Дополнительные образовательные программы




 

4.1. В соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 2.6 ст. 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательная программа учреждения – документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности. Разбивка содержания образования по учебным курсам, по дисциплинам, по годам обучения составляет учебный план образовательного учреждения, регламентирующий организацию образовательного процесса в нем.

 

4.2. В условиях нынешнего состояния системы дополнительного образования детей (достаточно короткий интервал перехода из системы внешкольного образования в систему дополнительного образования детей, неустоявшийся понятийный аппарат, отсутствие единых требований к дополнительным образовательным программам и продолжающиеся дискуссии по вопросу их классификации) опыт деятельности образовательных учреждений дополнительной образовательной программой образовательного учреждения понимаются совокупность и единство образовательных программ. Вопрос о выделении признаков, составляющих сущность дополнительного учреждения, обеспечивающей в единстве обучение, воспитание и развитие детей, является на сегодня серьезной проблемой, требующей научной разработки.

 

4.3. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" каждое образовательное учреждение самостоятельную программу (программы).

 

4.4. Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей – это новый вид организационно-нормативного, оперативного документа, предусмотренного Законом РФ "Об образовании" (п. 5 ст. 14 и п. 6. ст. 32).

 

Образовательная программа учреждения – это организационно-нормативный документ, определяющий индивидуальное лицо конкретного учреждения дополнительного образования детей через содержание и объемы образования, технологию, необходимые и достаточные условия, подчиненные целостному воздействию на личность, структурированные по образовательным областям, учебным подразделениям, видам и направлениям.

 

4.5. Целью образовательной программы учреждения является создание эффективной образовательно-воспитательной системы, интегрирующей опыт и потенциал собственного педагогического коллектива, других образовательных учреждений, обеспечивающей уровневое развитие детей и активизацию их познавательных интересов, формирование творчески растущей личности, обладающей социально-нравственной устойчивостью.

 

4.6. При запросе аттестационной комиссией дополнительных образовательных программ, реализуемых в учреждении, необходимо учитывать, чтобы:

 

программа была последнего года обучения (для программы от двух лет и более);

 

программа реализовывалась в учреждении не менее трех лет;

 

программа была рассчитана по срокам обучения не менее чем на один год;

 

по программе было осуществлено не менее двух выпусков. В учреждениях, реализующих дополнительные образовательные программы разной направленности, аттестационная комиссия запрашивает не менее одной программы по каждому направлению.

 

4.7. В ходе аттестации экспертная оценка дополнительной образовательной программы дается в соответствии с заявленными в программе уровнем и направленностью содержания образования.

Дополнительные образовательные программы учебных групп и детских коллективов

 

6.1. Образовательная программа учебной группы или детского коллектива это:

 

документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, условия, методы и технологию достижения целей, предполагаемый конечный результат;

 

документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования;

 

индивидуальный образовательный маршрут человека, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, прогнозируемый ее составителями.

 

6.2. Примерная классификация программ дополнительного образования детей.

 

6.2.1. В дополнительном образовании различают следующие типы программ:

 

типовая (примерная);

 

модифицированная или адаптированная;

 

экспериментальная;

 

авторская.

 

6.3. Структура образовательной программы.

 

6.3.1. Образовательные программы должны быть оформлены в виде нормативного документа.

 

6.3.1.1. Титульный лист с необходимыми реквизитами: вышестоящие органы управления образованием; образовательное учреждение, реализующее программу; ответственный работник учреждения, утвердивший программу; номер протокола педагогического совета, утвердившего программу; название программы; возраст детей, на которых рассчитана программа; срок реализации программы; автор программы; данные о рецензентах.

 

6.3.1.2. Разделы программы:

 

Введение

 

Основные направления и содержание деятельности.

 

Условия реализации программы.

 

Механизм оценки получаемых результатов.

 

6.3.1.3. Тематическое планирование (количество часов по каждой теме по годам обучения).

 

6.3.1.4. Содержание разделов программы (краткое изложение тем каждого раздела с указанием форм и методов организации учебно-воспитательных программ).

 

6.3.1.5. Список используемой литературы (автор, название книги, место и год издания).

 

6.3.1.6. Наличие рецензий: (методический совет учреждения дополнительного образования детей), внешней (сторонние организации и учебные заведения).

 

Такая структура образовательной программы учебной группы и ее оформление придают данному документу определленную юридическую силу, указывают на взаимосвязь заказчика и исполнителя, а также показывают уровень профессиональной подготовки разработчика программы.

Общие требования к программам дополнительного образования

 

7.1. В целях повышения качества организации и содержания педагогической деятельности учреждения дополнительного образования педагогической деятельности учреждения дополнительного образования детей разработаны общие требования к программам. Образовательная программа учебной группы или детского коллектива должна:

 

иметь четко сформулированные цели педагогической деятельности и представление о перспективах развития коллектива, т.е. создавать максимально полное представление о целях и задачах, этапах реализации, о прогнозируемых и механизмах их достижения;

 

сочетать действия, направленные на творческое развитие личности каждого ребенка и на создание необходимых условий для развития всех занимающихся детей;

 

давать представление о задачах и конечных результатах работы с детьми в данном учебном году и о собственных критериях их оценки;

 

содержать собственную систему диагностики (индивидуальных возможностей ребенка, интересов, готовности к восприятию материала, оценки знаний и умений и т.д.);

 

содержать планирование этапов работы коллектива, прогнозирование промежуточных результатов, определение критериев их оценки;

 

предусматривать организацию специальной работы, направленной на формирование сотворческих отношений внутри коллектива, на развитие открытого общения между детьми и педагогами;

 

осуществлять дифференцированный подход к работе с детьми различной подготовленности и одаренности;

 

планировать работу с родителями по привлечению к организации и обеспечению образовательной и творческой деятельности ребенка;

 

предусматривать организацию творческих отчетов коллективов, открытых занятий;

 

быть гибкой и допускать внесение изменений;

 

создавать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в систему мировой и отечественной культуры;

 

обеспечивать качество образования, при котором уровень развития детей адекватен современному уровню общественного развития.

 

7.2. При оценке образовательной программы необходимо учитывать:

 

то, что программа должна являться составной частью общей системы привлечения воспитанников к творческой деятельности;

 

специфику учреждения и его материально-техническое обеспечение;

 

профессиональную подготовку руководителя и контингент обучающихся.

 

7.3. Программа дополнительного образования включает:

 

четко сформулированные, ясно изложенные и ранжированные по характеру освоения цели и задачи обучения по данной направленности;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: