Недостатки рыночного механизма




 

Задача этого параграфа продемонстрировать, что каждая система даже такая распространенная не станет совершенной, лишь потому что она имеет весомые недостатки, часть из которых практически невозможно изъять, так как они созданы рынком.

Говоря о достоинствах рынка, не следует забывать об его негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые он не может решить по своей природе.

Рыночная конкуренция по самой своей природе «порождает тенденцию к монополизации». Из массы мелких производителей выделяются наиболее крупные, которые стремятся полностью овладеть рынком. Чтобы предотвратить такое саморазрушение рынка, необходимо на определенном уровне его развития осу­ществлять за этим процессом целенаправленный контроль.

Монополизм порожден рынком. О его существовании можно судить по разрушению рыночных механизмов, тормо­жению научно-технического прогресса, удержанию высоких цен. Не следует отождествлять с монополией любое крупное предприятие в производстве, торговле, банковском деле. Источниками монополистических тенденций бывают мелкие и средние предприятия, государство и т.п. Конечно, внутри крупного бизнеса всегда скрыт изрядный потенциал монопо­лизма. Любая мощная корпорация не прочь воспользоваться выгодами своего положения в производстве, тяготеет к уста­новлению диктата над рынком, рассматривая это как один из эффективных вариантов экономического поведения. Но в современном рыночном хозяйстве такая возможность вовсе не обязательно превращается в реальность.

Разрушение рынков монополиями не сулит экономике ни­чего хорошего. Подавляя стимулы к технологическим инно­вациям, монополии делают экономику чрезвычайно расто­чительной, развивающейся главным образом за счет привле­чения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конку­рентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится. В моно­полизированной экономике цены слабо реагируют на коле­бания потребностей и спроса, а монополии заглушают им­пульсы, которые идут от спроса к производству. В результате потребители надолго остаются наедине со своими потреб­ностями, без необходимых им товаров и услуг.

Рынок, конкуренция всегда были антиподами монополиз­ма. В течение долгих лет их исторического противостояния именно рынок являлся той единственной реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономи­ки. Там, где рынок продолжал работать, распространение монополизма не зашло слишком далеко. Установилось зыб­кое равновесие, когда монополия, сосуществуя с конкурен­цией, сохранила старые и породила новые формы. Там, где рынок разрушили, монополизм, не встречая преград, пора­зил все народное хозяйство.

Механизм «невидимой руки» рынка также не улавливает про­блему долгосрочного развития экономики. Рыночное хозяйство развивается неравномерно, периоды ускоренного роста череду­ются с периодами застоя. Интересы экономической эффектив­ности требуют, чтобы эти циклические колебания были макси­мально сглажены. Более того, в современных условиях быст­рый экономический рост на стихийной основе становится вообще невозможным. Для ускорения нововведений нужны со­лидные ассигнования как на долгосрочные научные исследова­ния, так и на практическую реализацию их результатов. По­скольку рыночная саморегуляция но самой своей природе эф­фективна лишь в краткосрочной перспективе, то необходима сознательная корректировка направленности экономического роста.

Следует также указать, что рыночный механизм ориентирован на получение прибыли и поэтому не может эффективно решать многие стоящие перед обществом задачи: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окружающей среды и т.д.

Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.

Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны), но и следить за работой самого рыночного механизма. Государственное регулирование распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования он носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.

Чистая рыночная экономика и бережлива, и расточительна в одно и то же время. Стихийно приспосабливаясь к изменяющимся общественным потребностям, она лишь задним числом сигнанализирует о сложившихся диспропорциях, например, о том, что какого-то товара произведено больше, чем требуется. Изме­нение пропорций сопровождается потерями ресурсов, которые были израсходованы на создание излишней продукции. Цикли­ческое развитие производства сопровождается недоиспользова­нием ресурсов, включая и трудовые. Переход к рынку предполагает воссоздать в полном объёме все рыночные отношения с присущими им регуляторами экономики. При этом государство с помощью экономических методов призвано оказывать регулирующее воздействие на сам рынок в интересах всего населения.

Парадоксом переходной экономики является то, что возможности государства влиять на хозяйственные процессы в этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и др.), а потребность в государственном вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи с общим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли).

Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

Ориентируясь только на индивидуализированный платежеспо­собный спрос, рынок также не может уловить те общественные потребности, которые могут предоставляться не отдельным покупателям, а обществу в целом. Эти потребности удовлетво­ряются в форме так называемых общественных благ (развитие культуры, здравоохранение, охрана общественного порядка и т. п.).

Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на из­держках производства ведет к загрязнению окружающей среды и истощению не воспроизводимых естественных ресурсов. Дело в том, что рынок игнорирует интересы тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара

Социальная ограниченность рынка заключается в том, что он не может реализовать принцип социальной справедливости. Вопрос о том, для кого производить, решается в пользу тех, кто имеет больший доход, богатство. Поэтому многие жизненно необходимые товары и услуги в рыночной экономике недоступ­ны семьям бедняков. Между тем современная гуманистическая культура требует обеспечить всем людям определенный жиз­ненный стандарт независимо от трудового вклада Рыночный механизм "невидимой руки" в принципе не предназначен для решения этой задачи.

Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности. В этом состоит некая социальная «несправед­ливость» рынка.

Рыночное распределение доходов социально «неспра­ведливо» по отношению к нетрудоспособным, неимущим, безработным, не желающим трудиться. Государство органи­зует перераспределение доходов, которое должно осущест­вляться в определенных пределах. На минимальную границу влияет уровень жизни в стране, текущее состояние экономи­ки и выбранная модель ее регулирования. Максимальная граница обусловлена допустимыми размерами социальных выплат и налогов, а также негативными эффектами, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный меха­низм в целом.

Рыночный механизм так же не в состоянии решить проблему инфляции.

Инфляция представляет собой одну из самых тяжелых болезней экономики в 20-21 вв. Ее грозные симптомы зафикси­рованы как в рыночных хозяйствах, так и нерыночных, где механизм рынка разрушен административно-командной сис­темой.

«Инфляция - обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становит­ся больше, чем нужно»[26]. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обраще­ние товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция долго не задерживается там, а распространяется дальше, поражая про­изводство и потребление.

Инфляция в принципе неустранима, по­скольку современная экономика инфляционная по своему устройству. Антиинфляционное регулирование - бессроч­ная, постоянная функция государства. Причины инфляции обусловлены неправильной де­нежной политикой центрального банка; бюджетным дефи­цитом независимо от способа его устранения; инфляционны­ми эффектами милитаризации экономики; монополизацией рынков, влияющей на интенсивность инфляционного про­цесса; внешнеэкономическими факторами.

Открытая инфляция проявляется в росте цен. Она деформирует, но не разрушает механизм рынка. Адаптивные инфляционные ожидания связаны с деформацией психоло­гии потребителей и производителей в условиях инфляции. В основе инфляции издержек лежит взаимосвязь издержек и цен. Инфляция спроса характерна для экономики с чрезмер­ным использованием факторов производства, особенно тру­да. Неверные действия государства в сфере налогообложения могут привести к налоговой инфляции. Стремясь компенси­ровать будущие убытки, предприниматели провоцируют ин­фляцию ценовой накидки.

Подавленная инфляция парализует механизм рынка. При административном контроле цен со стороны государства она выражается в повсеместном дефиците товаров. Подав­ленная инфляция способствует развитию инфляции предло­жения, когда на потребительском рынке к избытку спроса добавляется постоянная нехватка предложения товаров.

Социальные последствия инфляции для потребителей связаны с падением реальной ценности личных сбережений, снижением текущих реальных доходов. Неминуемо социаль­ное расслоение и углубление имущественного неравенства населения.

Для производителей социальные последствия инфля­ции сказываются в утрате работниками стимулов к труду при подавленной инфляции; в отраслевых и региональных дис­пропорциях; в отрицательном влиянии на техническое со­стояние производства; в общем замедлении экономического развития.

Цель антиинфляционной политики состоит в установ­лении надежного контроля над инфляцией и поддержании небольшого темпа роста цен. Подавленную инфляцию следу­ет перевести в открытую, с которой только и можно бороться. Антиинфляционные методы должны воздействовать непос­редственно на устойчивое неравновесие рынков либо на механизмы инфляции.

Мы рассмотрели несовершенства, которые присутствуют в рыночной системе. Самым, на мой взгляд, весомым несовершенством является монополизация. Безусловно, она способна уничтожить то, что ее создало – рынок. Но все таки этого не случилось и не случится, монополизм ограничен, государство его полностью контролирует.

Еще один «паразит» рыночного механизма это инфляция, которую невозможно остановить, но можно сократить, чем собственно и занимаются экономисты.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В самом начале работы мы поставили цель – выяснить сущность понятия рынок, также нашей задачей было определение положительных и отрицательных сторон рыночного механизма.

Можно сделать вывод, что рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потре­бителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регули­рующих деятельность производителей и потребителей. Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и произво­дителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив. Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение по­требителей.

В работе мы привели множественные определения рыночного механизма, из чего следует, что понятие рынок не так однозначно и рассматривать его нужно с разных сторон.

Рынок в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство.

Несмотря на наличие весомых минусов данной системы мы вынуждены учесть тот факт что многие продолжают придерживаться именно системы рыночного регулирования экономики. В связи с этим следует умозаключение – рыночный механизм совершенная на данный момент времени система с устойчивой структурой и собственными закономерностями.

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.

Выживают сильнейшие, как мы уже упоминали, видимо именно рыночная система оказалась наиболее сильной, что позволило ей приобрести мировую практику. Такая система, пусть приобретенная не так давно, стала популярна в нашей стране и успешно развивается. Мы постепенно проходим все стадии, спады и взлеты и продолжаем придерживаться этой системы. Пережив командно-административную систему государство может пользоваться опытом тех времен и не допускать пройденных ошибок.

В то время как определенный порядок в рыночной экономике устанавливается сам собой, без вмешательства извне, администра­тивно-командная экономика стремится навязать жесткий порядок сверху, тем самым устраняя конкуренцию и соперничество между производителями и потребителями. Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее, она является весьма эффективным средством стимулирования личной инициати­вы, предприимчивости и производительности общественного труда. Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. При плановой системе хозяйствования государство диктовало производству, что и в каком количестве производить, по каким ценам и кому продавать. В результате, производство утратило функции адаптации к нуждам потребителей, и не было заинтересовано в совершенствовании качества и ассортимента выпускаемой продукции. Кроме того, централизованное распределение ресурсов привело к неэффективному их расходованию и преобладанию в экономике ресурсоемкого производства. Следствием такой организации производства стало то, что экономический рост происходил за счет вовлечения в производство все большего количества ресурсов, а не за счет эффективного использования уже имеющихся ресурсов.

Если мы пронаблюдаем то окажется что государства начиная буквально с нуля возрождали страну и экономику благодаря переходу к рыночной системе.

Исторический опыт доказывает, что чрезмерное вторжение государства в экономику не приводит к желаемому экономическому прогрессу, а толкает на экстенсивный путь развития, тормозит экономический рост. По крайней мере, рыночная экономика, опирающаяся на конкурен­цию, доказала свое преимущество перед другими альтернативными способами организации народного хозяйства, несмотря на все существующие её недостатки и неспособность решить определенные проблемы в экономике.

Исследовав рынок можем отметь что как положительные так и отрицательные его стороны мы должны судить объективно. Недостатки и преимущества идут бок о бок и по мере появления новых проблем тут же возникают пути их разрешения, так как система способна отрегулировать сама себя, это является наиважнейшим положительным фактором в сущности рынка.

Либеральные экономисты утверждают, что недостатки («провалы») государства оказываются даже более опасными, чем «провалы» рынка, а потому рыночная система является хотя и не идеальной, но все же лучшей из возможных альтернатив. Попытка стран социалистического лагеря доказать преимущества плановой экономики перед рыночной окончилась в 20 в. провалом. Поэтому в современном мире рынок остается главной экономической системой, хотя он охватывает не все сферы хозяйственной жизни, а действие «невидимой руки» рынка часто корректируется «видимой рукой» государства, крупных корпораций, неправительственных организаций и т.д.

Исторически экономическая теория сложилась как наука, изучающая именно рыночную хозяйственную систему. Хотя в целом современная экономическая наука по-прежнему считает рыночные отношения главным объектом изучения, но теперь ее внимание смещается от изучения объективных законов рыночной саморегуляции к анализу проблем оптимального регулирования рыночного хозяйства.

Рынок обладает преимуществами и недостатками: он оперативно приспосабливает объём и структуру предложенных товаров и услуг платёжеспособному спросу, но не способен решать крупные народно-хозяйственные проблемы; он наиболее эффективно удовлетворяет потребности, но не занимается побочными эффектами и не стремится производить то, что не приносит прибыль. Все негативные черты компенсируются положительными характеристиками, что позволяет нам сказать, что рыночный механизм – самый эффективный в экономике.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: