Музыкальный интервал
Музыкальный интервал — это расстояние между двумя нотами или звуками.
Если ноты берутся одновременно, то это гармонический интервал. А если последовательно, то мелодический.
Нижний звук является основанием интервала, а верхний - его вершиной.
Чтобы определить расстояние между двумя нотами, нужно посчитать количество ступеней между ними.
И не важно где. На нотном стане или клавиатуре фортепиано. Мы просто считаем линейки и промежутки между двумя нотами.
Минимальная единица измерения по высоте между нотами один полутон. Два полутона составляют один тон.
Поэтому полутон, это универсальная единица измерения в музыке по высоте. И именно он равняется одному ладу на гитаре или одной клавише фортепиано.
В теории музыки интервалы принято называть латинскими названиями цифр. Например, если есть расстояние в 5 нот, то такой интервал называется Quinta. С латинского переводится, как пятый.
Таким образом, название подскажет, сколько ступеней присутствует внутри интервала.
Итак, интервал в музыке – это сочетание двух звуков. Но сочетаться они могут по-разному: их можно сыграть или спеть одновременно или по очереди.
Гармонический интервал – это такой интервал, звуки которого берутся единовременно. Такие интервалы являются основой музыкальной гармонии, именно поэтому они имеют такое название.
Мелодический интервал – это интервал, в котором звуки берутся вразбивку: сначала один, затем второй. Из названия понятно, что такие интервалы рождают мелодии. Ведь любая мелодия представляет собой цепочку, в которой соединены несколько одинаковых или разных интервалов.
Мелодические интервалы могут быть восходящими (шаг от нижнего звука к верхнему) и нисходящими (переход от верхнего звука к более низкому).
|
Все интервалы можно разделить на две большие группы – консонансы и диссонансы.
Консонансы – это интервалы, которые звучат слаженно, красиво, звуки в них находятся в гармонии и ладу между собой.
Диссонансы – это интервалы, которые, напротив, звучат резко, несогласно, звуки в них мешают друг другу.
Существует три группы консонансов: абсолютные, совершенные и несовершенные. К абсолютным консонансам относятся чистая прима и чистая октава – всего два интервала. Совершенными консонансами являются также два интервала – чистая квинта и чистая кварта. Наконец, к числу несовершенных консонансов принадлежат терции и сексты в своих разновидностях – они бывают малые и большие.
К диссонирующим созвучиям относятся все секунды и септимы, а кроме того некоторые увеличенные и уменьшенные интервалы.
Таблица интервалов в музыке
Для наглядности ниже вы можете посмотреть подробные таблицы интервалов в музыке. При желании, можете сделать шпаргалку по сольфеджио. Это пригодиться для запоминания как для детей, так и для взрослых.
Простые интервалы | ||||
Название интервала | Обозначение | Кол-во тонов | Кол-во ступеней | Тип |
Чистая прима | ч. 1 | Совершенный консонанс | ||
Увеличенная прима | ув. 1 | 0,5 | Диссонанс | |
Уменьшенная секунда | ум. 2 | Совершенный консонанс | ||
Малая секунда | м. 2 | 0,5 | Диссонанс | |
Большая секунда | б. 2 | |||
Увеличенная секунда | ув. 2 | 1,5 | Несовершенный консонанс | |
Уменьшенная терция | ум. 3 | Диссонанс | ||
Малая терция | м. 3 | 1,5 | Несовершенный консонанс | |
Большая терция | б. 3 | |||
Увеличенная терция | ув. 3 | 2,5 | Весьма совершенный консонанс | |
Уменьшенная кварта | ум. 4 | Несовершенный консонанс | ||
Чистая кварта | ч. 4 | 2,5 | Весьма совершенный консонанс | |
Увеличенная кварта | ув. 4 | Диссонанс (другое название — тритон) | ||
Уменьшенная квинта | ум. 5 | |||
Чистая квинта | ч. 5 | 3,5 | Весьма совершенный консонанс | |
Увеличенная квинта | ув. 5 | Несовершенный консонанс | ||
Уменьшенная секста | ум. 6 | 3,5 | Весьма совершенный консонанс | |
Малая секста | м. 6 | Несовершенный консонанс | ||
Большая секста | б. 6 | 4,5 | ||
Увеличенная секста | ув. 6 | Диссонанс | ||
Уменьшенная септима | ум. 7 | 4,5 | Несовершенный консонанс | |
Малая септима | м. 7 | Диссонанс | ||
Большая септима | б. 7 | 5,5 | ||
Увеличенная септима | ув. 7 | Совершенный консонанс | ||
Уменьшенная октава | ум. 8 | 5,5 | Диссонанс | |
Чистая октава | ч. 8 | Совершенный консонанс |
Есть еще и составные типы. Их реже используют.
|
Как построить музыкальные интервалы
Чтобы построить музыкальные интервалы от заданной ноты, нужно установить ступеневую величину. То есть отсчитать требуемое количество ступеней. А затем отрегулировать если это нужно, тоновую величину расстояния знаком альтерации.
К примеру, нужно построить большую терцию от основания До диез.
В таком случае, отсчитываем две ступени и получаем вершину Ми. А поскольку большая терция составляет два тона, вершиной интервала должен быть звук Ми диез.
|
Можно построить малую терцию от основания До. Тогда отсчитываем две ступени и получаем вершину Ми. И поскольку малая терция имеет 1,5 тона, вершиной будет звук Ми бемоль.