План:
1. Знания, приобретаемые учащимися при изучении данного раздела
2. Умения и навыки, формируемые в процессе изучения раздела
3. Рекомендации учителю
Раздел «Основы выращивания растений» изучается в школах имеющих учебно-опытный участок и имеет два варианта. Для изучения учителем выбирается один из них в зависимости от видов растений выращиваемых на учебно-опытном участке школы.
Вариант 1. Проанализировав его, мы видим следующую картину:
− в 5 классе отводится 4 часа. Ученики выращивают комнатные растения;
− в 6 классе тоже отводится 4 часа. Школьники выращивают цветочно-декоративные растения в открытом грунте;
− в 7 классе выращивают овощные культуры в открытом грунте, и отводится на это 8 часов;
− в 8 классе выращивают рассаду и овощные культуры в сооружениях защищенного грунта, и отводится на это 8 часов;
− в 9 классе – выращивание плодово-ягодных культур. Отводится – 4 часа.
Вариант 2.
В 5, 6 и 9 классах на этот раздел отводится по 4 часа, а в 7-8 классах – по 8 часов.
В данном разделе рассматриваются такие вопросы:
− комнатные растения;
− цветочно-декоративные растения;
− газонные травы и ковровые растения;
− вьющиеся растения;
− декоративные деревья и кустарники.
При подготовке учащихся по данному разделу необходимо знать:
1. значение комнатных растений, правила выбора, размещения и приемы ухода за комнатными растениями, меры защиты комнатных растений от болезней и вредителей;
2. ассортимент, виды и агротехнологию выращивания цветочно-декоративных растений в открытом грунте; виды цветников, требования к их устройству; правила построения ландшафтных композиций; способы размножения растений; виды почвы и удобрений; методы борьбы с вредителями и болезными растений;
|
3. ассортимент, виды, сорта и агротехнологию выращивания овощных культур; понятие «севооборот»; способы подготовки семян к посеву, луковиц к посадке; виды почвы и удобрений; подзимние посевы и посадки; методы борьбы с вредителями и болезнями овощных культур;
4. ассортимент газонных трав и ковровых культур, декоративных цветочных растений для цветников и агротехнологию их выращивания; виды цветников;
5. о защищенном грунте; технологию выращивания рассады и овощных культур в сооружениях защищенного грунта;
6. озеленительные комплексы; вертикальное озеленение; ассортимент декоративных растений для комплексов и агротехнологии их выращивания;
7. плодово-ягодные культуры, выращиваемые в регионе, требования к условиям их выращивания; правила ухода за плодово-ягодным садом; об охране плодово-ягодных культур от вредителей и о защите их от болезней;
8. декоративные растения и кустарники, агротехнику их выращивания, правила ухода за посадками.
Кроме этого ученики должны уметь:
1. распознавать комнатные растения, составлять их паспорта; производить посадку, пересадку и осуществлять уход за комнатными растениями; соблюдать правила безопасной работы;
2. подготавливать почву для посадки цветочно-декоративных растений; высаживать рассаду цветочно-декоративных растений в грунт; ухаживать за цветочно-декоративными растениями; осуществлять сбор семян, уборку клубней и луковиц многолетников, укладывать их на хранение; соблюдать правила безопасной работы;
|
3. подготавливать почву для посадки овощных культур; высаживать рассаду в грунт; сеять семена; ухаживать за овощными культурами; осуществлять уборку урожая; подготавливать овощные культуры к закладке для хранения; соблюдать правила безопасной работы;
4. подготавливать почву под газоны и цветники, выбирать и садить газонные травы и цветочные растения, ухаживать за ними;
5. подготавливать почву для парников, теплиц; производить посев, выращивание и высадку рассады; ухаживать за овощными культурами в сооружениях защищенного грунта; осуществлять уборку овощных культур (без применения сельскохозяйственной техники); обеспечивать сохранность урожая; соблюдать правила безопасной работы;
6. высаживать растения для озеленительных комплексов, вертикального озеленения и ухаживать за ними;
7. высаживать саженцы и подготавливать их к зиме; ухаживать за плодово-ягодными культурами; закладывать кроны у саженцев плодовых деревьев;
8. подготавливать почву для высаживания и производить посадку декоративных деревьев и кустарников; ухаживать за посадками.
Программа по трудовому обучению предусматривает различные возможности и реализации ряда вопросов по выращиванию растений.
Каждая тема раздела «Основы выращивания растений» дает безграничные возможности формировать у школьников его вкус, воспитывать чувство прекрасного.
Работа на занятиях по выращиванию растений благодатна по ряду причин:
1) не требуется значительных материальных затрат;
2) задания могут выполняться для собственных, школьных или домашних нужд;
|
3) на этих работах может быть проявлена дифференциация, т.к. посильность работ может варьироваться в самых широких пределах;
4) школьники вправе по собственному усмотрению выбирать композицию, что способствует развитию самостоятельности.
Считаем полезным дать несколько рекомендаций учителю:
1. Полезно начинать занятия по выращиванию растений с показа красочных, производящих ошеломляющее впечатление на школьников цветов. Это является важным побудительным мотивом.
2. Очень важно на данных занятиях рассказать о роли комнатных растений в жизни человека. Это всегда интересно, а интерес на уроке – залог успешной работы учащихся.
3. Все связанное с выращиванием растений на уроке за отведенное время изучить затруднительно. Следовательно, необходимо сформировать у учащихся умения по поиску практических рекомендаций.
Все ситуации, возникающие в быту, объяснением на уроке не охватишь, поэтому у школьников должна выработаться привычка к самостоятельному поиску решений, умение их находить во всех доступных источниках информации.
4. Программа предлагает примерный перечень практических работ, но каждый учитель с учетом местных условий может выбрать любой из вариантов.
5. При сообщении теоретических сведений учителю трудового обучения следует из массы материала выбирать такой, который школьники смогут применить на практике.
Таким образом, преподавание раздела «Основы выращивания растений» может стать одним из интереснейших этапов обучения.
Контрольные вопросы:
1. Какова цель занятий по данному разделу?
2. Какие знания получают ученики на данных занятиях?
3. Какие формируются умения и навыки у школьников?
4. Какие рекомендации можно дать учителю при изучении данного раздела?