Лидеры преступной среды всячески демонстрируют свою приверженность воровской «идее» и четко соблюдали все ритуалы, традиции, и нормы группового поведения.
Одним из наиболее важных ритуалов в жизни вора была процедура его «коронования», т.е. возведения в ранг «вора в законе».
"Коронование", или надевание короны, как преступная традиция, идет из 20-30-х годов, когда "нэпманские воры" для поднятия своего авторитета распространили легенду о происхождении воровской касты от атаманов разбойничьих ватаг, живших в XVII веке и якобы принадлежавших к дворянскому сословию. Среди участников этого ритуала обязательно должны были быть "положенец" - уголовный авторитет, наделенный "воровскими" обязанностями и правами на определенный испытательный срок, который затем становился бы "вором в законе"; "смотрящий" - криминальный авторитет, контролирующий определенную территорию или объект, находящийся под покровительством "воров в законе". Их еще называют иногда "князьями". Есть информация о том, что и современные "воры" считают себя потомками настоящих и мнимых князей. Например, в октябре 1994 года "вор в законе" по кличке Цицка, во время беседы заявил, что он происходит от княжеского грузинского рода и свое пребывание в "воровском" сообществе не считает случайным. Аналогичные заявления делал вор по кличке "Резо тбилисский". Понимая эти заявления дословно, невольно приходишь к выводу: да, это князья, но князья преступного мира, цинично противопоставивших себя остальному обществу.
Для того, чтобы заслужить коронацию "вором в законе", необходимо иметь особую биографию: быть осужденным за воровство или другое аналогичное преступление; грубо нарушать режим содержания в следственном изоляторе или исправительном учреждении, оказывать противодействие администрации, а также совершать другие подобные "подвиги"; всемерно поддерживать других осужденных и заключенных под стражу за аналогичные деяния. Однако этого недостаточно, т.к. "вором в законе" может стать только тот преступник, который принимается в группировку на специально созванной сходке. При этом кандидат проходит трехлетнее испытание, в течение которого он проверяется ворами и только после этого ему даются (устно) рекомендации двух или трех "воров в законе". Лица, рекомендовавшие новичка, несут перед сходкой ответственность за его дальнейшее поведение. Вор, принятый в сообщество, переходит в качественно новую криминальную категорию и с того момента должен выполнять требования воровского "закона", представляющего собой совокупность определенных, никем не писаных норм поведения сообщества.
|
В некоторых случаях уголовные авторитеты по разным причинам отказываются "короноваться" Сами авторитеты в основном объясняют это тяжестью "воровской короны", а попросту не всегда тот или иной из них может соблюдать "воровские" обычаи, традиции и "воровскую" мораль. Например, кандидат в "воры в законе" должен держать слово перед "братвой", своевременно и правдиво рассказывать о своем прошлом уголовникам, по "воровской" иерархии стоящим выше кандидата, помогать сообщникам, жестко вести себя с лицами, которые не платят "дань" в "общак", оказывают противодействие "ворам". И здесь он не должен останавливаться ни перед какими средствами, вплоть до организации шантажа, убийства и т.п.
|
С другой стороны, отдельные преступники, по "воровским" понятиям, никогда не станут "ворами".
Это, во-первых, гомосексуалисты (в исправительных учреждениях осужденные именуют их "обиженными", "петухами"), лица, которые, будучи осужденными, оказывали помощь администрации (их "воры" именуют "козлами"), а также "фуфлыжники" (не отдавшие карточный либо какой-нибудь другой долг), "беспредельщики" и другие.
Во-вторых, лица, члены комсомола или компартии, служившие в правоохранительных органах, в армии. В-третьих, те, кто недостаточно знает и уважает "воровскую" мораль, в основе которой - помощь "воровскому" сообществу. Например, если преступник, имея криминальный доход, не вносит деньги в "общак" или не помогает "честным арестантам", а использует доходы в личных целях (на "воровском" жаргоне - "набивает кишку"), то он также не будет "вором".
Некоторые криминологи и практические работники считают, что ритуал "коронации" не может быть произведен по переписке либо по письменной рекомендации нескольких "воров", переданной на свободу, в другое исправительное учреждение или в следственный изолятор. Однако есть утверждения оперативных сотрудников МВД, в том числе системы ИТУ, подтверждающие прием в "воровское" сообщество по переписке, а также описанные в литературе факты (например, А.И. Гуровым в книге "Профессиональная преступность"). В частности, указано, что в одном из транзитно-пересыльных отделений Управления исправительно-трудовых лагерей Красноярского края, где в 10 камерах содержались "воры в законе", обсуждение кандидатур и прием осуществлялись с помощью переписки, так как условия изоляции исключали сходку.
|
Последние криминологические обследования тюрем в Грузии также позволили получить подтверждающие наш вывод сведения. В процессе встреч с осужденными и их опросов неоднократно приходилось слышать рассказы о "коронациях" "ворами в законе" по "воровской" переписке. Как правило, это происходило в местах лишения свободы.. Получены они из самых разных, даже противоречивых, источников и на полную объективность не претендуют. Они, скорее всего, уменьшены. Дело в том, что любая "воровская сходка", где "коронуются" кандидаты в "воры в законе", организуется
и собирается нелегально. Все, о чем говорится на "сходках", в частности, принимаемые там решения, держатся в большом секрете и становятся достоянием лишь узкого круга лиц. Известны случаи, когда за "запал" - расшифровку органам внутренних дел "воровской ксивы на общак", написанной во исполнение принятых "сходками" решений, лидеры преступного мира жестоко расправлялись с провинившимися: над ними совершались акты мужеложства или они подвергались физической расправе вплоть до убийства. Добывание информации о "сходках" и, соответственно, о "коронации" сопряжено с большим риском и оперативно-розыскными сложностями.
В криминологической литературе существует мнение, отрицающее описанную нами процедуру "коронования". При этом придерживающиеся такой точки зрения утверждают, что она надумана и срисована с вступления в комсомол или КПСС. Например, Л. В. Тэсс в своей книге указывает: "Становление "вора в законе" происходило исподволь, долгое время, и никаких принятии его в "закон" как самостоятельной процедуры не существовало". [94]
С мнением этого автора нельзя согласиться. Наша точка зрения обоснована на
результатах различных исследований (криминологического исследования, проведенного в 1992-1993 годах сотрудниками Главного управления по организованной преступности и научными работниками ВНИИ МВД Российской Федерации), а также на результатах опроса оперативников МВД, рассказов отдельных "воров в законе". Выводы Л.В. Тэсса о том, что "коронование" "вором" похоже на прием в комсомол или КПСС имеет свое логическое объяснение. Нельзя исключить, что оно уходит в глубь истории, когда при длительных отсидках в централах и острогах царской России профессиональные преступники - "законники" и другие преступники, знали и даже видели, как большевики принимали в свои ряды заключенных, разделявших их взгляды, и, учитывая то значение, какое имел этот ритуал для конкретного человека, переняли процесс приема и использовали его в криминальной практике с целью укрепления своих рядов. При определенной натяжке можно и межрегиональную "воровскую сходку" сравнить с партийным съездом или пленумом ЦК КПСС. Она имеет схожие черты особенно со съездами большевиков, находившихся в подполье. Не случайно в конце 80-х и начале 90-х годов, когда на "сходках" собиралось несколько десятков "воров", они сами именовали такие сборища съездами. Несколько таких съездов прошло в Тбилиси, Баку, Ташкенте и других городах,
в основном на юге бывшего СССР.
В последние годы ритуал коронования "воров в законе" подвергся значительной дискредитации. Исследователи отмечают и тот факт, что ряд грузинских "воров в законе" получил свой титул благодаря подкупу и связям в криминальной среде. Ряд представителей грузинского преступного мира предпочел купить уважаемый титул "вора в законе", чем жить в соответствии с достаточно обременительными правилами воровского закона. Так, если среди российских воров наиболее авторитетными считались преступники, отбывшие наибольшие сроки, то среди грузинских преступных авторитетов встречаются такие, которые, даже не отбыв ни одного наказания, были "коронованы" другими преступниками как "воры в законе". В литературе приводится примеры возведения в ранг "вора в законе" 20-ти летнего грузинского криминала, а также молодого армянина А. Костандяна, коронованного благодаря тому, что его отец (тоже вор в законе) внес в "общак" 300 тысяч долларов. Коронация в такой форме категорически исключалась до последнего времени в среде русских криминальных авторитетов, которые презрительно называют юных кавказских "воров в законе" "апельсинами" или "лаврушниками"[95].
Тем не менее такая практика приема в ряды воровской элиты не только культивируется, но и навязывается жесткими методами. Так, жертвой киллеров стал авторитет по кличке Рауль, контролировавший несколько московских банков и занимавшийся легальным нефтяным бизнесом. Видный авторитет выступал против коронации молодых "воров в законе» за деньги, за что и поплатился. Этот 52-летний абхаз, «законник» старой гвардии, входивший в один из крупнейших грузинских преступных кланов, пал под пулями киллеров 18 ноября 1996 года на Сходненской улице.
В этой связи интересны выводы Главного управления по организованной преступности (ГУОП) МВД РФ, которое проанализировав деятельность российских воров в законе, пришло к довольно любопытным выводам. что за период с 1991-го по 1996 год число воров в законе возросло в шесть раз, но уровень их авторитета в криминальной среде значительно упал. В последние годы ежегодно коронуется 40-50 человек, в то время как прежде звание воров получало не более 6 -7 человек в год.[96]