Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой.
Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.
Основные функции терминалов:
• консолидация, разукрупнение, сортировка и комплектация грузовых отправок;
• краткосрочное хранение;
• информационно-компьютерное сопровождение сервисных услуг терминала;
• сбор и развозка грузов;
• маркетинговые исследования рынка транспортно-логистических услуг;
• юридическое оформление деятельности терминала.
Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов:
• завоз грузов на терминал и развоз их с терминала;
• грузопереработка на терминале;
• линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.
Универсальный терминал представляет собой группу складов с центром распределения. Основными видами деятельности для таких терминалов являются сбор, завоз, развоз, переработка мелких партий грузов, их хранение, предпродажная подготовка и другие работы, связанные с доставкой и реализацией продукции. Наряду со складскими помещениями для сортировки и подгруппировки мелких отправок терминалы также имеют специализированные склады или площадки с необходимым оборудованием для переработки скоропортящихся, тяжеловесных и длинномерных грузов, а также контейнеров. Универсальные терминалы выполняют как внутренние, так и международные перевозки грузов. Как правило, универсальные терминалы перерабатывают мелкопартионные отправки грузов. Размеры мелких отправок колеблются от нескольких килограммов до трех - пяти тонн.
Специализированные терминалы осуществляют операции транпортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов.
Современный грузовой терминал является предприятием, осуществляющим разнообразную деятельность, включая продажу такой услуги, как перевозка, обработку и хранение грузов, оказание множества дополнительных услуг, в том числе транспортировку груза. При осуществлении своей деятельности терминал взаимодействует с перевозчиками, клиентами, посредниками, таможней, банком и рядом других контрагентов.
Терминальные комплексы нового поколения имеют в своем составе:
• специализированные автоматизированные складские помещения для хранения и переработки грузов;
• контейнерные терминалы;
• площадки для отстоя подвижного состава;
• помещения для выполнения таможенных функций органами Государственного таможенного комитета и сопутствующие службы;
• филиалы банков и центры сертификации;
• транспортно-экспедиционные и брокерские фирмы;
• страховые компании;
• центры оптово-розничной торговли и бизнесцентры;
• административные помещения и офисы клиентов, включая инофирмы, торговые представительства;
• службы охраны и безопасности;
• почту, телеграф и другие виды коммуникаций;
• вычислительные и информационно-логистические центры;
• центры технического обслуживания подвижного состава автотранспорта;
• комнаты отдыха и гостиницы;
• пункты питания;
• магазины оптово-розничной торговли и демонстрационные залы;
• аналитические исследовательские центры;
• реабилитационно-оздоровительные комплексы.
Преимущества терм.
В отличие от складских предприятий, выполняющих функции складирования и хранения грузов, на терминалах, наряду с грузонакоплением, основной функцией является грузопереработка, связанная с разукрупнением и укрупнением партий грузов, формированием и расформированием отправок по направлениям перевозки, переработкой тарно-штучных грузов (мелких и крупных партий, мелко-, средне- и крупнотоннажных контейнеров), упаковкой и пакетированием, маркировкой грузов, выполнением комплекса сервисных и коммерческо-деловых услуг.
Перспективы развития. Тенденции развития терминалов и организации перевозок в перспективе будут заключаться в том, что:
-работа терминалов в большей степени будет сосредоточена в руках независимых региональных транспортных компаний;
-произойдет усложнение структурного состава участников мультимодальных перевозок;
-увеличится количество двусторонних и многосторонних компаний (совместных предприятий) в области мультимодальных перевозок;
-национальные компании выйдут на внешний рынок для обеспечения управления по всей цепи перевозок;
-возрастет значение операторов в мультимодальных перевозках.
Однако развитие сети терминалов может иметь и негативные последствия, такие, как неполная их загрузка, чрезмерное усложнение процесса доставки, технико-организационная несовместимость в международных перевозках, снижение уровня качества услуг. Новая концепция терминальных систем предлагает переход от изолированного мультимодального терминала к единому грузовому распределительному центру, где терминал будет главным элементом. Наличие центра, выполняющего функцию связующего звена между товаропроизводителями и потребителями, является свидетельством дальнейшей интеграции транспорта и сфер производства и потребления.