D. «Воры в законе» в период перестройки и развала СССР 80-90 годы.




В период перестройки и событий, связанных с драматическим распадом СССР криминальный мир, а с ним и воровское сообщество претерпели кардинальные изменения. На просторах СНГ появилась новая волна авторитетов, которые перестали придерживаться образа жизни старшего поколения и стали вести себя в манере характерной для грузинских воров. Данная категория преступников не имела судимостей, не зарабатывала авторитет в местах лишения свободы а стремилась выглядеть преуспевающими бизнесменами или политическими деятелями. Лидеры этих группировок утверждали свой авторитет не количеством судимостей, татуировками или знанием жаргона, а умением быстро и эффективно решать вопросы по финансовому обеспечению, находить серьезных покровителей, организовывать транснациональные связи и вкладывать средства в развитие бизнеса. Многие из них стали легально приобретать престижные квартиры, машины, появляться на артистических и дипломатических «тусовках» и даже баллотироваться в государственные органы власти.

Тем не менее эта категория авторитетов не отказалась от сотрудничества с традиционными «ворами в законе» сохранила некоторые традиции. (например, недопустимость оскорбления вора, обязательная месть за оскорбление и т.п.).

 

Мощным импульсом для усиления влияния воров в законе во всех сферах общественной жизни Грузии стало принятие Закона «О кооперации», которым в СССР была допущена частная экономическая (предпринимательская) деятельность.[68] С этого времени произошел подъем на поверхность воротил теневой экономики, которые начали небывалый «отмыв» и легализацию преступно добытых средств. Не случайно же до 60% кооператоров имели криминальное прошлое, т.к. оказались ранее судимыми за различные виды преступлений. Эта группа «бизнесменов» в самом корне дискредитировала кооперативное движение, внедрила недобросовестную конкуренцию и монополизирована рынок. Рэкет и коррупция развивались пропорционально накоплению капитала новоявленными бизнесменами[69].

 

Ослабление СССР и активизация националистических групп привели к развалу государственных институтов и правоохранительной системы. Наряду с другими негативными факторами, важную роль в ускорении процессов дезорганизации грузинского общества сыграли и преступные кланы, которые разглядели в сложившейся ситуации большие возможности для получения значительных доходов и более того – реальный шанс для непосредственного захвата власти. Именно в этот период проявились присущие только организованной преступности характерные качества – высокая сплоченность, жестокость, неразборчивость в средствах, стремление к абсолютной монополизации и получению сверхприбылей. Лидеры преступных сообществ целенаправленно стремились к изоляции Грузии от остальных стран, обоснованно предполагая, что такая политика сможет обеспечить им захват экономически наиболее привлекательных сфер экономики республики и практически исключить возможность привлечения к ответственности за преступную деятельность. Для реализации своих планов мафиозные кланы, используя резко возросшее национально-патриотическое движение, полностью дезорганизовали республиканские властные структуры и к 1990-му году привели к власти некомпетентных и нечистоплотных людей. Этому способствовали слабость и непрофессиональность пришедшего к власти в Грузии лидера национального движения президента З. Гамсахурдиа,[70] который не был способен обеспечить эффективного управления страной. В результате его недальновидной политики из тюрем были выпущены большинство преступников, а остальные просто разбежались. Более того, в начале 90-х Гамсахурдиа добился от Российских властей разрешения на этапирование в Грузию более сорока особо опасных рецидивистов, которые отбывали длительные сроки лишения свободы с колониях особого режима в северных регионах Российской Федерации. Этот шаг был сделан из популистских соображений, несмотря на то, что пенитенциарная система Грузии после вывода из Грузии внутренних войск МВД СССР была полностью разрушена и неспособна обеспечить функционирование режимных учреждений, для содержания особо опасных рецидивистов.[71]

Критическая масса криминалитета на свободе резко возросла. Оказавшись в исключительно благоприятных условиях, "воры в законе" стали быстро создавать преступные группировки, используя для прикрытия атрибутику и популистскую демагогию политических партий, союзов, братств, обществ, спасателей от стихийных бедствий и др.

Для увеличения экономической прибыли и усиления своего влияния, преступные кланы, умело используя властные структуры администрации Гамсахурдиа, смогли добиться:

§ Фактического разрыва экономических отношений с Россией и другими советскими республиками.

§ Распространения сфер своего влияния на все выгодные области экономики.

§ Разжигания этнических конфликтов с национальными меньшинствами и провоцирование начала гражданской войны.[72]

 

Грузинские криминальные кланы того периода стали настолько влиятельны, что фактически заменили государственные властные структуры и практически контролировали всю экономику республики.

 

Под непосредственным покровительством высших государственных чиновников преступные группировки разорили и разграбили объекты государственной собственности, места дислокации воинских частей советской армии, вывезли за рубеж цветные металлы, марганец и многое другое – все, что можно было реализовать за деньги.

 

В конце 1991 года, президент З. Гамсахурдиа, реально оценив опасность преступных кланов для своей власти, попытался исправить положение и взять под контроль основные вооруженные группировки: "Национальную гвардию" и "Мхедриони". С этой целью он приказал арестовать лидера "Мхедриони" – авторитетного "вора в законе" и, в то же время дипломированного профессора в области искусств Джабу Иоселиани, а также потребовал подчинения от других колоритных фигур – лидера " Национальной гвардии" скульптора по образованию Тенгиза Китовани[73] и бывшего Председателя Совмина, им назначенного, а затем снятого с должности – Тенгиза Сигуа[74].

 

Борьба за власть между перечисленными группировками переросла в вооруженный конфликт. При этом Гамсахурдиа в основном опирался на сельское население Западной Грузии и Абхазии, тогда как его оппоненты имели поддержку жителей Тбилиси и других близлежащих районов Грузии. Это обстоятельство и обусловило, в конечном счете, отстранение от власти З. Гамсахурдиа и его бегство из республики.

Верховная власть оказалась в руках триумвирата – Дж. Иоселиани, Т. Китовани и Т. Сигуа, которые, посовещавшись, пригласили из Москвы Э. Шеварднадзе, предложив ему должность председателя Государственного Совета и Главы Государства.

 

С этого времени в жизни грузинского общества начался этап, который можно оценить, как полную дезорганизацию или "аномию" государственной власти, сопровождающуюся резким ростом насильственной преступности, количества общеуголовных группировок и организованных преступных сообществ под руководством профессиональных преступников. Большие города и районы оказались в руках десятка формирований, именующих себя братствами (по аналогии с российскими криминальными группировками), которые контролировали рынки, автозаправочные станции, магазины, рестораны и другое.

 

С начала 90-х в стране произошли столкновения грузинского населения, с различными этническими группами, компактно населяющими разные районы Грузию. Особенно кровавыми и жестокими оказался конфликты в Южной Осетии и в Абхазии, в результате чего в обеих автономиях были установлены этно - криминальные режимы, которые находятся у власти более 10 лет.

 

Этот этап можно оценить как период наибольшего расцвета и усиления преступных группировок, лидеры которых захватили политическую власть и стали членами правящих структур, т.е. произошла окончательная криминализация государства со всеми вытекающими из этого последствиями. Взгляд на ситуацию глазами криминолога позволил в реальном времени наблюдать этапы деградации системы государства и его органов управления, которые юридически и фактически перешли в руки преступных кланов.

 

Особенно активно проявила себя группировка "Мхедриони" под руководством Дж. Иоселиани, который стал практически одним из лидеров официальной власти. Эта группировка была численностью более 5000 человек и имела свои подразделения во всех районах страны. При активном лоббировании Иоселиани, "Мхедриони" получило от Парламента Грузии официальное право на владение огнестрельным оружием, т.е. стала легальным военизированным формированием, несмотря на то, что костяк Мхедриони составляли ранее судимые (некоторые неоднократно) за насильственные и корыстно-насильственные преступления лица. Также благодаря активности Дж. Иоселиани, на ответственные посты в правоохранительные органы были назначены члены "Мхедриони" (например, дважды судимый Т. Хачишвили на должность министра ВД и многие другие). Группировка "Мхедриони", получив доступ во все государственные структуры, уже не ограничивалась экономической монополией, а стала строить планы по перевороту и установлению единоличного криминального режима в республике.

 

Обострение борьбы за власть привело к волне терроризма против неугодных политиков и чиновников того периода.[75]. Были осуществлены заказные убийства: прокурора г. Тбилиси Курдадзе; заместителя министра МВД Г. Гулуа; лидера НДП Г. Чантурия; советника Шеварднадзе С. Хабейшвили; и организовано покушение на Президента Шеварднадзе.

 

В этот период был совершен и ряд диверсий (взрывы и поджоги), против линий электропередач, мостов и офисов некоторых партий. Дальнейшее расследование показало, что все эти преступления против государства и граждан, планировались и осуществлялись сотрудниками органов государственной безопасности и МВД в тесном сотрудничестве с криминалами.

 

После покушения в 1995 г на жизнь Э. Шеварднадзе. официальные власти перешли в наступление, в результате чего были арестованы многие члены "Мхедриони" и сотрудники органов госбезопасности, в том числе Дж. Иоселиани, Т. Хачишвили, а также представители других преступных группировок. Общеуголовной организованной преступности был нанесен сокрушительный удар. Задержанным лидерам "Мхедриони" и бывшим сотрудникам службы безопасности были предъявлены обвинения в террористической деятельности и попытке государственного переворота с целью создания в Грузии криминального режима. Руководителями заговорщиков были названы – министр госбезопасности И. Георгадзе, его заместитель Т. Хачишвили, ряд лидеров "Мхедриони" во главе с Дж. Иоселиани. И. Георгадзе сумел скрыться в России, остальные путчисты были арестованы и предстали перед судом.

 

Существуют предположения, что покушение на Шеварднадзе было умело инсценировано самим потерпевшим, с целью избавления от опасных соратников и монополизации власти.[76] Так ли это на самом деле, наверно будет известно только после ухода с политической арены президента Шеварднадзе.

 

Однако итогом указанных событий стало значительное ослабление влияния со стороны криминального мира на происходящие в республике политические и экономические процессы. Многие "воры в законе" были вынуждены покинуть республику и переехать в Россию и другие страны. Следует учитывать тот факт, что процесс "выдавливания" профессиональных преступников из Грузии начался еще в конце 80-х годов из-за экономических проблем и обнищания населения республики, и продолжился в 90-е годы, уже по причинам жесткой конкуренции в преступном мире, убийств или принуждения к эмиграции неугодных авторитетов за пределы республики. Необходимо отметить и «вклад» правоохранительных органов Грузии, использовавших, хотя и незаконные, но достаточно эффективные приемы нейтрализации "воров в законе". Например, оперативные службы инсценировали обвинение в распространении наркотиков (обычно сотрудники МВД при задержании подбрасывали преступному авторитету наркотик.)

 

Однако, несмотря на временные успехи власти Грузии, не смогли долго контролировать криминогенную ситуацию. Статистика свидетельствует, что в настоящее время организованная преступность, руководимая профессиональными преступниками, вновь набрала силы. Все сферы бизнеса, дающие стабильные прибыли, были перераспределены среди новых хозяев, главным образом государственной олигархии коррумпированных чиновников и «воров в законе». Коррупция приобрела невиданные размеры и стала реально угрожать государственной безопасности республики. В частности, были присвоены и растраченные кредиты и гуманитарная помощь на многие миллионы долларов, республику наводнили ввозимые контрабандой сигареты и спиртное, появились новые монополисты в распределении автомобильного топлива и др. Многие доходные отрасли экономики оказались в руках организованных преступных групп, контролируемых чиновниками силовых структур.

 

Авторами исследования был проведено углубленное интервью с 30 сотрудниками специальных подразделений МДВ по борьбе с организованной преступностью и криминальными авторитетами.

Данные опроса показали:

1. грузинские воры тесно интегрированы в экономику Грузии, в частности:

а. финансово-кредитную сферу (банки, акционерные общества и биржу) около 30%

б. сферу услуг (рестораны, гостиницы, охранные агентства, реклама и др.) около 40%

в. игральный бизнес (казино, тотализаторы и др.) более 60%

г. энергетика – около 15%

д. строительство – около 40%

е. другие сферы – около 20%.

2. первоначальный капитал для вхождения в грузинский бизнес был взят криминалами из «общака», который значительно пополнился в 80-е за счет рэкета кооператоров, мошенничеств, грабежей и разбоев. Значительный криминальный капитал пришел в Грузию из других республик бывшего СССР и особенно России. В настоящее время криминальные капиталы в различных сферах экономики легализированы и воры в основном являются «пайщиками» или владельцами производств и фирм.

3. механизм контроля криминалов над бизнесом распределяется следующим образом:

§ непосредственное руководство – 15%

§ пай или доля в бизнесе – 35%

§ получение фиксированной ставки за «крышу» - 40%

§ рэкет – 15%

§ другое – 5%

 

По мнению опрошенных многие из современных грузинских «воров в законе» тесно срослись с коррумпированными чиновниками и выполняют следующие социальные функции:

 

1. роль арбитра в урегулировании вопросов, связанных с теневым бизнесом, уклонением от налогов, расхищением кредитов. Это обусловлено тем, что перечисленные проблемы часто становились предметом конфликтов между участниками криминального бизнеса или коррупционных отношений, (при распределении долей и дивидендов, обмана, вымогательств и др.) и не могли быть решены путем существующих легальных процедур (через обращение в вышестоящую инстанцию или в суд). Для избежания беспредела и создания замещающего механизма по урегулированию споров, стороны стали использовать авторитетных воров для разбора существующей ситуации и принятия решения, обязательного для выполнения участниками конфликта.

 

2. роль охраны различных коммерческих структур, так называемое частичное «крышевание», связанное главным образом с защитой от посягательств других криминальных структур и полное "крышевание" от любых форм вымогательств как со стороны криминальных, так и государственных структур.

 

3. роль пайщика, т.е. долевое участие в различных бизнесах как полноправный партнер с внесенным паем, так и подставная фигура для контроля и изымания части прибыли для собственных нужд и "общака".

 

4. роль организатора преступных актов по исполнению конкретных поручений государственного чиновника, имеющих криминальный характер (заказные убийства, рэкет, реализация запрещенных товаров, приобретение наркотиков и др.)

 

5. роль теневого лидера в тюремной среде. Эта функция традиционно выполнялась ворами с 30-х годов и сохранила актуальность в современных условиях. В грузинской пенитенциарной системе статус "вора в законе" очень высок и с ним приходится считаться не только заключенным, но и администрации учреждений, в том числе руководителям. В 2003 году воры в Грузии смогли организованно практически дестабилизировать деятельность пенитенциарной системы, провоцируя на бунт и устраивая побеги из мест лишения свободы более 150 заключенных в отместку за действия администрации по ограничению их привилегий.

 

Криминальные группировки контролируют экспорт – импорт в регионах этнических конфликтов и имеют тесные связи с представителями правоохранительных, пограничных и таможенных органов по обе стороны административной границы. Особенно большие потоки товаров отмечены, на так называемом Эргнецком базаре в районе границы Грузии и Южной Осетии. Этот базар не имеет какого-либо юридического статуса, однако его оборот достигает многих миллионов долларов и его контролируют грузинские и осетинские преступные группировки под руководством известных авторитетов. Нередко между ними возникают разборки, которые заканчиваются взрывами, убийствами, похищением людей и перестрелками. В нелегальный бизнес вовлечены и все государственные структуры и местное население, что повышает криминогенность региона. В этих условиях практически исключено мирное решение этнического конфликта, т.к. оно противоречит интересам коррумпированных чиновников, криминальных кланов, мелких бизнесменов и розничных дилеров по обе стороны конфликта.

 

Присутствие воров в политических кампаниях и на выборных должностях по мнению экспертов имеет место, хотя после Джабы Иоселиани членами парламента известных «воров в законе» не избирали. [77] В то же время многие указывают на финансировании и лоббировании ворами определенных политических деятелей и административных чиновников. Особенно часто упоминаются фамилии Т. Ониани и Ш. Калашева.[78]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: