Студенты в каждом подразделении родильного дома работают под руководством старшей акушерки и заведующих отделений. В процессе прохождения стажировки студенты закрепляют знания по теоретическим и практическим основам акушерства, психологию профессионального общения, медицинскую этику.
Данный вид практики заканчивается защитой учебной истории родов.
Родовой блок физиологического отделения. (2 дня-12 часов)
Студенты начинают практику с посещения приемно-пропускного пункта.
Студент должен знать:
- структуру и принципы работы родильного стационара;
- приказы министерства здравоохранения РФ «О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах»;
- нормативную документацию родильного стационара;
- тактику ведения беременности и родов в норме и при различных формах токсикоза;
- современные методы диагностики осложнений беременности и родов;
- показания для проведения акушерских операций;
- патологические состояния плода и новорожденного.
Студент должен уметь:
- проводить санитарную обработку роженицы;
- определить срок родов, предполагаемую массу плода и допустимую кровопотерю при родах;
- выявить осложнения беременности и родов;
- провести наружное и внутреннее акушерское исследование;
- осуществить первый туалет новорожденного;
- провести профилактику гонобленореи;
- провести профилактику кровотечения во время родов;
- оценить кровопотерю после родов;
- оказать доврачебную помощь при кровотечении в послеродовом и раннем послеродовом периоде;
- оказать доврачебную помощь при эклампсии;
- участвовать в осмотре родовых путей и зашивании разрывов;
- оформить историю родов и историю новорожденного;
- оформить рабочий журнал и журнал родов;
- участвовать в переливании крови;
- определить состояние новорожденного по шкале Апгар;
- провести катетеризацию мочевого пузыря;
- осмотреть и оценить послед;
- провести профилактику гипоксии плода.
Послеродовое физиологического отделение. (1день – 6 часов)
Студент должен знать:
- принципы работы послеродового отделения;
- физиологические изменения, происходящие в организме родильницы;
- методы наблюдения за родильницей;
- профилактику осложнений в послеродовом периоде;
- принципы совместного пребывания матери и новорожденного;
- современные представления о грудном вскармливании;
Студент должен уметь:
- осуществить уход за родильницей, наблюдение за родильницей;
- провести профилактику мастита;
- ухаживание за швами и снятие швов;
- оформить документацию при выписке родильницы из стационара;
- произвести пальпацию живота для определения высоты дна матки по дням послеродового периода;
- правильно приложить ребенка к груди;
Отделение новорожденных. (2 дня - 12 часов)
Студент должен знать:
- структуру, организацию работы отделения новорожденных, нормативную документацию;
- санитарный режим;
- особенности доношенного ребенка в период адаптации к внеутробной жизни;
- особые состояния детей в период новорожденности (физиологическая желтуха, мочекислый инфаркт почек, половой криз новорожденных, токсическая эритема);
Студент должен уметь:
- осуществить уход за новорожденным ребенком (уход за кожей, слизистыми оболочками, уход за пуповинными остатками и пуповинной ранкой, измерение температуры, взвешивание, пеленание);
- кормить новорожденного ребенка;
- провести генеральную уборку палат, кварцевание;
транспортировать детей к матери на кормление;
- осуществить вакцинацию детей;
- оформить документацию и подготовить ребенка к выписке из родильного стационара.
Отделение патологии беременности. (1день- 6 часов)
Студент должен знать:
- структуру и организацию работы отделения патологии беременности;
- показания для госпитализации в отделение патологии беременности;
- тактику ведения беременных с различной экстрагенитальной патологией и осложнения данной беременности (угроза прерывания беременности, гестозы);
- клинику, диагностику, классификацию, принципы лечения различных осложнений беременности.
Студент должен уметь:
- организовать прием пациенток с патологией беременности в стационар;
- оказать неотложную помощь для снятия судорожного синдрома при эклампсии;
- транспортировать пациенток;
- провести текущую и генеральную уборки, кварцевание палат;
- работать с нормативной документацией в отделении;
- подготовить беременную к внутреннему исследованию;
- измерить суточный диурез;
- провести пробы по Зимницкому;
- осуществить уход за беременными женщинами;
- выявить начало родовой деятельности;
- подготовить перевод роженицы в родильный стационар;
- провести контроль за выполнением лечебно-охранительного режима в отделении;
- взвесить беременную и контролировать ее вес;
- контролировать динамику отеков;
Второе акушерское отделение
(обсервационное). (1 день - 6 часов)
Студент должен знать:
- структуру и организацию работы обсервационного отделения;
- оснащение и санитарно-гигиенический режим;
- организацию обслуживания родильниц в обсервационном отделении;
- показания для перевода родильниц из физиологического послеродового отделения в обсервационное;
- тактику ведения беременности и родов при различных инфекционных заболеваниях;
- причину и классификацию по этапам инфекционных послеродовых заболеваний;
- тактику фельдшера на догоспитальном этапе при септических послеродовых заболеваниях (мастит, эндометрит, пельвиоперитонит).
Студент должен уметь:
- осуществить обработку нагноившихся (разошедшихся) швов и их снятие;
- провести профилактику мастита;
- взять мазки на гонорею;
- следить за санитарно-эпидемиологическим режимом;
- осуществить подготовку к операции кесарево сечение;
- осуществить уход после операции кесарево сечение;
- осуществить уход за недоношенными детьми;
- осуществить уход за детьми с родовой травмой и внутриутробной патологией;
- оказать доврачебную помощь при септических послеродовых заболеваниях.