ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ (ФИПИ, открытый банк заданий)
Задание 1
В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
| |
| 1)
| Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
|
| 2)
| А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
|
| 3)
| Здорово, юный жених!
|
| 4)
| Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...
| | Задание 2
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
| |
| 1)
| Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
|
| 2)
| Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:
- Жучка, Жучка!
|
| 3)
| Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
|
| 4)
| Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.
| | Задание 3
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
| |
| 1)
| Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
|
| 2)
| Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
|
| 3)
| Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?
|
| 4)
| Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.
| | Задание 4
В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?
| |
| 1)
| Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
|
| 2)
| Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.
|
| 3)
| - Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
|
| 4)
| Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…
| | Задание 5
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
| |
| 1)
| Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
|
| 2)
| И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
|
| 3)
| Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
|
| 4)
| Он был рад, что мать не видит его слёз.
| | Задание 6
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
| |
| 1)
| Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
|
| 2)
| Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.
|
| 3)
| Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.
|
| 4)
| Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.
| | Задание 7
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
| |
| 1)
| Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
|
| 2)
| До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
|
| 3)
| Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.
|
| 4)
| Впереди было ещё почти два года блокады...
| | Задание 8
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
| |
| 1)
| Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
|
| 2)
| Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
|
| 3)
| А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
|
| 4)
| И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
| | Задание 9
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
| |
| 1)
| Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.
|
| 2)
| На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.
|
| 3)
| Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.
|
| 4)
| Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.
| | Задание 10
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
| |
| 1)
| После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.
|
| 2)
| Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.
|
| 3)
| Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.
|
| 4)
| Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.
| | Задание 11
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
| |
| 1)
| Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…
|
| 2)
| …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
|
| 3)
| Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.
|
| 4)
| Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
| | Задание 12
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
| |
| 1)
| Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
|
| 2)
| У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым.
|
| 3)
| Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
|
| 4)
| Она стала листать классный журнал.
| | Задание 13
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
| |
| 1)
| Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.
|
| 2)
| Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?
|
| 3)
| Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.
|
| 4)
| И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.
| | Задание 14
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
| |
| 1)
| Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».
|
| 2)
| А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.
|
| 3)
| Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.
|
| 4)
| Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
| | Задание 15
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
| |
| 1)
| Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу – началась детская игра «А ну-ка, отними!»...
|
| 2)
| Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, -- взглядом упирался в одну точку – от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок.
|
| 3)
| Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!
|
| 4)
| Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску.
| | Задание 16
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
| |
| 1)
| Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...
|
| 2)
| Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...
|
| 3)
| Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.
|
| 4)
| Пришло время удивляться Валерке.
| | Задание 17
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
| |
| 1)
| Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.
|
| 2)
| Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
|
| 3)
| Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене.
|
| 4)
| Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
| | Задание 18
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм.
| |
| 1)
| Птицы замолчали, уступив место нашему герою.
|
| 2)
| Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.
|
| 3)
| Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались.
|
| 4)
| Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву…
| | Задание 19
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
| |
| 1)
| Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето.
|
| 2)
| Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники.
|
| 3)
| -- Спасибо, родимый, -- сказала Поликарповна, -- только чудно мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.
|
| 4)
| Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.
| | Задание 20
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
| |
| 1)
| Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
|
| 2)
| Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.
|
| 3)
| Книга исчезла между двойными окнами вагона.
|
| 4)
| Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
| | Задание 21 (сочинение)
Задание 22 (сочинение)
Задание 23
В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
| |
| 1)
| (3) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси (4) «Как в доме Ростовых! – з поясняла Оленька. – (5) Или Болконских».
|
| 2)
| (7) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.
|
| 3)
| (23) А она обиделась... (24) И на что?! (25) Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.
|
| 4)
| -- (35) Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – (36) Если бы ты нашла его у себя в сердце...
| | Задание 24
В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
| |
| 1)
| (2) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
|
| 2)
| (5) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
|
| 3)
| (18) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
|
| 4)
| (20) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
| | Задание 25
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
| |
| 1)
| (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
|
| 2)
| (36) А осложнения, как он понимал, грядут.
|
| 3)
| (38) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.
|
| 4)
| (40) Впереди праздник, и жизнь – как праздник.
| | Задание 26
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
| |
| 1)
| (1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку.
|
| 2)
| (5) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся…
|
| 3)
| (11) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры – всё это настраивало на определённый лад.
|
| 4)
| (20) По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились.
| | Задание 27 (сочинение)
Задание 28 (сочинение)
Задание 29 (сочинение)
Задание 30
Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 18: «Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет».
| |
| 1)
| метафора
|
| 2)
| сравнительный оборот
|
| 3)
| противопоставление
|
| 4)
| просторечные слова
| | Задание 31
В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
| |
| 1)
| (11) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
|
| 2)
| (14) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.
|
| 3)
| (17) Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!
|
| 4)
| (26) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» - рассуждала бабушка.
| | Задание 32 (сочинение)
Задание 33
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
| |
| 1)
| (8) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.
|
| 2)
| (12) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
|
| 3)
| (15) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.
|
| 4)
| (23) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
| | Задание 34
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
| |
| 1)
| (12) Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает.
|
| 2)
| (2) Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!
|
| 3)
| (20) Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке…
|
| 4)
| (30) История Тыжи осталась ненаписанной, но в деревне меня теперь зовут не иначе как «Колька-летописец»...
| | Задание 35
В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
| |
| 1)
| (1) В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.
|
| 2)
| (2) И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.
|
| 3)
| (4) А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.
|
| 4)
| (21) От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».
| | Задание 36
В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
| |
| 1)
| (1) Толя осени не любил. (2) Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.
|
| 2)
| (15) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.
|
| 3)
| (3) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу...
|
| 4)
| (35) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.
| | Задание 37
В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
| |
| 1)
| (4) Вот наконец она появилась. (5) Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией.
|
| 2)
| (26) Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. (27) Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.
|
| 3)
| (38) Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.
|
| 4)
| (43) И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: (44) «На, смотри, если хочется...»
| | Задание 37 (сочинение)
Задание 39
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
| |
| 1)
| (10) Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.
|
| 2)
| (2) Я люблю джаз, как дядя Женя.
|
| 3)
| (21) Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении.
|
| 4)
| (22) Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!
| |
|
Поиск по сайту:
|