Какими правовыми документами регламентируется деятельность классного руководителя?




Классное руководство – традиционный для российского об-разования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива.

Ответ.

Классный руководитель назначается с согласия педагогического ра-ботника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на ос-новании решения педагогического совета.

Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.

Классное руководство включено в перечень дополнительно оплачива-емых работ (п. 7.2.1 Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работникам образовательных учреждений (приложение к письму Минобра-зования России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 16.01.2001 №20-58-196/20-5/7)).

Согласно Закону РФ «Об образовании» образовательное учреждение в пределах, имеющихся у него средств на оплату труда работников данного об-разовательного учреждения, самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок к должностным окладам, премий и других мер материального стиму-лирования и закрепляет их в положении, коллективном договоре (соглашении).

В ряде регионов складывается собственная практика организации де-ятельности классного руководителя и оплаты его труда. Так, в Примерном положении о классном руководителе ряда регионов приоритетными явля-ются его координирующая, коммуникативная и аналитическая функции. За их выполнение предусмотрены доплаты в размере от 25 до 50% от ставки заработной платы. Размер доплаты определяется сложностью решаемых задач и уровнем квалификации педагога, владением им специальными пе-дагогическими, диагностическими методиками. Некоторые примерные по-ложения о классном руководителе предусматривают доплату в размере 15% к ставке заработной платы за осуществление педагогическим работни-ком классного руководства в 1–4-х классах, и 20% – в 5–11-х классах.

В отдельных случаях в общеобразовательных учреждениях определен временной норматив работы классного руководителя. Он равен 4–10 часам в неделю. Рабочее время по выполнению дополнительной педагогической работы регулируется Уставом общеобразовательного учреждения, прави-лами внутреннего трудового распорядка, расписаниями, планами меропри-ятий и другими локальными актами.

Существует практика установления доплат и премирования учителей за результаты работы по классному руководству, участие в конкурсах, фестива-лях и других мероприятиях, как самого учителя, так и его воспитанников.

В целях реализации воспитательных задач администрация общеобра-зовательного учреждения обязана создать классному руководителю необ-ходимые условия для работы: материально-техническое и методическое

обеспечение организуемого им воспитательного процесса, поддержку и по-мощь в систематическом научно-теоретическом осмыслении классного ру-ководства как проблемы, повышение квалификации и профессионального мастерства в стенах общеобразовательного учреждения и в системе инсти-тутов повышения квалификации.

Участие классного руководителя в образовательном процессе, взаи-моотношения с другими организаторами учебно-воспитательной работы определены должностными обязанностями. В большинстве органов управ-ления образованием субъектов Российской Федерации действуют разрабо-танные примерные положения о классном руководителе, которые опреде-ляют основные направления его деятельности, закрепляют права и обязан-ности. Возможны различные варианты Положений о деятельности классного руководителя и Должностных инструкций классного руко-водителя (воспитателя), которые могут быть определены Уставом образо-вательного учреждения, программой развития школы, особенностями вос-питательной системы класса и школы в целом. Однако подобные докумен-ты должны содержать следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Профессионально-педагогические компетенции классного руково-дителя в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

3. Цель и задачи классного руководства.

4. Содержание, организация и обеспечение деятельности классного руководителя.

5. Основные направления деятельности классного руководителя. Субъекты взаимоотношений.

6. Функции классного руководителя.

7. Нормы времени и режим работы классного руководителя.

8. Права классного руководителя.

9. Критерии эффективности деятельности классного руководителя.

10. Виды и содержание отчетной документации.

 

Каждая школа создает свое «Положение о классном руководителе школы». Этот документ является локальным актом школьного Устава. При приеме на работу каждый педагог знакомится с данным документом и ста-вит под ним подпись, которая говорит о том, что работник принимает ука-занные требования и обязуется их выполнять. Обязанности классного руко-водителя должны быть сформулированы максимально точно, конкретно, так чтобы в конце учебного года их исполнение можно было проверить.

Номенклатура дел классного руководителя составляется на основе его должностных обязанностей, согласуется с заместителем директора школы по воспитательной работе и утверждается руководителем образова-тельного учреждения.

Умение правильно составлять и оформлять документы – непремен-ная составляющая профессиональной компетентности современного пе-дагога-воспитателя.

Классный руководитель ведет (заполняет) следующую докумен-тацию:

1. Классный журнал.

2. Рабочая тетрадь (дневник) классного руководителя.

3. План работы классного руководителя на учебный год.

 

 

4. План воспитательной работы с классным коллективом на учебный год.

5. План воспитательной работы с классным коллективом на месяц.

6. Социальный паспорт класса (на основании диагностических и ста-тистических материалов, касающихся воспитанников и их семей).

7. Дневники учащихся.

8. Личные дела учащихся.

9. Анализ воспитательного процесса в классе.

10. Характеристика классного коллектива.

11. Характеристики учащихся.

12. Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся.

13. Планы-конспекты классных часов.

14. Протоколы родительских собраний.

15. Папки с разработками воспитательных мероприятий, материалами для родительских собраний, результатами классных педагогиче-ских и социально-психологических исследований.

16. Портфолио класса.

17. Оказывает помощь при подготовке портфолио каждого ученика (творческие работы, анкеты, тесты, сочинения, личные достижения).

18. Предоставляет отчетные материалы, связанные с жизнедеятель-ностью классного коллектива, по требованию администрации.

 

Нормативно-правовой базой деятельности классных руково-дителей являются:

Международные документы:

1. Рекомендация о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята 19.11.74).

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных пра-вах (издательство ЮНЕСКО, принята 21.11.78).

3. Всеобщая декларация прав человека (издательство ЮНЕСКО, принята 10.12.48).

4. Декларация прав ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.59).

5. Конвенция о правах ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.89).

6. Декларация принципов терпимости (издательство ЮНЕСКО, принята 16.11.95).

 

Федеральные законы:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 29.12.2012 №273-ФЗ).

2. Федеральная программа развития образования (приложение к Феде-ральному закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 12.04.2000 №51-ФЗ).

3. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.99 №120-ФЗ, с изме-нениями от 01.12.2007).

4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.98 №124-ФЗ, с изменениями от 30.06.2007).

5. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (от 29.12.2010 №436-ФЗ).

 

 

6. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и дет-ских общественных объединений» (от 28.06.95 №98-ФЗ, с изменениями от 22.08.2004).

 

Нормативно-правовые документы, принятые Правительством РФ:

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утвер-ждена Постановлением Правительства РФ 14.10.2000 №751).

2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» (указ Президента РФ от 01.06.2012 №761).

3. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196, в ред. от 10.03.2009 №216).

4. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 №1760-р).

5. План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг. (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 №1507-р).

6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Рос-сийской Федерации на 2011–2015 гг.» (утверждена Постановлением Пра-вительства РФ от 05.10.2010 №795).

 

Ведомственные нормативно-правовые документы федерального уровня:

1. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образователь-ных учреждениях общего образования (приложение к письму Минобразо-вания России от 15.12.2002 №30-51-914/16).

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граж-данина России (https://standart.edu.ru).

3. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и мо-лодежных объединений в образовательных учреждениях (письмо Мино-бразования России от 11.02.2000 №101/28-16).

4. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учре-ждения с семьей (приложения к письму Минобразования России от 31.01.2001 №90/30-16).

5. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Ми-нобразования России от 11.06.2002 №30-51-433/16).

6. Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию от 03.03.2005 №14-11-43/01).

7. Методические рекомендации об осуществлении функций классного руко-водителя педагогическими работниками государственных общеобразова-тельных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (приказ Минобразования России от 03.02.2006 №21).

8. О методических рекомендациях по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, ре-ализующих общеобразовательные программы различного уровня и

 

 

направленности (письмо Минобразования России от 15.10.2003 №24-51-212/13-28-51-793/16).

 

Региональные нормативно-правовые документы (рассмотрим в качестве примера документы Правительства г. Москвы и Департамента образования г. Москвы)

1. Закон города Москвы «О развитии образования в городе Москве» (в ред. от 18.05.2011 №18).

2. Закон города Москвы «Об организации комиссий по делам несовершен-нолетних и защите их прав» (в ред. от 16.09.2009 №32).

3. Закон города Москвы «О профилактике наркомании и незаконного по-требления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве» (от 28.02.2007 №6).

4. Закон города Москвы «Об уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» (от 03.10.2001 №43).

5. Государственная программа развития системы образования города Москвы на период 2012–2016 гг.(проект).

6. Концепция воспитания в системе образования города Москвы (проект).

7. О мерах в области молодежной политики по формированию гражданского самосознания и патриотизма в молодежной и студенческой среде города Москвы (постановление Правительства Москвы от 26.07.2005 №549-ПП).

8. О реализации приоритетного национального проекта «Образование» в горо-де Москве (постановление Правительства Москвы от 02.05.2006 №292-ПП).

9. Методические рекомендации «Об осуществлении классного руководства педагогическими работниками государственных образовательных учрежде-ний системы Департамента образования города Москвы» (приложение к письму Первого заместителя руководителя Департамента образования го-рода Москвы Л.Е. Курнешовой начальникам окружных управлений образо-вания о направлении методических рекомендаций от 10.03.2006).

 

Основополагающими документами, определяющими стратеги-ческие направления совершенствования деятельности классных ру-ководителей, являются:

- Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (2009). – М.: «Просвещение», 2010;

- Концепция национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации Д. Мед-ведевым 04 февраля 2010. – Пр-271 1;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начально-го общего образования. – М.: «Просвещение», 2010;

- Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках введения ФГОС начально-го общего образования»;

- Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых ФГОС общего образования с кейсом проектов локальных актов ОУ (на примере одного ОУ; начальная ступень) – РАО;

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2010;

 

 

- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и ос-новное образование. – М.: «Просвещение», 2010;

- Приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2010 «О внесении изменений в федеральный государственный образова-тельный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитар-но-эпидемиологические требования к условиям и организации обуче-ния в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Ми-нюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).

 

Нечаев М.П., докт. пед. наук, профессор

кафедры управления развитием

образовательных систем ГАОУ ВПО МИОО,

член-корреспондент МАНПО, г. Москва



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: