76 | 76 | 76 | 76 | 76 | 76 | 76 | 76 | 76 | 76 | 76 | 76 | 76 | |||||||||
12. Нефти обессоленные | 76 | 76 | 71;6 | 76 | 76 | 76 | 76 | 76 | 76 | 76 | 76 | |||||||||||||
13. Топливо моторное | 77 | 77 | 71 | |||||||||||||||||||||
14. Малосернистый мазут, полугудрон | 78 | 68 | 68 | 78 | 71;8 | 78 | 78 | 78 | 78 | 78 | 78 | 78 | 78 | 78 | ||||||||||
15. Мазут сернистый и высокосернистый | 71 | |||||||||||||||||||||||
16. Мазут флотский | 71 | |||||||||||||||||||||||
17. Масла 1 группы | 41 | |||||||||||||||||||||||
18. Масла 2 группы | ||||||||||||||||||||||||
19. Масла 3 группы | ||||||||||||||||||||||||
20. Масла 4 группы | 41 | |||||||||||||||||||||||
21. Масла 5 группы | ||||||||||||||||||||||||
22. Масла 6 группы | ||||||||||||||||||||||||
23. Масла осевые | 69 | 69 | 69 | 69 | 69 | 71 | ||||||||||||||||||
24. Масло зеленое |