Транкинговые сети связи
Введение.
Одной из основных тенденций развития систем связи является поиск наиболее эффективных путей использования частотного диапазона. Это положительно скажется как на удобстве пользования, так и на положении дел с возможностью выделения частот.
Слово “транк” происходит от английского trunk – пучок, символ, в телефонии этот термин означает “магистраль”.
Транкинг – это совокупность каналов связи, автоматически распределяемых между пользователями. В обычной системе за группой пользователей “А” закреплен канал А, за группой “В” – канал В и т.д. Если пользователь из группы “А” обнаруживает, что канал А занят, то с этим ничего гельзя поделать, даже если канал В свободен. В результате этого пожарная машина или скорая помощь, оснащенная такой системой, приезжает на сорок минут позже, а милицейская не приезжает вообще, потому что ловить преступника уже поздно.
В транкинговых системах вместо одного канала, к которому обращается несколько пользователей, содержится группа каналов (символ), доступных всем пользователям данной системы. Когда кто-либо из них захочет провести сеанс связи, он автоматически получает доступ к любому свободному каналу. По окончании соединения канал может быть автоматически предоставлен другому.
Разновидности транкинговых систем.
Существует несколько базовых разновидностей транкинговых систем.
Без канала управления.
В этом случае свободный канал “помечается” специальным сигналом – маркером. Центральая станция такой системы периодицески передает определенную последовательность, автоматически распознаваемую станцией абоненты. В случае
|
вызова радиостанция занимает любой из свободных каналов. Все это происходит незаметно для пользователя – не нужно беспорядочно нажимать клавиши и прислушиваться к шумам эфира.
К таким системам относятся SmarTrunk II фирмы “SmarTrunk System inc.” и Larcer фирмы “CES”.
Достоинства таких систем – это дешевое базовое и периферийное оборудование, простота установки и эксплуатации.
Недостатки этих систем:
при увеличении количества каналов и загрузки системы существенно увеличивается время поиска свободного радиоканала для установления связи;
время установления связи больше, чем у других систем;
невозможность создания многозоновых систем;
сокращенный набор функций и сервиса.
2. Вторая разновидность транкинговых систем имеет канал управления. Присутствие его сводит к минимуму время ожидания соединения. В этом случае система сама определяет наличие незанятых каналов и переключает на них станцию абонента.
А. Система с выделенным каналом.
Многие крупнейшие компании используют при построении сети управление на основе выделенного канала.
Микропроцессорный блок управления контролирует все базовые станции в зоне обслуживания. Один из каналов выделяется для использования исключительно в целях правления и представляет собой своеобразное “руководящее звено” данной системы. Его основная функция – установления соединения между двумя абонентами сети.
Работа этой системы осуществляется так: Предположим, что диспетчер хочет выйти на связь со всеми пользователями какой то группы, например, транспортного отдела. Он нажимает кнопку, после чего передатчик центральной станции посылает короткую последовательность цифровых данных. Эти данные однозначно определяют вызывающее устройство и вводят в центральный системный контроллер заявку на использование канала. По ее получении определяется свободный канал и посылает всем пользователям интересующей диспетчера группы соответствующее сообщение. Пользователи автоматически переключаются на выбранный контроллером канал. Пользователи других групп при этом продолжают сканирование выделенного контрольного канала.
|
К системам с выделенным каналом управления относятся SmartNet, SmartZone фирмы Motorola и все системы, построенные на основе протокола MPT 1327 – ACCESSNET, ActioNet, TaitNet.
У таких систем наличие выделенного канала управления увеличивает общее количество радиоканалов системы.
При использовании выделенного канала управления все запросы на доступ к системе осуществляются через этот канал. При этом максимальное использование ресурсов, обеспечиваемое методом ALOHA, применяемом в системах с выделенным каналом управления, составляет около 37%. В результате ресурсы системы ограничены даже при передаче по управляющему каналу копотких пакетов.
Система обрабатывает все поступающие запросы только последовательно. При увеличении загрузки и уменьшении числа свободных каналов время ожидания увеличивается экспоненциально.