Утверждены на заседании Научно-методического совета
По дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003.
(письмо Минобразования РФ от 18.06.03 г. № 28-02-484/16)
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей
Содержание образовательных программ должно соответствовать:
достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социльно-экономической, естественно-научной и др.);
современным образовательным технологиям, которые отражены в:
- принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
- формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.);
- методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);
- средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Содержание образовательных программ должно быть направлено на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
|
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
1. Титульный лист включает:
наименование образовательного учреждения;
где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
название дополнительной образовательной программы:
возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа,
срок реализации дополнительной образовательной программы;
Ф. И. О. должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы:
название города, населенного пункта;
год разработки дополнительной образовательной программы.
2. Пояснительная записка раскрывает:
|
направленность дополнительной образовательной программы;
новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
цель и задачи дополнительной образовательной программы;
отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
формы и режим занятий;
ожидаемые результаты и способы их проверки;
формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:
перечень разделов, тем;
количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).
5. Методические обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса;
дидактический материал, техническое оснащение занятий;
форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
6.Список литературы.
Извлечения из "Методических рекомендаций по вопросам аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей, разработанных Управлением по вопросам воспитания и дополнительного образования детей и молодежи МО РФ и центром развития дополнительного образования детей МО Росси"