В Прато он продолжает жить, расписывает кафедральный собор (дуомо), кстати, довольно интересное архитектурное сооружение. Церковь на этом месте существовала с V века, с X по XV она неоднократно перестраивалась, но ее основная структура относится к XII веку, то есть это такое классическое романское сооружение, с романской кампаниллой. В XIV веке церковь расширили из-за возросшего потока паломников, а святыней этого храма является пояс Богородицы. Мы помним, несколько лет назад у нас стояли к поясу Богородицы. Вот какой-то небольшой кусок, наверное, этого пояса, часть которого находится на Афоне, часть находится в городе Прато. Интересно, что главный фасад выполнен зодчим Джованни ди Амброджио и Никколо Пьеро Ламберти, такими известными местными архитекторами, а в люнетах майоликовые образы Андреа делла Роббиа, об этой семье скульпторов мы говорили.
Да, вот очень интересный фасад, можно посмотреть, действительно, необычный, с выносной внешней кафедрой, потому что в это время очень часто проповеди произносились прямо на площади. Мы еще будем говорить о Савонароле, так он, в основном, на площади проповедовал. И вот здесь такая интересная кафедра на углу этого собора – собор святого Стефано.
Здесь вот сохранились его фрески, тоже «Жизнь святого Стефано», история, известная нам по Деяниям, и другие сцены. Очень интересно вписанные в архитектуру фигуры, где архитектура дописывается: арки в виде обманок, то есть они живописные, но вы их воспринимаете как архитектурный элемент, и в них вписаны фигуры, как в ниши.
Здесь действительно Филиппо Липпи выступает — это ощущается очень остро — наследником Мазаччо. Некоторые композиции очень сильно перекликаются, и некоторые лики даже чуть-чуть похожи на лики Мазаччо.
|
Но его вот такое мягко-лирическое отношение, конечно, тоже чувствуется, потому что Мазаччо помонументальнее и пожестче. Но тем не менее Филиппо Липпи был прекрасным мастером не только станковых вещей, но и монументальных, это видно в этом соборе Прато.
Фрески в Успенском соборе Сполето
Собор в Сполето, здесь тоже остались его фрески. Сполето — это последний город, пристанище Филиппо Липпи, хотя он и во Флоренции, и в Падуе писал. Ну вот собор Сполето — тоже очень интересный романский собор.
Здесь в алтарной части очень интересная фреска – тоже «Коронование Богородицы». И здесь мы также видим его версию этой композиции, когда Богородицу коронует сам Бог-Отец. Нет Троицы, а только Бог-Отец. Вообще вот это очень интересно было бы проследить, как от запрета изображения Бога-Отца, который действовал как на Западе, так и на Востоке в Средние века, постепенно фигура Бога материализуется и даже оттесняет образ Христа, потому что повторяю, что раньше коронование, конечно, внутри Троицы происходило, даже больше Христос коронует, а Отец благословляет.
И здесь он снова изобразил себя. Мы можем еще раз посмотреть на автопортрет Филиппо Липпи, тоже в монашеском одеянии, хотя уже он к этому времени отец семейства с двумя детьми. Вот фрагмент фрески «Коронование Богородицы», где с такой вот уже постаревшей физиономией, можно сказать, он сам себя изобразил. Красавцем он не был, он был невысокого роста, но тем не менее это был такой очень креативный человек.
|
В Сполето он и умер. Ходили слухи, что художник был отравлен родственниками Лукреции, которые так и не могли смириться с позором, хотя позор был, в общем, прощен, искуплен и как бы преображен вот такими прекрасными детьми, которые в конце концов у них выросли. Филиппо похоронили в соборе Сполето, который, собственно, он и расписывал. Флорентийцы очень хотели забрать себе останки художника, но жители Сполето воспротивились и оставили гробницу у себя. Лоренцо Медичи поручил сыну художника, Филиппино, воздвигнуть памятник отцу, потому что он очень ценил Филиппо как художника, как живописца и даже покрывал все его приключения.
На могиле Филиппо Липпи сохранилась эпитафия, она есть у нас в переложении Александра Блока:
Здесь я покоюсь, Филипп, живописец навеки бессмертный,
Дивная прелесть моей кисти — у всех на устах.
Душу умел я вдохнуть искусными пальцами в краски,
Набожных души умел — голосом Бога смутить.
Даже природа сама, на мои заглядевшись создания,
Принуждена меня звать мастером равным себе.
В мраморном этом гробу меня упокоил Лаврентий [то есть Лоренцо]
Медичи, прежде чем я в низменный прах обращусь.
Именно Лоренцо как наследник Козимо Медичи позаботился о его погребении.
Завершая Кватроченто
Филиппо Липпи интересен тем, что он действительно одна из таких заключительных фигур Кватроченто. По его живописи видно, как продвинулась живопись по пути натурализма с начала до конца этого века, что его Богородицы — они абсолютно земные женщины. Это такие молодые матери, полнокровные, очень любящие, очень нежные, но в них практически уже нет какого-то мистического оттенка. Его дети тоже такие – с перевязочками, милые младенцы, которых хочется потискать. Тоже, так сказать, божественное куда-то уходит на второй план. Но зато искусство, искусство изображения тонких тканей, красивых украшений, изящной искусной мебели, красивых интерьеров, тонких пейзажей — все это налицо. Вот художник стал маэстро, художник изображает мир прекрасным, человека изображает прекрасным, нежным и живым.
|
Интересно, что в Уффици есть одно замечательное произведение Филиппо Липпи. Он изобрел, ему по крайней мере приписывается изобретение круглой картины, тондо. До этого все-таки картина шла от иконы. Это всегда квадрат, вот некое окно, хотя в это время уже и круглые окна, конечно, появляются, но все равно мы привыкли: икона — окно в невидимый мир. Иконы, как правило, квадратные или прямоугольные. И картины до этого времени были квадратные или прямоугольные. Он изобретает тондо. Во-первых, круг — это символ вечности. Понятно, откуда он взялся. И это гармония. Круг — это одна из гармоничных форм. Но вот интересно, что потом просто возникает мода на круглые изображения, мы это будем видеть у того же Боттичелли.
Говоря о Филиппо Липпи, не могу не вспомнить, что одно из его произведений есть в Эрмитаже, неожиданная такая интересная картина. Это «Видение Блаженного Августина». Известна легенда, что когда Блаженный Августин, великий богослов и отец церкви, учитель церкви, писал свой труд «О Троице», ему было видение то ли ангела, то ли маленького Иисуса, который вычерпывает море ложечкой, и когда Августин спрашивает: «Дитя, что ты делаешь?», он говорит, что постигнуть тайну Святой Троицы так же невозможно, как невозможно вычерпать ложечкой море.
Интересно, что это первое обращение к этому сюжету. Августина писали, конечно, и будут писать еще, но вот этот эпизод он вводит, мне кажется, первый, и он его тоже так немножечко заземляет, потому что здесь маленький то ли Иисус, то ли ангел, маленькое дитя вычерпывает ложечкой не море, а ручеек. Вот этот кусочек пейзажа он явно подсмотрел где-то, так сказать, рядом со своим имением в Прато или в Сполето, где он работал.
Филиппо Липпи был, как известно, учителем Сандро Боттичелли, тоже великого итальянского художника, а в свою очередь его сын Филиппино был учеником Боттичелли, и вот так эти две замечательные фигуры связаны между собой. Да, и если говорить о его сыне, то можно просто показать (он тоже был неплохим художником) его графический автопортрет и его замечательную, на мой взгляд, картину «Товия и ангел» и сопровождающие его еще два ангела. Очень, мне кажется, нежный и замечательный художник, унаследовавший талант своего отца и кое-чему научившийся и у Боттичелли.
Материалы
· Бернсон Б. Флорентийские живописцы Возрождения. М., 1923; Великие художники, часть 42, Филиппо Липпи. 2003.
· Фосси Г. Филиппо Липпи. М.: Слово, 1997.
· Antonio Paolucci. Filippino Lippi. Cantini, Florenz, 1992.
· Giulia Cosmo. Filippino Lippi, série Art dossier, Giunti, Florence 2001.
Галерея (25)
Автопортрет. Фрагмент алтаря «Коронование Марии». 1439–1447
Художник – Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406–1469). Галерея Уффици, Флоренция
Утверждение устава ордена кармелитов. Ок. 1432
Художник – Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406–1469). Церковь Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция
Интерьер капеллы Бранкаччи
Церковь Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция
Благовещение. Ок. 1443–1445
Художник – Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406–1469). Старая пинакотека, Мюнхен
Вымышленный портрет Филиппо Липпи. 1568
Иллюстрация к «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари
Коронование Марии. 1439–1447
Художник – Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406–1469). Галерея Уффици, Флоренция
Козимо Медичи Старший (итал. Cosimo de' Medici il Vecchio, 1389–1464). 1518–1520
Художник – Понтормо (Jacopo Carucci, 1494–1557). Галерея Уффици, Флоренция
Прато, Тоскана
Мадонна под вуалью. 1460–1465
Художник – Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406–1469). Галерея Уффици, Флоренция
Собор Святого Стефана. XII–XIV вв.
Прато
Собор Святого Стефана, южный фасад. XII–XIV вв.
Прато
Истории святого Стефана и святого Иоанна Крестителя. 1452–1465
Цикл фресок. Художник – Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406–1469) и его мастерская. Собор Святого Стефана, Прато
Альберт дельи Абати. 1452–1465
Фреска. Художник – Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406–1469) и его мастерская. Собор Святого Стефана, Прато
Усекновение главы Иоанна Крестителя. 1452–1465
Фреска. Художник – Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406–1469) и его мастерская. Собор Святого Стефана, Прато
Евангелист Лука. 1452–1465
Фреска. Художник – Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406–1469) и его мастерская. Собор Святого Стефана, Прато
Собор Успения Девы Марии. XII–XVIII вв.
Сполето
Коронование Девы Марии. 1467–1469
Фреска. Художник – Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406–1469) и его мастерская. Собор Успения Девы Марии, Сполето
Автопортрет (в центре). Фрагмент фрески «Успение Богородицы». 1467–1469
Художник – Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406–1469) и его мастерская. Собор Успения Девы Марии, Сполето
Надгробный памятник Филиппо Липпи. Ок. 1490
Собор Успения Девы Марии, Сполето
Мадонна с Младенцем. 1440–1445
Художник – Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406–1469). Национальная галерея искусства, Вашингтон
Мадонна с младенцем и сцены из жизни святой Анны. Ок. 1452
Художник – Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406–1469). Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция
Видение блаженного Августина. Ок. 1460
Художник – Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406–1469). Эрмитаж, Санкт-Петербург
Автопортрет. Ок. 1485
Художник – Филиппино Липпи (итал. Filippino Lippi, 1457–1504). Галерея Уффици, Флоренция
Три архангела и Товия. Ок. 1485
Художник – Филиппино Липпи (итал. Filippino Lippi, 1457–1504). Галерея Сабауда, Турин