Малыш сидит у мамы на дальнем колене от стола, и периодически выпрашивает у неё кусочки из тарелки. Мама, как конкурент, ребенка иногда «одаряет», демонстрируя важность и ценность пищи. Как только интерес к еде у малыша потерян, он начал отвлекаться, мама его снимает с колен, даёт ему в руку его кусок, и продолжает свой обед. «Кусок на пол» дается ребенку для того, чтобы, во-первых, он не мешал маме закончить трапезу, а во-вторых, для исследования.
Ближе к году ребенок пересаживается на отдельный стул, или детский стульчик, и начинает «орудовать» за столом самостоятельно. У него появляется своя тарелка, ложка, вилка. В тарелку накладывается небольшое количество еды, с расчетом чуть меньше, чем ребенок сможет съесть. К этому возрасту он уже умеет пить из кружки. Пьет малыш пока мало, основную жидкость получает из материнского молока. При этом он продолжает кушать за общим столом. На время трапезы столешница с детского стульчика снимается, и он пододвигается вплотную к «взрослому» столу. Во время еды на кухне игрушек нет. Ребенка никто за столом не развлекает, и не предлагает «ложечку за маму, за папу…». Все заняты исключительно своей трапезой.
Питание и воспитание.
Подведем итог. Основная задача ребенка до 3-х лет – познакомиться с рационом питания его семьи и научиться вести себя за столом, как «хороший» взрослый. В плане рациона ребенок подстраивается под традиции своей семьи. Все, что делает за столом взрослый, учится делать ребенок. Он учится кушать то, что едят все в его семье, за общим столом. Учится пользоваться ложкой и вилкой, салфетками, говорить «спасибо», просить добавку, убирать за собой посуду… Всему этому он может научиться, глядя на взрослых, и подражая им. Все, что взрослый не делает, не должен делать ребенок. Эти нормы поведения мама задает малышу с первых дней введения прикорма и знакомства с пищей взрослых. По мере формирования мелкой моторики ребенок учится управляться столовыми приборами, и кушать очень аккуратно.
|
Для решения этих педагогических задач в формировании пищевого поведения ребенка есть несколько простых правил:
· Правила поведения ребенка на кухне и за столом устанавливает мама.
· Мама ест первая, не обремененная заботой о накармливании ребенка.
· Отдельно для ребенка ничего не готовится, еда не перетирается в пюре.
· Еда должна быть разнообразная, богатая белками и углеводами.
· Диета для кормящей мамы и её грудничка может быть только в случае медицинских показаний.
· Нет ограничений в прикладываниях к груди. Можно грудь дать и за столом, но «без отрыва» от трапезы.
· Малыш получает твердыми кусочками ту еду, которая приготовлена на всю семью, и которую ест мама.
· Напитки, и вообще жидкость ребенок пробует в небольших порциях.
· Количество съедаемой пищи увеличивается у ребенка только в зависимости от его «запросов», постепенно и очень медленно.
· Ребенок ест за общим столом, вместе со всеми.
· Между основными усаживаниями за стол ребенок кусочничает.
· Взрослые едят с аппетитом, не акцентируя внимание на ребенке.
· Еда на столе должна быть в ограниченном количестве.
· Малыш не должен видеть, что еда выбрасывается.
· Мама не должна позволять малышу играть с едой, размазывать её, кидать, плевать... Еда используется только «по назначению».
|
· Если ребенок не съел свой кусок, или оставил еду в тарелке, мама молча доедает это сама, демонстрируя ценность пищи.
· Если Ваш грудничок пока не проявляет интерес к еде, наберитесь терпения, и не трогайте дитя!
Когда настанет час Х?
Как определить, когда начать давать своему ребенку твердую пищу? - этот вопрос рано или поздно задают все родители сами себе или специалистам.
Вы можете услышать такие ответы:
· Когда исполнится 4 (5 или 6) месяцев;
· Когда появится первый зуб;
· Когда хорошо сидит;
· Когда перестанет давиться;
· Когда хорошо держит ложку;
· Когда мало прибавил в весе – не хватает еды из груди;
· Когда начинает смотреть в рот;
· Когда вес с рождения увеличился в два раза;
· Когда самостоятельно держит голову и поворачивает ею из стороны в сторону;
· Когда просит кушать после обычных кормлений грудным молоком.
На самом деле признаков готовности ребенка к прикорму всего два:
1. Готовность желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) малыша;
2. Созревание нервной системы и головного мозга ребенка;
Когда эти факторы совпадают во времени, ребенок готов к прикорму!
В первые месяцы жизни у детей имеется рефлекс выталкивания корня языка, который заставляет язык автоматически выводить наружу все посторонние кусочки и предметы. В возрасте около 5-6 месяцев этот рефлекс ослабевает. Есть младенцы, которые достаточно долго давятся твердой пищей. У них при попадании в рот маленьких кусочков возникают позывы к рвоте, кашель. Однако не нужно сильно пугаться и переживать, что именно у вашего малыша не получается, а все вокруг уже едят за обе щеки. У каждого ребенка свой темп развития и сроки созревания систем организма. Подавляющее большинство детей к 9 месяцам научаются проглатывать мелкие кусочки твердой пищи, перестают давиться и хорошо координируют движения языка и глотание.