ГЛАГОЛЫВ ПОВЕЛИТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ
Давайте обсудим.
Прочитайте предложения, ребята.
1.Я подумал и ответил на вопрос. 2. Я подумал бы над твоим вопросом, если бы не был занят. 3. Подумай, пожалуйста, и ответь на вопрос.
Чем, по-твоему, отличаются ситуации, описанные в этих предложениях? В каких наклонениях употреблён выделенный глагол? Что выражает глагол, стоящий в повелительном наклонении? Просьбу, совет или приказ?
Прочитайте полезный совет. Сформулируйте признаки, по которым можно узнать глагол в повелительном наклонении. Рассуждайте так, ребята:
глагол в повелительном наклонении, если а)…; б)….
ТЕОРИЯ ВОПРОСА (ключевая информация)
Глаголы в форме повелительного наклонения называют действие, к которому говорящий побуждает (подталкивает) собеседника или выражает пожелание, просьбу, приказ, чтобы действие не совершалось:
Обязательно прочитай эту книгу. Не смотри, пожалуйста, в окно.
Глаголы в форме повелительного наклонения образуются так:
-форма 2 лица, ед.ч.- от основы наст. и буд. времени глагола с помощью формообразующего суффикса –И- или без этого суффикса:
пиш(ут)+ и= пиши; стро(ят)-строй;
-форма 2 лица, множ. числа-с помощью суффикса –ТЕ:
пиши+ те= пишите(выделенное-суффикс): строй+ те=стройте;
форма 3 лица, ед. и множ. ч.- с помощью частиц пускай, пусть, да, давай:
Пусть Ира читает. Да здравствует солнце! Давай читать.
От некоторых глаголов форма повелительного наклонения не образуется: видеть, слышать, хотеть,…
Глаголы в повелительном наклонении не имеют форм времени и не изменяются по родам.
Задание.
От данных глаголов образуй формы 2 лица ед. и мн. ч. повелительного наклонения.
Следи за видом глагола.
Сделай так: несов. в.- говори (ть)- говор (ят)-говор и(и-суффикс)- говори те(те-суффикс),
сов. в.- поговори (ть)- поговор (ят)-поговор и(и-суффикс)- поговори те(те-суффикс).
Обрати внимание!
На конце глаголов повелительного наклонения после согласных пишется ь, который сохраняется перед –ся, -те:
Встань-встаньте, намажь-намажьте, намажься.
Искл.: ляг, приляг, прилягте.
Орфограмма: «Ь после согласных в глаголах повелительного наклонения»:
Намажь(в повел. накл.), намажьте(в повел. накл.)
1.Переписать, чистить, чертить, позвонить, извинить.
2.Играть, слушать, строить, умножать, перечислять.
3.Бросать, познакомиться, ответить, проверить; разрезать, съесть, залезть, исправить.
А теперь проверьте себя, ребята!
1.Переписать-перепишут-перепиши-перепишите; чистить-чистят- чисти-чистите; чертить- чертят- черти-чертите; позвонить-позвонят- позвони-позвоните; извинить- извинят-извини-извините.
2.Играть- играют- играй- играйте; слушать- слушают- слушай- слушайте; строить- строят- строй- стройте; умножать- умножают- умножай- умножайте; перечислять- перечисляют- перечисляй- перечисляйте.
3.Бросать- бросают- бросай- бросайте; познакомиться- познакомятся- познакомься- познакомьтесь; ответить- ответят- ответь- ответьте; проверить- проверят- проверь- проверьте; разрезать- разрежут- разрежь- разрежьте; съесть- съедят- съешь- съешьте; залезть- залезут- залезь- залезьте; исправить- исправят- исправь- исправьте.
Задание.
Попробуй записать по памяти отрывок из стихотворения Кайсына Кулиева. Подумай о недостающих знаках препинания. Вставь их. Докажи, что выделенные глаголы употреблены в форме повелительного наклонения.
Сказала мне высь Обернись к небесам,
И в сердце растает тревога.
Спокойно иди, я тебя не предам!
Тихонько шуршала дорога.
А теперь проверьте себя, ребята!
Сказала мне высь: « Обернись к небесам,
И в сердце растает тревога.
Спокойно иди, я тебя не предам!»-
Тихонько шуршала дорога.
Обернись- это глагол в форме повелительного наклонения. Он называет действие, к которому говорящий подталкивает собеседника.
Задание.
Запиши предложения, поставь недостающие запятые.
Внимание! Если сказуемое выражено глаголом в форме 2 л. пов. пакл., то подлежащего в таком предложении нет. Оля(обращение), будь добра, напиши(сказуемое) письмо.
1.Вымой пожалуйста пол и протри пыль. 2. Будь любезен послушай меня. 3. Отдыхайте в выходные дышите свежим воздухом! 4. Будь добра Наташа не перегрейся на солнце. 5. Будьте любезны передайте соль.
А теперь проверьте себя, ребята!
1.Вымой, пожалуйста, пол и протри пыль. 2. Будь любезен, послушай меня. 3. Отдыхайте в выходные, дышите свежим воздухом! 4. Будь добра, Наташа, не перегрейся на солнце. 5. Будьте любезны, передайте соль.
Что содержат предложени я- просьбу, совет, приказ? Найди междометия, которые помогают говорящему выразить пожелания.
Внимание, культура речи!
Прочитайте текст.
Одна молоденькая медсестра ежедневно придумывала новую форму глагола «положить». «Ложьте руки сюда»,- говорила она, улыбаясь. «Залаживайте их так»,- объясняла она на другой день. Её изобретательности не было предела: «закладайте», «ложите», «заложьте», «заложивайте». И так без конца.
Когда мы поближе познакомились, я посоветовала ей остановиться на простейшей фразе: «… руки сюда». И ей, и нам стало легче.
Рина Зелёная, актриса.
Подумай: форма какого наклонения глагола оказалась трудной для медсестры? Вставь нужный глагол.
А теперь проверьте себя, ребята!
Когда мы поближе познакомились, я посоветовала ей остановиться на простейшей фразе: «Кладите руки сюда».
Лингвистическая задачка.
Почему в выделенных глаголах пишутся разные гласные?
Когда вытрете ноги, входите Вытрите ноги и входите.
А теперь проверьте себя, ребята!
Во втором предложении использован глагол повелительного наклонения. В его образовании участвовал суффикс И. В первом случае мы встретились с глаголом в изъявительном наклонении, ЕТЕ- окончание.
Поработайте редактором!
Найди ошибки в употреблении глаголов. Запиши(назови) правильные варианты.
1.«Почисть картошку»,- сказала Света. 2. Если хочешь быстрее добраться до библиотеки, едь туда на автобусе. 3. «Вытащь газеты из ящика»,- попросил Андрей. 4. Бежи скорее, догоняй меня! 5. Ляж на диван, отдохни.
А теперь проверьте себя, ребята!
1.«Почисти картошку»,- сказала Света. 2. Если хочешь быстрее добраться до библиотеки, поезжай туда на автобусе. 3. «Вытащи газеты из ящика»,- попросил Андрей. 4. Беги скорее, догоняй меня! 5. Ляг на диван, отдохни.