Причины возникновения и существования «воров в законе» в СССР




 

Механизм зарождения и развития профессиональной организованной преступности и института "воров в законе" в СССР на различных этапах существования социалистического общества, имеет свои закономерности и причины. В соответствии с одной из теорий, которая условно может быть названа "синдром хамелеона" - организованная преступность в СССР ассоциируется с хамелеоном, т.е. животным, которое обладая уникальной функцией-мимикрией, в борьбе за существование успешно приспосабливается к любым внешним факторам. По мнению автора этой теории P. Rawlinson, организованная преступность в СССР, подобно хамелеону, постоянно изменяла "окраску", адаптировалась к политическим и социальным изменениям, инфильтрируя в экономические и структуры и органы государственной власти. Она коррумпировала и дезорганизовывала советское общество, что в конечном счете стала причиной его коллапса.

 

Автор выделяет четыре стадии развития организованной преступности в зависимости о отношения к ней государства:

Первая стадия – т.н. "реактивная", характеризуется высокой политической и экономической стабильностью общества и выраженным тоталитаризмом государства, которое через правоохранительную систему активно подавляет проявления организованной преступности и не входит с ней ни в какие договорные отношения (данный период охватывает 30-е - 50-е годы ХХ века).

Вторая стадия – т.н. "пассивная ассимиляция", характеризуется ослаблением государственного тоталитаризма, снижением контроля и дисциплины в правоохранительной системе, что проявляется в коррупции и активизации частнопредпринимательской деятельности (охватывает 60-70-е годы).

Третья стадия – т.н. "активная ассимиляция", отличается резким ослаблением государственных структур, возрастанием коррумпированности чиновников и правоохранительной сферы, активизацией носителей криминальной идеологии, ростом организованной преступности (охватывает 80-е годы).

Четвертая стадия – т.н. "проактивная", заключается в проявлении состояния "аномии", которое характеризуется безнормативностью, дезорганизацией государственных структур, проявляется в экономическом и правовом беспределе, значительном количественном и качественном росте всех видов преступности, в том числе организованной.[89] (охватывает период с начала 90-х годов).

 

Если сравнивать фазы развития организованной преступности, предложенные автором, со становлением и развитием института «воров в законе», то можно сделать некоторые логические выводы о причинах и основных механизмах функционирования этой преступной организации:

1. «Воры в законе» возникли в СССР и Грузии на первой (реактивной) стадии развития тоталитарного общества в 30-е годы, как эффективная структура по противодействию тоталитарному государственному режиму и самосохранению определенной группы заключенных, в условиях рабской эксплуатации в местах лишения свободы. Можно предположить, что сама сложившаяся система исправительно-трудовых лагерей стала катализатором неформальных идеологизированных объединений, основная функция которых заключалась в лидерстве среди заключенных, с целью создания приемлемых условий жизни и финансирования криминальной элиты.

 

В процессе создания в СССР исправительно-трудовых учреждений изощренного рабского труда значительную роль сыграл выходец из Турции Нафталий Френкель. Н. Френкель родился в Константинополе. После окончания коммерческого института он открыл в Донецкой губернии предприятие по торговле лесом. Фирма находилась в Мариуполе. Коммерческие начинания Френкеля имели головокружительный успех. Спустя несколько лет, он заработал первый миллион, на который были куплены пароходы. О предприимчивом лесоторговце ГПУ вспомнило в середине 20-х годов и уже не забывало до самой его кончины. Пока биржа имела успех, он пребывал на свободе и был неуязвим. Когда биржевые сделки начали затухать, Френкеля арестовали и отправили на Лубянку. Чтобы избежать Соловецких лагерей, Френкель решил доказать свою необходимость и незаменимость для молодого советского государства. По всей видимости, в казематах Лубянки и родился план по возведению новых лагерей и реконструкции старых, который в 1927 году он предложил Сталину. Несмотря на все старания, Френкеля все-таки отправили на Соловецкие острова, но не надолго. В 1929 году его пожелал увидеть сам Иосиф Виссарионович. На остров прилетел самолет и переправил изобретателя-рационализатора в Москву. Беседа со Сталиным шла при закрытых дверях. Когда двери открылись, Френкель получил особые полномочия и широкие права по реализации самых бредовых идей. В чем же заключалось ноу-хау Френкеля? Все гениальное просто. Советский Союз уже тогда имел лагерную систему, призванную "исправлять через труд", но она была несовершенна, т.к. осужденный рассматривался прежде всего как преступник, а не как дешевая рабочая сила. Френкель предложил сделать исправительные лагеря эффективными и дешевыми предприятиями для выполнения любых, самых тяжелых работ. Нужны были только в большом количестве заключенные и примитивный строительных инструмент. По предложению Френкеля был создано главное управление лагерей (ГУЛАГ), которое организовало в СССР чудовищную эксплуатацию заключенных почти на всех известных стройках 30-х годов. За заслуги в строительстве Беломорканала Френкель получил новое назначение и возглавил строительство БАМлага. За самую плодотворную идею ему вручили орден Ленина.[90]

 

Возникновению "воров в законе" способствовал и тот факт, что между государственной репрессивной машиной и лидерами криминального мира возник прагматичный симбиоз, позволяющий, с одной стороны, максимально повысить эффективность эксплуатации основной массы осужденных в ГУЛАГе, а с другой, - держать криминалов в рамках определенных традиций и правил, естественно ограничивающих их власть и численность. Однако эти отношения между государством и ворами не носили характера сотрудничества, а могли быть охарактеризованы как вынужденное сосуществование. Для противодействия тоталитарной системе государства и сохранения автономности, постулаты "воровского закона" категорически запрещали любые контакты с властью, как в местах лишения свободы, так и на воле. Власти же, когда это было необходимо, «закрывали глаза» на привилегированность воров в лагерях, так как они заставляли других заключенных лучше работать для выполнения плана, или поощряли участие воров в войне с фашизмом, но при случае жестоко расправлялись с членами организации, которые выходили за пределы дозволенных отношений. Так, после войны, в ответ на ухудшение криминогенной обстановки в обществе и дальнейшей нерентабельности использования труда заключенных на строительстве каналов и дорог, власти организовали тотальное наступление на институт «воров в законе», приведший к его серьезной деградации в конце 50 - х. годов.

 

2. Вторая стадия т.н. пассивной ассимиляции была ознаменована ослаблением тоталитаризма и процессами непродуманного реформирования правоохранительной и пенитенциарной системы СССР. После сталинского периода Генеральный Секретарь КПСС Н. Хрущева волюнтаристическими методами реформировал МВД СССР в Министерство по охране общественного порядка (МООП), которое по сравнению с предшественником было серьезно урезано в правах и финансировании. Осуществление подобной реформы серьезно подорвало оперативно-розыскную и профилактическую систему правоохранительных органов, направленную на борьбу с преступностью и криминальными группировками. В результате появилась новая волна «воров в законе».

 

На этой стадии воры начали изменения своих законов, которые уже не отвечали требованиям времени и приспособились к новым политическим и экономическим реалиям. В первую очередь были смягчены основные постулаты воровского закона о недопущении любого сотрудничества с властью и участия в трудовой деятельности. Новые воры отвергли жесткие нормы изоляционизма от государства, проповедуемого традиционными ворами, и стали устанавливать и использовать связи с властью для получения гарантий безопасности (крыши), дополнительных привилегий и материального дохода. Однако взаимное сближение государства и «воров в законе» носило в этот период эпизодический характер коррумпирования и распространялось на низшие слои чиновничества (офицеры колоний, милиции и др. чиновники). Верховная власть, напротив, пыталась сбить волну роста организованной преступности и коррупции самыми жесткими правовыми мерами. Так, в 1962 годы в УК всех республик СССР были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми коррупция и хищения стали караться вплоть до смертной казни. Был проведен целый ряд показательных уголовных процессов, на которых несколько дельцов и взяточников были приговорены к смертной казни и расстреляны. Однако остановить деградацию государства и усиление влияния криминальных структур уже не удалось.

