Глава 1. Основные понятия и термины
Понятие «референтная» идет от латин. «referens», что значит «сообщающий», «консультант, докладчик». «Реферат» – изложение сути чего-нибудь. «Референдум» – то, что будет рассказываться, что должно сообщаться. Значит, референтной называется группа, к советам и мнению которой индивид готов прислушиваться, чьи оценки имеют значительное влияние на его самоощущение. Сюда входят те личности, которым он дал право себя судить и оценивать, от которых готов принимать обратную связь.
Референтная группа – это понятие, используемое в психологии и педагогике для обозначения реальной или воображаемой социальной общности, которая выступает в качестве эталона в сознании человека, а также источником ценностных ориентаций.
Автор этого термина, социальный психолог Г. Хаймон, понимал под ним социальное объединение, которое используется индивидом для сравнения оценки личного положения. Психолог соотносил группу, к какой принадлежит субъект, с референтной (эталонной), которая является критерием сравнения. Связь с группами зачастую неустойчива, расплывчата и подвижна. Это значит, что в разные жизненные моменты и события у человека бывают разнообразные референтные группы.
Референтные группы могут иметь различные классификации:
Ø По особенностям отношений внутри групп различают формальные и неформальные референтные группы: Формальная группа организует отношения внутри себя на основе определенных правил и конкретных предписаний. Неформальная группа – это дружеский коллектив, который не регулируется предписанными правилами.
Ø По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные группы: Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем. В свою очередь, сравнительная референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же референтная группа может выступать и как нормативная, и как сравнительная.
Ø По факту членства в группе различают группы присутствия и идеальные:
Группа присутствия — это референтная группа, членом которой является индивид. Идеальная референтная группа — это группа, на мнение которой индивид ориентируется в своём поведении, в оценках важных для него событий, в субъективных отношениях к другим людям, но в состав которой он не входит. Идеальная референтная группа может быть как реально существующей, так и вымышленной (в этом случае эталоном жизненных идеалов индивида выступают литературные герои, исторические деятели далёкого прошлого и др.).
Ø В соответствии с согласием или отрицанием норм различают положительные и отрицательные референтные группы:
Если социальные нормы положительной референтной группы полностью соответствуют представлениям о нормах и ценностях индивида, то ценностная система отрицательной референтной группы ему чужда и противоположна. Поэтому в своём поведении он старается получить негативную оценку, «неодобрение» своих поступков и позиции со стороны этой группы.
Также по степени личного воздействия выделяют первичные референтные группы и вторичные. Первичная – та, влияние которой наиболее заметно, в ней отражается наибольшая сплоченность индивидов (например, семья). Вторичная оказывает меньшее влияние, а взаимоотношения участников имеют ситуационный характер (коллектив класса, спортивной секции, общественные организации).
Референтная группа владеет двумя основными функциями: сравнительной и нормативной:
Ø Нормативная функция выражается в различных мотивационных процессах, и референтная группа предстает источником вырабатывания социальных установок, ориентаций, правил поведения.
Ø Сравнительная функция выражается в процессах восприятия, где референтная группа предстает эталоном, пользуясь которым человек может и оценить себя, и давать оценку другим.
При этом обе функции способны выполняться как разными группами, так и одной.
В нашей исследовательской работе мы рассматриваем как формальные, так и неформальные референтные группы, давая испытуемым сделать свой выбор в соответствии с заданной ситуацией. При этом именно нормативные функции помогли нам определить склонности испытуемых к преобладающей референтной группе.
Также испытуемый имел возможность сделать выбор как между группой присутствия, так и между идеальной референтной группой. При анкетировании особое значение было уделено влиянию первичных и вторичных рефернетных групп в зависимости от серьёзности заданных выборов. На основе подобных выборов мы и основывали преобладание той или иной положительной референтной группы у анкетируемых.
Особое значение в практической части нашей работы имела Теория референтных групп. Данная теория используется в изучении личности, регуляции её социального поведения, а также при рассмотрении взаимосвязи положения индивида в социальной структуре и её персональным суждением об этом, при изучении причин возникновения конфликтов. Также теория имеет особое значение в оптимизации воспитательной работы, повышении пропагандистских материалов, предупреждении преступности.
Глава 2. Процесс и методика исследования
Первым практическим этапом нашей исследовательской работы стало определение качеств личности испытуемых (ученики среднего звена 5-9 классов), выражающихся в их повседневной жизни: учёба в школе, занятия в Кадетском корпусе, различная внеурочная деятельность.
Разделение всех учеников проводилось на три различные группы: A, B и C.
В основе деления стояли такие принципы, как готовность к взаимопомощи, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, бескорыстность в поступках и общее примерное поведение.
Таким образом, к группе А относятся ученики с наиболее развитыми вышеперечисленными качествами. Чаще всего такие ученики зарекомендовали себя в коллективе, как ответственные и надёжные его члены, «опора класса» для учителя и гордость кадетского взвода. В зависимости от темперамента, а также наличия или отсутствия лидерских качеств ученики группа А выдвигаются на должности в классе и взводе, им присуждаются кадетские звания, они висят на доске почёта. Учеников этой группы не может быть слишком много, и их легко выявить по характеристики классного руководителя и офицера-воспитателя.
К группе С относятся ученики с наименее развитыми вышеперечисленными качествами. Чаще всего такие ученики зарекомендовали себя в коллективе, как хулиганы, двоечники, не признающие авторитетов и общепринятых правил.
Ученики группы С так называемые «трудные дети». На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети»:
1) Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.
2) Во-вторых, под «трудными» школьниками понимаются такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корригируются.
3) В-третьих «трудные» дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.
Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.
Соответственно к группе В относятся остальные ученики, чаще всего представляющие собой большинство в любом коллективе. Для них характерна быстрая интеграция в коллектив, готовность к помощи, но и поиск личной выгоды, а поведение и культура напрямую зависят от уровня воспитания.
Разделить учеников на подобные группы мы смогли благодаря помощи классных руководителей и офицеров-воспитателей, а также школьного психолога. Среди воспитанников Кадетского корпуса принадлежность к группе А чаще всего показывали кадетские звания и командирские должности, а к группе С – частота наказаний и выговоров, а также ученики, исключённые из корпуса.
Стоит отметить, что возрастной интервал от 5-го до 9-го класса также имел значение в последующей интерпретации результатов, испытуемые были разбиты на три группы: 11-12 лет, 13-14 лет, 15 лет. Общее же количество испытуемых было равно 152 человек.
Самым главным этапом практической части нашего исследования стало анкетирование на определение референтного круга индивида. В нашу анкету из 11 вопросов (1 из которых вводный) мы включили вопросы как из Интернет ресурсов, так и придуманные самостоятельно. Приложение №2
В частности в список референтов вошли такие группы, как: родители, близкие друзья, товарищи по учёбе, товарищи по секции, знакомые и приятели, педагоги и учителя, наставники и руководители (офицеры-воспитатели), тренеры. В одном вопросе можно было указать несколько вариантов групп. Имели место быть такие ответы, как кинематографические и литературные герои, исторические личности, Интернет-ресурсы, а также давалась возможность написать свой собственный вариант ответа.
Помимо общих приоритетов в нашем исследовании нас интересовало различие между тем, к кому ученик будет обращаться при легких и повседневных вопросах, а к кому в затруднительных ситуациях. Также в зависимости от отношения выборов тех или иных референтных групп и нежелания к ним обращаться (человек, не обращаюсь ни к кому, решает ситуацию сам) мы определяли уровень самостоятельности индивида. Уровень самостоятельности показывает, насколько человек доверяет своим собственным силам, не обращаясь к другим, решает ситуацию сам.
Параллельно с определением референтной группы мы провели анкетирование на уровень осознанности индивида, показывающий способность человека рационально оценивать свои действия и нести за них ответственность. Таким образом, уровень осознанности в нашем исследовании показывает, как человек способен сознательно оценивать свои поступки со стороны, объясняя причины, побудившие к их свершению.
Мы предположили, что само по себе выявление референтных групп не может дать ответ на вопрос, почему один человек способен вырабатывать в себе положительные качества, а у другого это пока не получается. Поэтому мы включили в анкету вопросы, позволяющие выяснить, а как именно испытуемый взаимодействует со своими референтными группами. Может ли он реально прислушиваться к советам и выполнять принятые решения на практике. И главное – какова степень осознанности этих действий. Действительно, очень важно, осознаёт ли человек, что задача самосовершенствования одна из главных в жизни, что развивать положительные качества можно только через осознанность и реальные поступки и что этим необходимо заниматься постоянно, а не от случая к случаю.
Для высокого уровня достоверности полученных результатов необходимо было быть уверенным в искренности ответов испытуемых. С этой целью анкетирование проводилось анонимно. На анкетах, помимо ответов, испытуемые писали свой возраст и пол. А разделение по типам А, В и С проводилось заранее и анкеты, с подписанными типами, сразу раздавались соответствующим ученикам. Приложение №3