Закономерности действия интереса в обучении.
Задачей современной школы является достижение наиболее эффективной общественной формы организации учебной деятельности детей. На современном этапе происходит теоретическое и практическое обоснование наиболее эффективных систем обучения - учебной деятельности. Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определённые знания, умения, навыки. Учение предъявляет требования к уровню развития познавательных интересов.
Психолого-педагогические исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.А. Люблинской подтверждают, что такие новообразования младших школьников, как стремление к самостоятельности, повышение познавательной активности, создают благоприятные предпосылки для формирования устойчивого стремления личности к знаниям уже в начальных классах.
В данной связи актуальность изучения закономерности действия интереса в обучении обусловлено особенностью современной быстро меняющейся жизни общества, заключающейся в повышении требований к интеллектуальной активности человека, к его умственной работоспособности, к умению быстро ориентироваться и действовать в сложных и эмоционально напряженных ситуациях.
Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
Интерес к обучению, или познавательный интерес, по мнению Л.Д. Столяренко – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающий действительности Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер.
М.Р. Битянова отнесла познавательный интерес к внутренним мотивам, которые побуждают человека к учению как к своей цели (интерес к самим знаниям, любознательность, потребность в активной и новой информации).
В.В. Давыдов выделяет три основных этапа развития познавательного интереса: ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны, неопределённости и т.д.; устойчивый интерес к определённому предметному содержанию деятельности; включение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему её жизненных целей и планов
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает и как сильное средство обучения. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Познавательная мотивация возникает в проблемной ситуации, что показывает её не только внутреннюю, но и внешнюю обусловленность, поэтому для активизации познавательной мотивации полезно применение методов и форм активного обучения, в которых реализован принцип проблемного образования.
Другой путь развития познавательных интересов - усложнение познавательных задач. Для этого необходимо использовать предварительную подготовку к восприятию нового.
Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями. Для этой цели использую опорные схемы.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
К формированию стойкого познавательного интереса ведут следующие приёмы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность:
- составление плана ответа;
- составление вопроса товарищу;
- анализ и оценка ответа;
- обобщение сказанного;
- поиск иного способа решения задачи.
Успешность формирования познавательных интересов определяется наличием условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Решение этой задачи предполагает, что познавательная деятельность зависит как от учебных планов, так и от индивидуальных особенностей учеников.
По мнению М.Р. Битяновой, для действия интереса к обучению необходимо создать психолого-педагогические условия, позволяющие:
- Сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию.
- Сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии.
- Дать школьникам возможность познать свои сильные стороны как субъекта познавательной деятельности и научиться опираться на них в процессе учебных занятий.
- Предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсации другими возможностями).
Для достижения поставленной цели специалисты выделяют следующие направления работы:
- проведение цикла развивающих занятий-уроков с детьми;
- перенесение обретённых ребёнком свойств в учебную деятельность на уроке;
- ознакомление родителей с результатами работы детей и их достижениями с целью перенесения сформированных навыков в домашнюю среду, в другие виды деятельности.