 

3. Третья стадия "активной ассимиляции" обозначилась с начала 80-х и совпала с полной деградацией политического режима в СССР, которая сопровождалась сменой престарелых руководителей государства и КПСС. Экономическая система уравниловки и жесткого распределения, существовавшая в СССР только благодаря изоляционизму и полному запрету на частное предпринимательство, рухнула после первых же реформ Генерального Секретаря КПСС, а впоследствии первого и последнего Президента СССР Михаила Горбачева. Необдуманные и скороспелые реформы этого деятеля и его сторонников привели к правовому вакууму, при котором вся государственная собственность практически оказалась бесхозной и стала объектом формальной приватизации, а точнее захвата со стороны чиновников и теневых структур.

 

Этот период стал поистине «золотым» для профессиональных преступников, которые сохранили высокую организованность и смогли быстро приспособиться к существующим реалиям. Небольшие, но сплоченные группы, руководимые «ворами в законе», оказались наиболее востребованными для захвата и управления производственными мощностями, устранения конкурентов, эксплуатации персонала и отмывания «грязных денег». На этой основе установились тесные и долгосрочные связи лидеров профессиональной преступности с партийной и государственной элитой, что привело к структурному симбиозу разно-полюсных социальных составляющих (чиновник-преступник), массовым проявлениям организованной преступности гангстерского и мафиозного стиля и закономерному разрушению государственности.

 

4. Четвертая – т.н. "проактивная" стадия завершает формирование криминального государства, которое происходит путем замещения или «выдавливания» преступными авторитетами коррумпированных чиновников из политики и бизнеса. Это закономерный и завершающий этап тотальной монополизации в руках организованных криминальных сообществ государственной власти, сопровождаемой разграблением общественной и частной собственности, этническими и региональными конфликтами и коллапсом экономики. Власти не могут контролировать места лишения свободы, в результате чего большинство опасных преступников, в том числе рецидивистов оказывается на свободе. Такая стадия продолжается относительно недолго, т.к. внутреннее и внешнее противостояние нарастает и обычно завершается вооруженным переворотом или революцией.

 

Все признаки "проактивной" стадии наблюдались в Грузии за период с 1990 по 1995 годы. Ее начало совпало с правлением президента З. Гамсахурдиа - продолжилось вооруженным переворотом и приходом к власти триумвирата Д. Иоселиани - Т. Китовани - Т. Сигуа, которые создали Военный Совет во главе с Э. Шеварднадзе, и закончилось принятием Конституции 1995 года, выборами Президента Э. Шеварднадзе, арестом Д. Иоселиани и Т. Китовани и расформированием «Мхедриони».

 

С 1995 года "проактивная" стадия вновь сменилась стадией активной ассимиляции, при которой чиновники вернули утраченную власть и в тесном сотрудничестве с "ворами в законе" и другими криминалами контролируют политическую и экономическую ситуацию в республике. Коррупция достигает такого уровня, что исключает какое либо дальнейшее развитие экономики, международные финансовые организации и страны доноры отказываются сотрудничать с дискредитированной властью президента Шеварднадзе. Многие криминалы приходят в политику и бизнес. Власти часто пользуются услугами криминалов при решении различных проблем. Например, сотрудничество властей с вором в законе Т. Ониани в деле по освобождению заложников ООН в Сванетии. Власти контролируют места лишения свободы, но вынуждены постоянно идти на компромисс с "ворами в законе", т.к. попытки навести законный порядок оканчивались бунтами или массовыми побегами.

 

С 2004 года после прихода к власти президента М. Саакашвили, наблюдается попытка применения со стороны правоохранительной системы в отношении организованной преступности и института "воров в законе" элементов характерных для "реактивной" стадии. В частности, полностью расформированы государственные коррумпированные структуры и привлечены к уголовной ответственности высокопоставленные чиновники (министры К. Чхаидзе, Д. Мирцхулава, З. Адейшвили и другие) и привилегированные бизнесмены (Джохтаберидзе, Окуашвили и др.), а также авторитетные "воры в законе" (Б. Шаликиани и другие). Новая власть декларирует полный отказ от сотрудничества с криминалами.

 

Таким образом, можно констатировать, что в Грузии за последние 15 лет произошла смена четырех стадий, характеризующих взаимоотношения государства и организованной преступности: "активная ассимиляция" – "проактивная" – "активная ассимиляция" – "реактивная". Такая тенденция явно не способствует долгосрочному государственному планированию борьбы с организованной преступностью, разработке современного законодательства и подготовке квалифицированных кадров.

Воровской закон

Структурная иерархия среди "воров в законе" является достаточно демократичной. Среди них нет прямых руководителей (главарей), т.к. воры воспринимают себя свободными людьми и не подчиняются чьим либо приказам, а живут по «воровскому закону».

По мнению исследователей, «воровские законы», в основном были сформулированы в конце 20-х в начале 30-х. Эти классические законы были целиком пропитаны духом «идейности» уголовного мира.

Воровской закон того времени мало чем отличается от правил, проповедуемых "жиганами", а именно формулирует семь основных законов (понятий):

 

1. Преданность и поддержка воровской идеи.

2. Недопустимость, отсутствие контактов с правоохранительными органами.

3. Честность по отношению к другим "ворам в законе" или авторитетам.

4. Обязанность вовлекать в свою среду новых членов, особенно из числа молодежи.

5. Запрет на занятия политической деятельностью.

6. Контроль за соблюдением порядка в ИУ и СИЗО, насаждение там власти воров.

7. Обязательное умение играть в карты.

 

Из этих семи основных законов вытекают следующие, дополнительные:

§ отказ от сотрудничества с любыми властными структурами;

§ отказ от дачи показаний следственным и судебным органам;

§ отказ от чистосердечного признания вины в совершенном преступлении;

§ обязанность соблюдать конфиденциальность относительно сообщников и их нахождения (например, расположения "малины").

§ не иметь собственности и сбережений;

§ не иметь семьи;

§ периодически садиться в места лишения свободы;

§ не брать в руки оружия;

§ не работать ни при каких условиях;

§ поддерживать порядок в зоне, т.е. разбирать конфликты, не допускать ссор, поножовщины и т.д.;

§ греть (наладить снабжение) ШИЗО1 и ПКТ2;

§ пополнять воровское благо, т.е. собирать дань со всех осужденных, заключенных и иных лиц;

§ чтить родителей (особенно мать)[91];

§ не состоять ни в каких партиях и объединениях;

§ быть искусным в понятиях (жаргоне).

§ учить правильной жизни молодежь, разъяснять, что такое правильные понятия;

§ не иметь прописки (регистрации);

§ быть честным в картежной игре между ворами.

§ Иметь своего помощника (шестерку).

 

Некоторые авторы справедливо считают, что не следует путать воровские и тюремные законы. Воровской закон(ы) – это свод неписаных правил и норм, обязательный для «воров в законе». Ряд его положений распространяется не только на «воров в законе», но и на всех других осужденных, заключенных и вообще лиц, относящихся к криминальным сообществам. Эта часть "воровского закона", которая обязательна для всех остальных преступников, называется тюремным законом. Таким образом, тюремный неписанный закон – это свод норм, правил, запретов и традиций, обязательный для всех осужденных, заключенных и т.д., независимо от их принадлежности к той или иной категории в «табели о рангах». Тюремный закон регулирует отношения как между отдельными осужденными, заключенными и т.д., так и между группами заключенных; он определяет механизмы разрешения возникающих конфликтов как между отдельными лицами, так и между группами лиц. Различия между воровским и тюремным законом приведены ниже.[92]

Тюремный закон:

§ Обязывает выделять долю в "общак".

§ Запрещает применение насилия в отношении "вора в законе".

§ Обязывает почитать старших.

§ Обязывает почитать родителей.

§ Запрещает доносительство (стукачество).

§ Запрещает без оснований отбирать у заключенных что-либо.

§ Запрещает предъявление кому бы то ни было обвинений без доказательств.

§ Запрещает оскорблять любым образом.

§ Запрещает нецензурную ругань (матерщину).

§ Обязывает поддерживать семейников.

§ Запрещает вступать в секции, т.е. не становиться красным.

§ Запрещает воровать у своих (крысятничать).

 

Это перечень основных правил воровского закона, который в реальности включает еще много правил и ритуалов, имеющих прикладное значение.

Таким образом, можно констатировать, что соблюдение норм тюремного закона является обязательным как для «воров в законе», так и для всех остальных осужденных, а соблюдение отдельных положений этого закона обязательно только для «воров в законе» и лиц, стремящихся быть "коронованными". При этого отметим, что многие положения воровского и тюремного законов совпадают.

Преступные авторитеты, используя особенности криминальной субкультуры и пользуясь своим особым положением в местах лишения свободы и содержания под стражей в своих целях, ставят задачей:

– достижение полного влияния на достаточно неустойчивую среду осужденных и заключенных с помощью норм и правил, возведенных ими в закон;

– осуществление очень жесткого «правления» массой осужденных и заключенных, путем принуждения к подчинению силовыми методами, вплоть до убийства неугодных, с использованием подставных лиц (т. н. торпед), с целью избежания наказания за содеянное;

– проникновение лично или через помощников в среду работающих осужденных (в качестве сухарей) с целью осуществления контроля над промышленной зоной исправительного учреждения, налаживания контактов с волей для завоза в ИУ продуктов питания, спиртных напитков, сигарет, денег, наркотиков;

– получение незаконных благ и привилегий через давления на осужденных, под прикрытием воровского и тюремного закона.

 

Любые законы, в том числе и неформальные воровские, поддерживаются соответствующими "блатными санкциями" по отношению к «оступившимся» нарушителям воровского (тюремного) закона. В той же мере это касается и лиц, содержащихся под стражей и в местах лишения свободы, хотя говорить о том, что там существуют организованные преступные сообщества, нельзя.

Для "воров в законе" существует три вида санкций, которым они могут быть подвергнуты:

– публичная пощечина за мелкие провинности (чаще всего за безосновательные оскорбления); причем дать пощечину может только равный по «званию», т.е. тоже вор в законе;

– дать (бить) по ушам – т.е. перевести в низшую категорию, так называемых мужиков;

– смерть.

В случае нарушения основных требований воровского кодекса вор не может рассчитывать ни на какое снисхождение, он будет разыскиваться, пока его не найдут со всеми вытекающими последствиями (смерть). После вынесения приговора воровской сходкой, каждый уважающий себя арестант обязан при встрече с приговоренным привести приговор в исполнение, т.е. его убить.

 

К преступникам, не имеющим ранга «вора в законе», может быть применено большее число санкций, основными из которых являются:

– избиение;

– совершение насильственного акта мужеложства (особенно распространено среди несовершеннолетних преступников), т.е. перевод в самую презираемую группу (петухов, обиженных, опущенных и т.д.).;

– лишение занимаемого статуса (дать по ушам) – перевод из категории блатных в категорию мужиков;

– изгнание из семьи (микрогруппы) – остракизм;

– парафин, т.е. чисто символический акт мужеложства: заключается в проведении по губам провинившегося половым членом, при этом акту насильственного мужеложства провинившийся не подвергается;

– ломание рук (ног) – применяется к лицам, безосновательно избившим кого-либо;

– объявление фуфлыжником (т.е. человек двинул фуфло) – применяется к лицам, проигравшимся в карты и не уплатившим проигрыш в срок. О таких людях идет отписка по лагерям, тюрьмам, т.е. братва ставится в курс;

– смерть – применяется достаточно редко и только за грубейшие нарушения тюремного закона (если точно установлено, что лицо является агентом правоохранительных органов; за воровство крупной суммы из общака и т.д.); на убийство провинившегося должна быть санкция "вора в законе" или сходки местных авторитетов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: