Тот, кто закладывает дом 13-го числа, строит его чертям.




 

Кто ночью моет пол, тот вымывает из дома счастье.

 

Считается, что молния никогда не ударит в тот дом, где живет черный кот или черная собака.


Если вас постигла утрата…

Традиционно похоронный обряд делится на три основных этапа:

✓ предпогребальные обрядовые действия: подготовка тела умершего к похоронам, омовение, одевание, положение в гроб, ночные бдения у гроба покойного;

✓ погребальные обряды: вынос тела, отпевание в церкви, дорога на кладбище, прощание с умершим у могилы, погребение гроба с телом в могилу, возвращение родных и близких обратно в дом умершего;

✓ поминки: после похорон в доме умершего на третий, девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода, годовщину после смерти, с заказыванием поминальных треб в церкви, с трапезами и домашними молениями по умершим.

 

Подготовка к смерти. В народных представлениях смерть мыслилась как дорога в загробный мир, а омовение, обряжение покойного и другие действия по подготовке его к похоронам – сборами в дальнюю дорогу. Традиционно русские похороны содержат огромное количество ритуалов, призванных отдать умершему последнюю дань уважения и вместе с тем победить, изгнать подальше ненавистную смерть, а ушедшему из жизни пообещать воскрешение, новую жизнь. Большинство этих обрядов имеют языческое происхождение. Их главная цель – не дать душе умершего беспокоить живых. Считалось, что умереть среди своего семейства (как говорится, в своей постели), прожив долгую, достойную жизнь, – это небесная благодать для человека. И наши предки верили, что если человек умирал быстро, легко, то душа его непременно попадала в рай. Если же тяжело мучился перед смертью, значит, грехи его велики и не миновать ему ада. В народе говорили также, что тяжело умирают колдуны и ведьмы, если не имеют возможности передать кому-то свои знания. Прежде всего надо привести в порядок дела, отдать долги, распределить состояние и имущество. Перед смертью полагалось сделать какие-нибудь добрые дела: раздать милостыню, выделить деньги на строительство храмов или больницам, приютам. Вначале, почувствовав приближение смерти, умирающий просил сыновей или других родственников-мужчин вывести его в поле. Там он кланялся на все четыре стороны: «Мать сыра земля, прости и прими! И ты, вольный свет-батюшка, прости, коли обидел…» Затем он призывал к себе священника для исповеди и соборования, прощался с родными, благословлял, давал наказы и ложился на лавку или просто на пол в красном углу.

 

Приметы и обычаи

✓ Наступление смертного часа узнавали по целому ряду распространенных примет: запаху тела больного (землей пахнет), появлению на нем темных пятен, изменению цвета металлического креста, опущенного в воду, которую пил больной.

✓ Если больной во время болезни поворачивается к стене – умрет.

✓ Если больной смотрит в потолок – умрет.

✓ Если дым из трубы идет прямо – больной не умрет; если дым стелется, а затем идет вверх – душа покойного попадет в рай.

✓ Если причащенный больной уснет – к выздоровлению, не уснет – к смерти.

✓ Если больной перед смертью обмарается, в семье будет еще покойник.

✓ Чтобы узнать, умрет человек или останется жив, гадали. Брали в левую руку ветку вербены лекарственной и спрашивали больного, как он себя чувствует; если отвечал, что ему лучше, – поправится, в противном случае умрет.

✓ Клали на голову больному траву чистотел: считалось, он будет петь – перед смертью, а плакать – перед выздоровлением.

✓ Клали в мочу больного на 24 часа свежую крапиву; если почернеет – это признак близкой смерти, а если останется зеленой, то больной выздоровеет.

✓ Терли кусочком свинины подошвы больного и давали ее собаке; если съест – больной выздоровеет.

✓ Во время болезни зажигали свечу; если свеча горит ровно – больной поправится, если пламя колышется – к смерти.

✓ Собравшиеся вокруг родственники молча соболезнуют умирающему, нельзя в это время шуметь, спорить, ссориться и даже просто громко разговаривать.

✓ Если человек мучился, старались помочь душе отлететь – открывали дверь, окно, печную трубу, ломали конек на крыше или просто поднимали верхнюю слегу на крыше дома.

✓ Когда наступала смерть, родственники начинали громко причитать и плакать. Считалось, только что отлетевшая от тела душа находится еще в доме, рядом. Если покойный будет оплакан («обвыт») надлежащим образом, то и душе его будет покойнее и он не станет позже беспокоить живых в видениях, думах и наяву.

✓ По народным поверьям, при последнем вздохе человека – испускании духа – душа расстается с телом и происходит борьба за душу между нечистой силой и ангелом, посланным Богом за душой умирающего. Предсмертные страдания объяснялись не тяжестью болезни, а тем, что умирающего в последние минуты мучает нечистая сила, она будто бы не отдает душу ангелу. Стараясь облегчить путь души к Богу, вкладывали в руку умирающему свечу, кадили вокруг него ладаном.

✓ Хорошей считалась смерть на Пасху, в день Христова Воскресения, когда, по поверьям, открыты райские двери по аналогии с царскими вратами в храме. Легкая смерть расценивалась в народе как награда за благочестивую жизнь, трудная – как удел грешников.

 

Омовение. Оно рассматривалось как очистительный обряд – к Господу человек должен был отойти чистым как душой (исповедь, соборование), так и телом. Для совершения этого обряда приглашали особых людей – смывальщиков, которых еще называли обмывальщиками, мытницами, умывальниками. В этой роли чаще всего выступали старые девы и старые вдовцы, уже не «имеющие греха», то есть интимных отношений с людьми противоположного пола. Мужчину обмывали мужчины, женщину – женщины. Эти люди носили одежду темных тонов и получали за труд вещи умершего и новое белье. В некоторых областях умершего раздевали перед обмыванием, не снимая одежду, а разрывая ее вдоль тела с молитвами. По правилам, умершего клали на пол у порога дома ногами к печи, делать это надо было очень быстро. Чем быстрее после смерти покойный будет обмыт, тем лучше для него и его души. Поэтому делали это обычно втроем: один обмывает, другой держит посуду с водой, третий поддерживает тело. По сути, это представляло собой обтирание: намоченной в воде губкой, тряпочкой, ватой водят по телу сверху вниз, особое внимание уделяя глазам, носу, ушам, рту, груди, а также «местам, где суставчики». Обмывали два-три раза теплой водой с мылом из глиняного, обычно нового, горшка, используя новые тряпочку или вату. Покойному надо обязательно помыть голову, причем волосы расчесывали новым гребнем или щепочкой от гроба, которые затем вместе с вычесанными волосами клали в гроб. В прошлом постель умершего и одежду, в которой он умер, клали под куриный насест и держали их там шесть недель, пока душа умершего, по народным представлениям, находится дома и нуждается в одежде. Сейчас обычно вещи, принадлежащие покойному, сжигают или закапывают.

 

Приметы и обычаи

✓ Вода, которой мыли покойника, называлась мертвой, ее выливали в угол двора, туда, где нет растений, где не ходят люди, чтобы здоровый человек не мог на нее наступить. Таким же образом поступали с водой, которой мыли посуду после поминок.

✓ Посуду, использующуюся при омовении, выносили в овраг, на край поля, на перекресток дорог, где, как правило, стоял крест, столб, часовня. Ее надо было обязательно разбить.

✓ Солому, на которой обмывали, сжигали или бросали в лесу под елочкой, когда везли хоронить.

✓ Обмывальщикам после совершения ритуала обязательно нужно было вымыться в бане и переодеться в чистую одежду.

✓ Обмыть мертвого всегда считалось богоугодным делом, способствующим прощению грехов. Если не было смывальщиков, омовение умерших производили люди, не состоявшие в родстве с умершим.

✓ Матери не полагается обмывать умершего ребенка, так как она обязательно будет его оплакивать, а это осуждается как отступление от веры в бессмертие души. По христианскому вероучению, ребенка ожидает райская жизнь, и поэтому его смерть не должна оплакиваться. В народе считали, что материнская слеза «жжет ребенка».

 

Одевание. По правилам, покойный должен быть одет в белую одежду – считалось, что как новорожденного заворачивают в белые пеленки, так и умерший должен предстать перед Богом в белом. Этот цвет связывался с духовной, младенческой чистотой христианской души. Способ изготовления погребальной одежды подчеркивал ее предназначенность иному миру: она была не настоящей, а лишь ее заменой, не сшитой, а лишь наметанной. Ее шили обязательно на руках, а не на машинке, нитку закрепляли, держали иголку от себя вперед; иначе покойник опять придет за кем-нибудь. Хоронили чаще всего не в настоящей обуви, а в матерчатой. Если все же использовали настоящую обувь, из сапог выдергивали гвоздики, ботинки не шнуровали. Таким образом придавалось как бы обратное направление движению умершего, чтобы он не мог вернуться назад в дом. Сейчас хоронить стараются либо в новой, еще не носившейся одежде, чтобы душа явилась на тот свет чистой, либо, наоборот, в одежде, которую покойный особенно любил. Она обязательно должна быть чистой и выглаженной, без шнурков и завязок. У женщин на голове должен быть светлый (у молодых) или темный (у пожилых) платочек. Молодых девушек часто хоронили в белом, часто свадебном, платье. На руках у покойного не должно быть никаких колец. Пока готовили гроб, омытого покойника клали на лавку или на стол, застеленные соломой, в переднем углу избы так, чтобы его лицо было обращено к иконам. В избе соблюдали тишину и сдержанность.

 

Гроб. Он считался последним домом умершего (иногда в народе его даже называли домовиной), поэтому в нем должно быть все необходимое для него на том свете, все то, что он любил или чем часто пользовался при жизни, в том числе очки. Изготавливался он из долговечного и прочного дерева – дуба, кедра, сосны. Нельзя было делать гроб из осины – дерева, на котором, по преданию, повесился Иуда. Щепки и стружки полагалось класть в гроб или вывозить подальше и выбрасывать: сжигать их было нельзя, чтобы на том свете покойному не было жарко. Перед тем как положить в гроб тело умершего, его обязательно окуривали дымом ладана из кадила. Внутри он усилался чем-нибудь мягким – опилками, сеном, соломой, иногда березовыми листьями от банного веника, которые накрывали белой тканью. Делали специальную подушку, набитую этими же материалами. Все принадлежности должны быть сшиты только вручную, а не на швейной машине. Согласно правилам православного захоронения, положено класть в гроб мирянину, помимо нательного крестика, образок, венчик на лоб и «рукописание» – написанную или напечатанную молитву, отпускающую грехи, которую вкладывают в правую руку покойника. Затем покойника покрывают белым покрывалом. Гроб разворачивают по солнышку и снова ставят так, чтобы умерший был обращен к иконам ногами. На гроб ставят свечи. За 15–20 минут до выноса гроба в помещении остаются для прощания с умершим только родные и близкие.

 

Приметы и обычаи

✓ Дом, в котором стоит гроб с покойным, постоянно окуривают ладаном.

✓ Сор из дома не выметают, а заметают под гроб, направляя в сторону умершего.

✓ В знак траура в доме занавешивают зеркала, останавливают часы; из помещения, где стоит гроб с телом умершего, выносят телевизор.

✓ Покойного, как и умирающего, ни в коем случае нельзя оставлять одного. Считается, что нужно стеречь его от нечистой силы, «от бесов».

✓ Если больной умирает на закате солнца – скоро быть еще покойнику.

✓ Две смерти во дворе – будет третья.

✓ Если кто умрет с открытыми глазами, скоро будет еще покойник: «Покойник глазами глядит – еще выглядит».

✓ Если найти на дороге нож или пояс и взять, то это предвещает смерть от ножа или повешения.

✓ Избу в два веника не метут.

 

Проводы умершего. Как уже говорилось, покойного нельзя оставлять надолго одного, поэтому у гроба круглосуточно читают Псалтырь, духовные стихи. Обычно для этого приглашают специальных людей, но если этого сделать не удается, Псалтырь или другие священные книги читают верующие миряне, но часто посиделки у гроба проходят в самых обычных воспоминаниях или беседах. Считается, что первые шесть недель после смерти душа покойного находится дома, и поэтому сразу после смерти на полочку к иконам или на окно ставят стакан воды, накрытый куском хлеба. На поминальном обеде подобным образом оставляют рюмку водки, накрытую куском хлеба, иногда этот символический прибор ставится у символического места покойного за столом. В изголовье покойного зажигают свечи, их прикрепляют к углам гроба, ставят в стакан на столе, а перед иконами – лампады.

 

Приметы и обычаи

✓ Венки и цветы обычно размещают вокруг гроба и вдоль стены. Из цветов для похоронного обряда лучше всего подходят душица, синеголовники, нарциссы, хризантемы. Покупая цветы на похороны, нужно помнить, что в этом случае принято составлять букет из четного количества цветов.

✓ Сначала выносят венки и располагают их живым коридором от дверей до катафалка. Потом несут портрет покойного, перевязанный траурной лентой. Затем выносят крышку гроба – узкой частью вперед – и гроб.

✓ После отпевания в храме у покойного развязывают галстук, расстегивают все пуговицы и развязывают пояс. Все это оставляют в гробу.

✓ У могилы родные прощаются с покойным, покрывают его лицо покрывалом, убирают из гроба живые цветы. Закрывают гроб крышкой, заколачивают и осторожно опускают его в могилу.

 

Вынос тела и похоронная процессия. Бытует мнение, что раньше 12 часов и позже захода солнца выносить покойного из дому нельзя: считалось, что заходящее солнце должно захватить с собой умершего. При выносе старались всячески «запутать» покойного, не дать ему вернуться в дом по своим следам. Поэтому в некоторых областях выносили гроб не через входную дверь, служащую живым, а через окно или специально проделанное отверстие. В старину, как только покойника выносили из дома, старались вымыть одной водой всю избу: стены, лавки, даже всю посуду, теперь моют только пол. Похоронное шествие возглавлял человек, несущий распятие или икону, обрамленную рушником. Если умирал мужчина, впереди похоронной процессии шел с иконой мужчина, если женщина, то икону несла женщина. Перед процессией разбрасывали еловые или пихтовые ветки, а летом и цветы. Затем следовали один или два человека с крышкой гроба на голове, за ними – духовенство. Две-три пары мужчин несли гроб, за которым шли близкие родственники. Траурную процессию замыкали сослуживцы, соседи и знакомые.

В старину при выносе покойника из дома производился обряд «первой встречи» – человеку, который первым встретил на пути похоронную процессию, вручали краюху хлеба, завернутую в полотенце. Подарок служил напоминанием, чтобы первый встречный помолился за умершего, а умерший в свою очередь первым встретил на том свете принявшего хлеб. По дороге до храма и от храма до кладбища разбрасывали зерно для птиц. Похоронной процессии, по церковному уставу, полагалось останавливаться только в церкви и возле кладбища. Но, как правило, она останавливалась в наиболее памятных для покойного местах. На похороны не приглашают. О случившемся сообщают с указанием даты и времени выноса тела, храма, в котором покойного будут отпевать, и месте и предполагаемом времени захоронения. Прийти ли на похороны вообще, к выносу тела, в храм или уже непосредственно на кладбище – каждый решает сам. Не приглашают и на поминки: о месте поминальной трапезы сообщают на выходе с кладбища всем собравшимся.

 

Приметы и обычаи

✓ По правилам, выкопанная могила не должна оставаться без присмотра – при ней постоянно должен находиться человек. Иногда в выкопанную могилу крестом клали доски, чтобы бес не мог занять место.

✓ Рабочим, которые копают могилу, обязательно надо передать поминальную трапезу, спиртное. С кладбища ничего в дом не приносят, поэтому посуду после нее разбивают или выбрасывают там же.

✓ Гроб с покойным выносят из дома ногами вперед, стараясь не задеть за порог и косяки двери, чтобы предотвратить возвращение покойника по своему следу.

✓ Старались сразу же после покойника занять место – на стол или стулья, на которых в доме стоял гроб, после выноса покойного сесть, а потом эту мебель на некоторое время перевернуть кверху ножками.

✓ Часто один из родственников три раза обходил вокруг гроба с топором в руках, держа его лезвием вперед, при последнем обходе ударял обухом по гробу. Иногда при выносе покойника клали топор на порог или под гроб.

✓ На современных похоронах обычно не разрешают детям (сыновьям) нести гроб с телом родителей и закапывать могилу.

✓ Встретить похороны на улице – к счастью.

✓ Встреча со священником (монахом) – к несчастью.

 

Погребение. После отпевания священник вкладывал в руки покойного отпустительную грамоту. Происходило последнее прощание: близкие и родственники в последний раз целовали умершего и просили у него прощения. Гроб заколачивали гвоздями после отпевания в храме или непосредственно на кладбище. Гроб опускают в могилу на полотенцах или веревках. В этот момент можно было дать волю горю, плакать и причитать. Все присутствующие бросают в могилу по горсти земли со словами: «Пусть земля тебе будет пухом». В некоторых областях бросают в могилу мелкие деньги – чтобы выкупить место на кладбище для умершего, туда же отправляют и платки, которыми вытирали слезы. После того как могила засыпана, на надмогильном холме устанавливают венки, в центре – цветы. Иногда сразу ставят крест или временный обелиск, памятную доску с фамилией, именем, датой рождения и смерти. Постоянный памятник на могиле ставят не раньше чем через год после смерти. После погребения полагается наделить деньгами всех, кто как-либо участвовал в процессе (могильщиков, обмывальщиков, тех, кто читал над покойным Псалтырь), и раздать милостыню кладбищенским нищим. В некоторых областях полагалось «в знак памяти» раздавать пироги, печенье, сладости нищим и детям у ворот кладбища.

 

Путь домой. Пока происходили похороны, оставшиеся дома родственники, а иногда и соседи готовят воду, чтобы собравшиеся на поминальную трапезу вымыли руки от кладбищенской земли, не входя в дом. Мылом и ковшом затем не пользуются, а выбрасывают их. Еловые ветки и цветы, разбросанные у дома, собирают и сжигают или выбрасывают туда, где никто не мог бы на них наступить. Так заваливают дорожку покойному, чтобы он не тревожил живых.

 

Траур. Члены семьи умершего носят глубокий траур – не новую одежду синего или черного цвета девять дней после похорон. Затем можно носить только повязку на голову (женщинам) или черный галстук (мужчинам). В течение этого времени члены семьи не участвуют в развлечениях и светских праздниках, не отмечают дней рождения, не играют свадеб и т. д. В течение траура вдова не должна была выходить замуж, вдовец – жениться, а взрослые дети – вступать в брак. Вдовцу хороший тон предписывал носить траур наполовину более короткий срок, чем вдове. У него траур продолжался полгода, после чего овдовевший мужчина мог жениться второй раз. Со дня смерти ставили на окно чашку с водой и вешали рядом полотенце, которое находилось там в течение сорока дней: считалось, что сорок дней после смерти душа посещает любимые покойным местам, а домой прилетает отдохнуть и должна иметь возможность умыться. Сорок дней ставили к иконам стакан с водой, накрытый ломтем хлеба, а иногда и стопку водки, если умирал мужчина. Иногда оставляли на ночь на столе соль и хлеб и меняли его на свежий в течение сорока дней. Это же время нельзя было трогать вещей покойного, убираться в его комнате, нельзя было мести двор. В некоторых деревнях, устраивая «сорочины», ставили на стол отдельный столовый прибор для души покойного – чашку, ложку, кружку – и больше уже им не пользовались.

 

Приметы и обычаи

✓ Год и дольше носят темные платья матери, потерявшие взрослых, безвременно погибших детей. До года иногда соблюдают траур также и вдовы.

✓ Траур по родителям было принято носить в течение года, а именно: полгода – глубокий, три месяца – обыкновенный и три месяца – полутраур. Дочери, похоронившие престарелых родителей, сокращают срок ношения траурной одежды до шести недель, а то и до одной недели.

✓ По бабушке и дедушке траур носился всего полгода: три месяца – глубокий и три – полутраур. По дяде и тетушке – три месяца, по брату и сестре – шесть месяцев.

 

Поминальная трапеза. По обычаю, умершего поминают на третий, девятый, двенадцатый и сороковой день после смерти. Поминальная трапеза – это обед с положенной в этом случае переменой блюд. Начинается он с молитвы. Сначала, по обычаю, пробуют кутью из пшеницы или риса с медом и сухофруктами. Зерна служат символом Воскресения, а мед – сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божьем. По уставу кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой. Взять ее надо ложкой три раза. Или трапеза начинается блином с медом. Заканчивается трапеза молитвой, после которой все присутствующие съедают по три кусочка густого овсяного или ржаного киселя и отпивают по глотку из одной посуды со сладким медовым напитком. За угощение не благодарят, а ограничиваются пожеланиями здоровья хозяевам дома. Что именно подавать на таком обеде, каждая семья решает самостоятельно, следует учитывать, что обязательно на столе должны быть блины. В скоромный день, по традиции, угощают жарким из телятины, холодцом, яичницей, оладьями с изюмом, а на постный – похлебкой из сухих грибов с постным маслом, солеными грибами. В некоторых областях на поминки пекут рыбный пирог, а также сладкий открытый пирог с перекладинами из теста и без них, иногда обязательно варят куриную лапшу. Православная церковь налагает запрет на поминание усопших вином, потому что вино – символ земной радости, а поминки – повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Поэтому на поминальном обеде подают водку или, иногда, сладкие настойки.

 

Приметы и обычаи

✓ Сервировка поминального обеда должна быть строгой, сдержанной. Скатерть – чисто-белая, желательны белые цветы – астры, гладиолусы, хризантемы, каллы.

✓ Нужно обозначить место, где любил сидеть покойный, поставить здесь его прибор, рюмку водки на тарелочке. На это место никто из присутствующих не садится.

✓ Обстановка поминок должна быть сдержанной. Не следует произносить длинных тостов, вспоминать анекдоты, которые любил умерший.

✓ На поминальных обедах не следует долго засиживаться, особенно тем, кто не является своим человеком в доме покойного.

✓ Чай и торт на поминках неуместны.

✓ Остатки поминальной трапезы не выбрасывают: отдают нищим или птицам.

✓ Если колокол сам, без видимой причины зазвонит – к покойнику.

✓ Если в полночь на горе слышится хоровое пение – к массовым смертям, к войне.

✓ Если вдруг расцвел комнатный цветок, который ранее никогда не цвел, это указывает на близкую смерть кого-либо из семьи.

 

Поминовение. Поминальными днями считались: день похорон, третий и шестой дни после смерти – редко, девятый и двадцатый – не всегда, сороковой – обязательно. Далее отмечали полугодовину, годовину, а затем – уже в рамках календарной обрядности – следовали родительские дни. В храме заказывали заупокойную службу (обедню) с поминанием усопшего в продолжение шести недель после смерти – сорокоуст. Во все памятные дни следует кому-либо из родственников прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре. После литургии нужно отслужить панихиду. Чаще всего поминали три раза. Считалось, что троекратное поминовение совпадает с переменами, какие испытывает тело в гробу: в третий день изменяется его образ, в девятый распадается тело, в сороковой истлевает сердце. Это троекратное поминовение совпадает и с верованием о путешествии души на тот свет: в третий день ангел Господень приводит душу на поклонение Богу. Если в этот третий день совершаются приношения памяти усопшего в церкви, то душа получает утешение в скорби. С тех пор начинаются путешествия ее с ангелом, который показывает ей блаженство рая и муки ада. В девятый день душа, сохраняя еще земные привязанности, слетает то к дому, где жила с телом, то к гробу, где лежит тело, в котором была заключена; душа добродетельная посещает место, где она имела обычай делать правду. Тогда грешной душе ангел указывает, в чем она согрешила, и ей необходима для ободрения молитва церкви. По народным представлениям, в течение сорока дней душа умершего находится на земле, Бог не определяет ее ни и ад, ни в рай, ангелы носят душу умершего по тем местам, где покойник грешил, и душа его замаливает грехи. На сороковой день совершается Божий суд и душа покидает землю окончательно. В этот день душа умершего является в свой дом на целые сутки и уходит лишь после так называемого отпуска души, или проводин – поминальной трапезы. Если проводины не устроить, то покойник будет мучиться.

* * *

 

Люльку умершего младенца уносят и оставляют на кладбище, для того чтобы в семье больше не случилось такой же беды.

 

Если в семье один за другим умирают мужчины, нужно после выноса последнего покойника снять с петель дверь и увезти ее на кладбище, а на место старой двери навесить новую дверь. Только так можно остановить худое поветрие.

 

Если при отпевании батюшка собьется, то ждите нового гроба.

 

Если в доме покойник, собака не должна быть в комнатах.

 

Если кто на Радуницу в память о покойных родственниках раздаст сорок яиц, подаст милостыню сорока нищим и сорок раз подряд прочтет «Отче наш», то душам усопших ангелы слезы утрут и отпустят их поглядеть на белый свет.

 

Умершего человека не везут по только что засыпанной или новой дороге, а кто так сделает, тот каждый год хоронить станет.

 

Умершего не держат на постели, нужно снять с петель дверь и на эту дверь его положить.

 

Если при хождении вокруг покойника во время отпевания батюшка уронит кадило, то этот священник очень скоро умрет.

 

Нельзя спать у гроба – нового покойника приспишь, т. е. еще один человек умрет.

 

Пока не минет сорок дней после смерти человека, в его доме никто не должен есть мед, иначе прикормите худое.

 

Если есть в доме вещь, которую усопший уж очень любил, положите ее ему в гроб на радость его души.

 

Умерших не хоронят в обуви на высоком каблуке, иначе через семь лет будет новый покойник.

 

Если во время похорон, при выносе тела, начнут бить часы – жди еще гроба. А чтобы это отвести, успейте сказать:

Чур, нашего дома гроб.

Покупая одежду для умершего, никогда не берут сдачу.


Используемая литература

Авдеева Т. А. Записки о старом и новом русском быте. – СПб., 1842.

Бурцев А. Е. Народный календарь примет, обычаев и поверий на святой Руси. – СПб., 1911.

Громыко М. М. Мир русской деревни. – М., 1991.

Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. – М., 1986.

Даль В. И. О поверьях, предрассудках и суевериях русского народа. – СПб., 1880. Даль В. И. Пословицы русского народа. – М., 2000.

Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М., 2000.

Ермолов А. С. Всенародный месяцеслов. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. – СПб., 1901.

Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII вв. – М., 1915.

Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1880.

Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. – Пг., 1916.

Калинский И. П. Церковный-народный месяцеслов на Руси. – СПб., 1877.

Коринфский А. А. Народная Русь. Круглый год. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. – М., 1901.

Куликова В. Н. Книга-календарь русских имен на каждый день. Мужские и женские имена. – М., 2006.

Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. – СПб., 1903.

Мифология. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. – 4-е изд. – М., 1998.

Никифоровский Н. Я. Простонародные приметы и поверья. – Витебск, 1897.

Носова Г. А. Язычество в православии. – М., 1975. Очерк русских обычаев, соблюдаемых в большие праздники. – СПб., 1870.

Писемский А. Ф. Очерки из крестьянского быта. – СПб., 1856.

Ржига В. Ф. Очерки по истории быта домонгольской Руси. – М., 1929. Русские в своих пословицах: Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках И. Снегирева: в 4 кн. – М., 1831–1837.

Сахаров И. П. Сказания русского народа: Русское народное чернокнижие. Русские народные игры, загадки, присловья и притчи. – СПб., 1885.

Сахаров И. П. Сказания русского народа: Народный дневник. Праздники и обычаи. – СПб., 1885.

Степанов Н. П. Народные праздники на святой Руси. – СПб., 1899.

Яковлев Я. Деревня как она есть. – М., 1923.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: