Шкала оценки чувствительности бактерий к антибиотикам




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ

 

Утверждаю:
зав. кафедрой,

проф. Туйгунов М.М.

«_02_» ____02_____2017 г.

 

 

Методические указания

Для студентов

к практическому занятию на тему:

 

«Действие экологических факторов на микробы. Антибиотики. Контрольная работа по темам №7-10»

 

 

Дисциплина микробиология, вирусология

Специальность: 31.05.01 «лечебное дело»

курс 2

Семестр 4

 

Уфа – 2017г

Тема: «Действие экологических факторов на микробы. Антибиотики. Контрольная работа по темам №7-10»

 

На основании рабочей программы учебной дисциплины: микробиология, вирусология, утвержденной «» 2012 г.

 

Рецензенты:

1. Проф. Мавзютов А.Р.

2. Проф. Мурзабаева Р. Т.

Авторы: доцент Давлетшина Г.К.

Доцент Савченко Т. А.

Проф.Ахтариева А.А.

 

 

Утверждение на заседание № 48 кафедры микробиологии, вирусологии от 02.02. 2017 г.

 

 

1.Тема и ееактуальность: «Действие экологических факторов на микробы. Антибиотики. Контрольная работа по темам №7-10».

Микроорганизмы, находящиеся во внешней среде, подвергаются воздействию самых разнообразных физических, биологических (антибиотики, бактериоцины, бактериофаги и др) и химических факторов, которые в зависимости от совокупности условий оказывают благоприятное, губительное или индифферентное действие. На практическом здравоохранении для проведения лечебно-профилактических мероприятий широко используют губительное действие факторов на микроорганизмы в целях обеззараживания объектов внешной среды, уничтожения микробов на поверхности и в организме человека.

2..Учебные цели: изучение действия физических, биологических (антибиотиков, бактериоцинов, бактериофагов и др) и химических факторов на микроорганизмы.

 

2.1. Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

- особенности строения микроорганизмов;

- микроскопический метод;

- бактериологический метод;

- особенности химического состава и физиологии микроорганизмов.

 

2.2.Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

· -обращаться с иммерсионной системой микроскопа;

· готовить препараты из бактериальных культур;

· готовить препараты для исследования микробов в живом состоянии;

· окрашивать мазки простыми методами (водным фуксином и метиленовой синью)

· идентифицировать бактерий по морфологическим и тинкториальным признакам.

· пользоваться аппаратурой, используемой для стерилизации (автоклав, сухожаровой шкаф, фильтры);

· проводить стерилизацию кипячением;

· определить чувствительности бактерий к антибиотикам методом индикаторных дисков.

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы самоподготовки:

1)Механизм действия на микроорганизмы физических и химических факторов.

2) понятие о стерилизации, дезинфекции, асептике и антисептике.

3) методы стерилизации. Методы контроля эффективности стерилизации.

4) Механизмы действия дезинфицирующих веществ.

5) Дезинфекция в микробиологической лаборатории: рук, рабочего места,

выделений больного, предметных и покровных стекол.

6) Типы взаимодействия между микробами в биоценозах.

7) Антибиотики, классификация по источникам выделения, по спектру

действия, по механизму действия.

8) Побочные действия антибиотиков на микроорганизмы и на макро организм.

9) механизм развития антибиотикоустойчивости; пути преодоления

10) методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия: 3 часа.

6.Оснащение:

6.1.Кинофильм "Асептика и антисептика" (28 мин.) таблицы: 0-39 "Стерилизация", 0-40 "Влияние температуры на бактерии"; лабораторная посуда, подготовленная к стерилизации; наборы красок для окраски по Граму и Ожешко; культура бактерий (кишечная палочка и антракоиды).

 

6.2. Аппаратуры для стерилизации (автоклав, сухожаровой шкаф, фильтры) термостат; печь Пастера; фильтры Зейтца, Шамберлана, Веркефольда; водяная баня; микроскопы.

 

7.Содержание занятия:

7.1.Контроль исходного уровня знаний и умений.

7.2.Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3.Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

1) Постановка опыта по стерилизации спорогенного и аспорогенного материала (1 этап)

Методика.

1.Проверка чистоты культуры кишечной палочки и культуры антракоида путем приготовления мазков и окраски препаратов (по Граму и Ожешко).

2.Стерилизация эмульсии обеих культур кипячение в водяной бане в течение 30 минут.

3.Проверка качества стерилизации: пересевом кишечной палочки на МПБ, антракоида на МПА.

4.Термостатирование при температуре 37 градусов в течение 24 часов.

5.7Учет полученных результатов. В случае неэффективности предложить свои методы стерилизации.

 

2) Определение чувствительности золотистого стафилококка к антибиотикам методом бумажных дисков (1 этап)

Методика.

1. Исследуемую культуру суспензируют в 2 мл стерильного физиологического раствора и готовят 1- миллиардную взвесь по стандарту мутности.

2. Бактериальную взвесь (1 мл) стерильной пипеткой наливают на поверхность среды в чашку Петри и равномерно распределяют путем покачивания (либо шпателем). Избыток жидкости удаляют пастеровской пипеткой. Шпатель и пипетки помещают в стакан с дезраствором.

3. На различные участки засеянного агара пинцетом помещают диски с антибиотиками (6-8), стараясь не касаться агара. Диск с пинцетом слегка прижимают к агару.

4. Чашки с посевами помещают в термостат на 18-24 часа.

5. Через сутки проводят оценку результата опыта путем измерения зоны задержки роста (в миллиметрах) бактерий по диаметру, включая бумажный диск.

 

Результаты выполненной работы оформляют в виде протокола исследования.

 

Шкала оценки чувствительности бактерий к антибиотикам

Размер зоны задержки роста, мм чувствительность
До10 Более 10 Не чувствителен чувствителен

Протокол исследования

Цель…

Вид возбу- дителя Результат посева на чувствительность к антибиотикам (рисунок с обозначениями) Величина зон задержки роста, мм
Антибиотики
           
               

 

Вывод (Ответить на вопросы: К каким антибиотикам чувствителен выделенный возбудитель? Какой антибиотик Вы рекомендуете для лечения и почему?).

7.5.Контроль конечного уровня усвоения темы:

 

Задание 1

Цель. Овладеть навыком определения чувствительности бактерий к антибиотикам методом индикаторных дисков.

 

Задача. В клинику поступил больной с диагнозом: «Стафилококковая пневмония». Для успешного этиологического лечения в целях выбора эффективного антибиотика было рекомендовано определение антибиотикограммы возбудителя. Проведите исследование. Оцените результат. Сделайте вывод.

Вывод (Ответить на вопросы: К каким антибиотикам чувствителен выделенный возбудитель? Какой антибиотик Вы рекомендуете для лечения и почему?).

 

Задания 2

Цель. Определить чувствительность бактерий к антибиотикам методом серийных разведений.

 

Задача. Для назначения больному рациональной схемы лечения пенициллином потребовалось определить бактериостатическую и бактерицидную концентрацию препарата по отношению к возбудителю – золотистому стафилококку.

 

Методика.

1. В пробирки разливают стерильный мясо-пептонный бульон (МПБ) по 1 мл.

2. Добавляют исследуемый антибиотик в различных концентрациях: от 1 до 128 ед/мл.

3. Заливают в пробирки 18-часовую бульонную культуру стафилококка по 1 мл.

4. Инкубируют посевы в термостате 24 часа.

5. Через сутки учитывают результаты опыта.

а) Определяют минимальную подавляющую (бактериостатическую) концентрацию антибиотика (МПК). За нее принимают наименьшую концентрацию антибиотика, при которой не происходит размножение бактерий и содержимое пробирки остается прозрачным.

б) Определяют минимальную бактерицидную концентрацию антибиотика (МБК). Для этого из пробирок с отсутствием видимого роста и из пробирки с минимальной концентрацией антибиотика, где рост есть (контроль), производят высев секторами на мясо-пептонный агар в чашки Петри. На секторах обозначают концентрацию антибиотика, из которой сделан высев. Чашки относят в термостат на 18-24 часа.

6. Через сутки просматривают чашки и определяют МБК по отсутствию роста бактерий на агаре в соответствующих секторах.

Результат выполненной работы оформляют в виде протокола исследования.

 

Протокол исследования

 

Цель…

 

Концентрация антибиотика в МПБ, ед/мл                 К  
Наличие роста микроба в МПБ(мясо-пептонный бульон)                   МПК
Наличие роста микроба при высеве на МПА (мясо-пептонный агар)                   МБК

 

Вывод (Ответить на вопросы: 1. Почему МБК выше, чем МПК? 2. Может ли быть наоборот? 3. Почему?).

 

Приложение №1

Логическая структура темы (ЛСТ)

стерилизация

физические методы: прокаливание, тиндализация, кипячение, сухим паром – шкаф Пастера, текучим паром аппарат Коха, пастеризация, УФО

механические методы: фильтрование, фильтры: Зейтца, Шамберлана, Беркефельда

химические методы: дезинфекция.

 

Приложение №2

Практические рекомендации по изучению

отдельных разделов темы:

При изучении темы «Стерилизация» необходимо обратить внимание на методы определения эффективности стерилизации, необходимо заранее приготовить таблицу для записи протокола практической работы, проводимой на занятии по схеме:

Возбуди-тель Проверка на чистоту культуры Метод стерили-зации Проверка качества стерилиза-ции Метод культи-вирова-ния Результат контроль-ного посева Резуль-таты опыта и пред-лагаемые методы  

Приложение №3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: