Глава 3. Интерпретация результатов.




С целью наглядной интерпретации результатов мы создали ряд графиков, где с помощью специальных, выведенных нами, коэффициентов сравнили основные полученные показатели. Приложение №4

Первым выведенным результатом мы решили сравнить не сами референтные группы, а количество обращений к ним с уровнем самостоятельных решений во взаимосвязи с осознанностью. Сделать вывод из такого сравнения нам помогло распределение учеников на группы А, В и С, которые и показали нам, как перечисленные качества личности влияют на пребывание испытуемых в своих буквенных группах.

В приложении №5 представлены группы А, В, С и для каждого испытуемого вычислен индекс самостоятельности (ось X) и Уровень Осознанности (ось Y).

Так у группы А практически на всех этапах присутствует максимальная степень осознанности. Они знают, что они хотят и как этого добиться. Считают задачу самосовершенствования одной из главных, готовы постоянно учиться правильно поступать в жизни. Стремятся выполнить добрый совет, даже если он труден. Испытуемые группы А также имеют наивысший индекс Обращения к референтным группам, а значит они открыты к педагогическому воздействию со стороны значимого для них круга лиц. Имеют развитые положительные качества: трудолюбие, ответственность, доброжелательность, альтруизм.

У группы В уровень осознанности гораздо меньше, повышен уровень самостоятельности. Но в целом результаты свидетельствуют, что анкетируемые группы В способны принимать как самостоятельные решения (в более простых ситуациях), так и прислушиваться к советам друзей или старших в более ответственных случаях. Поэтому при естественном с возрастом повышении самостоятельности принятии решений для них возможно либо движение в положительном направлении к группе А либо обратное. Зависит это как раз от роста осознанности. Если она будет повышаться одновременно с уменьшением количества референтных групп и с повышение важности оставшихся, то подростки имею хорошие перспективы в саморазвитии.

Для группы С характерна резко отрицательная степень осознанности, они более спонтанно принимают решения и случайным образом пытаются их реализовать (или не пытаются вовсе). Повышенный уровень самостоятельности в этом случае характеризует группу С как общность, плохо поддающуюся педагогическому воздействию. Испытуемые группы С принимают решения, ориентируясь, в первую очередь, на себя, отвергая и не принимая советы других, даже более мудрых людей.

Также удалось выяснить, что степень самостоятельности обязательно возрастает с возрастом (от 11-ти лет к 15-ти). Но так как ученики младшего возраста ещё не окончательно себя проявили, у нас не было возможности распределить их по группам А, В и С, поэтому в данный график не показывает возрастное соотношение. Возрастное же соотношение коэффициента самостоятельности смотрите на графике в Приложении №6.

Как мы и предполагали, само по себе наличие нескольких референтных групп ещё не означает, что личность принимает их мнение как руководство к действию. Так около 20% испытуемых 11-12 лет склонны игнорировать советы по улучшению характера, изменению стиля общения; испытуемые 13-14 лет – несколько меньше, около 17%. А вот среди 15-тилетних таких нет. Это радует.

Однако даже если совет принят, то у многих разрыв между словом и делом настолько велик, что не позволяет реализовать данные благие намерения. Мы назвали это «эффект НОП» – неосознанность поведения. В младшей группе 11-12 лет это 28% испытуемых. В средней, у 13-14-летних, разрыв уменьшается до 13%, видимо, за счёт роста волевых качеств. Но у 15-летних снова растет до 18% – вероятно, здесь уже «включается» известный юношеский максимализм.

Таким образом, налицо независимая от возраста сложно разрешимая проблема: как заставить себя совершать работу над собой по улучшению своих личностных качеств, не обещающую никаких быстрых результатов? В специальном видео по итогам исследований мы постарались дать несколько советов для всех участников проекта.

Отдельно стоит отметить отношение к советам референтов у группы испытуемых С. Здесь сознательно игнорируют либо неосознанно отвергают подобные советы 25% анкетируемых. Тогда как в среднем по всем испытуемым, без учёта групп возраста, этот показатель не достигает 12%. Испытывают трудности с реализацией уже принятого к исполнению совета в группе С 37% против 20% в среднем. Таким образом, выясняется, что при наиболее сильной необходимости опереться на положительный пример и последовать хорошему совету именно в группе С механизм взаимодействия с референтными группами часто нарушен.

Однако наблюдения показывают, что и эти подростки способны развить положительные качества личности: так испытуемый R (15 лет) 2 года назад имел неблагоприятные качества – лень, обидчивость, раздражительность, игнорировал замечания педагогов и товарищей. Но благодаря усилению связей со своими референтными группами, в первую очередь – это командиры, учителя, друзья, он через собственное осознание и старание сумел исправить данные черты личности.

Испытуемая S (13 лет) год назад отличалась очень слабой осознанностью своих качеств и поведения, но благодаря взаимодействию родителей и педагогов произошло практически чудо – она полностью осознала необходимость работы над собой, но пока не преодолела действительный разрыв между словом и делом. При условии поддержки и контроля надеемся, что ей удастся это сделать.

Что же касается распределения референтных группирований, относительно групп А, В и С, то прослеживается зависимость, что испытуемые группы А в сложных ситуациях чаще склонны обращаться к родителям и наставникам (офицерам, тренерам) или, в общем, к старшим. У группы В наблюдается большое количество референтных групп (до 4-5 у одного человека), преобладает коллектив одноклассников, друзей и товарищей или, в общем, сверстников. Группа же С, в большинстве своём, все решения старается принимать самостоятельно, а если и обращается к совету – то к родителям.

Данное соотношение связано с тем, что коллектив сверстников для всех трёх групп (А, В, С) является членской референтной группой, а обращение к старшим, будь то родители или наставники, – обращение к идеальной группе. Для испытуемых группы А нормы и ценности, которые несёт коллектив сверстников, в основном состоящий из групп В и С, – это шаг назад. Поэтому испытуемые группы А чаще всего выбирают внешнюю референтную группу, способную дать им более ценные и стоящие рекомендации, чем их сверстники.

В случае группы С обратимся к американскому социологу Роберту Мертону, определившему, что субъект скорее выберет «внешнюю» нормативную референтную группу, а не членскую, когда он не обеспечены достаточным престижем в коллективе. Тогда индивид начинает выбирать внешнюю группу, что может владеть большей престижностью, нежели их собственная. И чем более будет изолирован человек в собственном круге и ниже будет его статус, тем будет больше вероятность, что он пристанет к внешней группе, где обретёт высокий статус. Тоже самое может быть отчасти применено и к группе А, в случае если коллектив негативного толка отторгает человека с высокими личностными качествами.

В приложении № 7 представлена зависимость выбора референтных групп и самостоятельных решений от сложности выбора в ситуативном вопросе – к кому обратиться? Очень интересны результаты по использованию Интернета в качестве советчика. В 11-12 лет дети охотно, но не столь часто как можно было ожидать, обращаются к ресурсу по вопросам изменения своего стиля одежды или музыкальных предпочтений, но и здесь Интернет всего на 4-м месте (12% испытуемых), уступая по рейтингу родителям, друзьям и самостоятельному выбору. Они даже пытаются найти там ответ по выходу из сложных жизненных ситуаций – и здесь он уже на 3-м месте (15% испытуемых). По одному такому выбору есть и в старших группах. Но ни в одной возрастной группе никто не хочет с ним советоваться по поводу изменения своих личностных качеств. Так что в серьёзных вопросах Интернет не популярен.

Выявлены две характерные особенности испытуемых группы С. Во-первых, у многих из них нет осознания необходимости работы над собой, они вообще не задают себе лишних вопросов — можно ли изменить свои личностные качества в лучшую сторону, надо ли анализировать свои поступки и т. д. Во втором случае есть осознанность, желание измениться, принять совет значимых людей, но нет стыковки с деятельностью, недостаточно силы воли и самоконтроля.

Глава 4. Выводы

1) В исследуемом возрасте (11-15 лет) наблюдается изменение баланса между референтными группами, возрастание степени самостоятельности принятия решений и уровня осознанности с возрастом.

2) При всей значимости взаимоотношений подростка с его референтными группами именно в данном возрасте очень важен процесс осознания личности своих реальных качеств и задач. Если он затормаживается, то человек утрачивает связь со своими рефернтными группами либо заменяет их на те, которые больше ему подходят по стилю поведения. И как следствие постепенно деградирует. Такие дети нуждаются в дополнительных педагогических усилиях, особом подходе.

3) Легче помочь тем, кто готов слушать и выполнять советы своей главной референтной группы. Те же, кто выбирают лишь удобные для себя мнения, не способны адекватно переходить к более самостоятельному поведению, что требуется в данном возрасте.

4) Дети с высокой степенью осознанности с возрастом не утрачивают прочной связи с достойной и значимой для них референтной группой, они успешно держат баланс между растущей самостоятельностью и готовностью принять критику, работать над собой. Онипродолжаютразвиватьв себеблагоприятныечерты характера, качества.

Наш главный совет ученикам: Не ищите легких путей! Ищите мудрых и надежных советчиков, уважайте родителей и учителей. Конечно, вы найдете удобные советы и лестное мнение у каких-то других личностей, но это не приведёт к пользе и успеху. С каждым шагом по трудному пути самосовершенствования ваши силы будут прибывать, радость возрастать, а недостатки сбегут от вас, как трусливые воины с поля битвы. Наш совет педагогам: «Трудные дети» требуют больше сил и внимания. Но они очень нуждаются в этом, чтобы не чувствовать себя обузой, чтобы не остаться брошенными. Зато потом именно они приходят к вам в школу и благодарят больше всех.

Приложение №1

Список литературы:

Википедия. Референтная группа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Референтная_группа

Референтная группа: https://psihomed.com/referentnaya-gruppa/

Референтная группа, виды и типы: https://spravochnick.ru/sociologiya/osobennosti_socialnyh_grupp/referentnaya_gruppa_vidy_i_tipy/

«Трудные» дети и подростки: https://pedlib.ru/Books/4/0391/4_0391-6.shtml

Осознанность: взгляд современной психологии: https://www.b17.ru/article/1506/

 

 

Приложение №2

Рабочие анкеты для выявления доминирующих референтных групп:

Приложение №3

Лишь часть анкет испытуемых:

Приложение №4

Протоколы статистической обработки анкет (определение референтных групп, индексов самостоятельности и уровня осознанности)

Приложение №5

Приложение №6

Возрастное соотношение индекса самостоятельности и уровня осознанности:

Приложение №7

Зависимость выбора референтных групп и самостоятельных решений от сложности выбора:

Приложение №8

Испытуемые на анкетировании:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: