Правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями в международно-правовых актах о труде




 

Организация Объединенных Наций (ООН) уже в первых сво­их документах обратилась к правам человека, в частности, в об­ласти труда и социального обеспечения. Возможность участия ООН в международном регулировании труда и социального обес­печения основывается на положениях п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, определяющих задачи международного сотрудничества по обеспечению уважения к правам человека и основным свободам.

Конкретизация этого осуществлена во Всеобщей декларации прав человека, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10 де­кабря 1948 г.

Второй важнейший документ ООН, фиксирующий трудовые права,—это Международные пакты о правах человека, одобрен­ные Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах закреплены: право на труд; права на справедливые и благоприятные условия труда, включая справедливую заработную плату без дискриминации; удовлетворительные условия существо­вания для работников и их семей; безопасные и здоровые усло­вия труда; одинаковые для всех возможности продвижения по ра­боте исключительно на основе трудового стажа и уровня квали­фикации; право на отдых; право на профсоюзную организацию; право на забастовку; особая охрана труда, интересов женщин-ма­терей, детей и подростков (ст. 6, 7, 8, 9).

Международный пакт о гражданских и политических правах со­держит нормы о запрещении принудительного труда и свободном осуществлении права

на ассоциацию (ст. 8, 22).

В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод

 

трудовым правам посвящены две статьи: запрещающая принудительный или обязательный труд (ст. 4) и закрепляющая свободу ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и всту­пать в них для защиты своих интересов (ст. 11).

Европейская социальная хартия включает наиболее широкий в настоящее время в международных актах набор основных соци­альных, прежде всего трудовых, прав и устанавливает обязательст­ва государств по их осуществлению.

В Уставе Международной организации труда, лежит концепция всей деятельности организации, которая первой провозгласила неделимость прав человека, охватывающих в равной мере права политические и гражданские, экономические, социальные и куль­турные. Деятельность МОТ почти во всех ее формах касается Осуществления прав человека в том виде, как они изложены во Всеобщей декларации. Как указывалось в п. 96 анализа Средне­срочного плана МОТ на 1982-1987 гг.: «Из всех вопросов миро­вого масштаба, относящихся к компетенции МОТ, вопрос о за­щите прав человека и содействии их осуществлению будет и впредь наиболее актуальным и заслуживающим первостепенного внимания». Об этом свидетельствует центральное положение Фи­ладельфийской декларации, принятой в 1944 г.

С целью поощрения равенства возможностей и обращения в области труда и занятости МОТ был принят ряд ключевых кон­венций: Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.), Конвенция № 117 «Об основных целях и нор­мах социальной политики» (1962 г.), Конвенция № 100 «О равном вознаграждении» (1951 г), Рекомендация №90 «О равном возна­граждении», Рекомендация № 162 «О пожилых трудящихся» и др. Все эти конвенции отражают постоянную озабоченность МОТ проблемой равенства как основополагающего условия человече­ского достоинства и социальной справедливости.

Конвенция № 111остается главным актом, которым МОТ хоте­ла заложить основу для действий на уровне государств-членов, на­правленных на обеспечение

 

равенства в социальной области.

Конвенция № 168 «Содействие занятости и защита от безрабо­тицы» (1988 г.) дополнительно запретила осуществлять дискрими­нацию по возрасту и в связи с утратой трудоспособности.

Рекомендация № 162 «Пожилые трудящиеся» (1980 г.) призыва­ет государства принять меры по недопущению дискриминации пожилых трудящихся.

С точки зрения МОТ (Конвенция № 117 «Основные цели и нормы социальной политики» 1962 г.) целью социальной полити­ки является ликвидация дискриминации работников примени­тельно ко всем аспектам труда и трудовых отношений.

Конвенция № 100 обязывает государства использовать нацио­нальные методы установления ставок вознаграждения с целью обес­печивать применение принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности.

Рекомендация №90 содержит дополнительные предложения относительно применения принципа равенства вознаграждения. В частности, детализируются меры, которые должны быть приняты правительством в тех областях, где оно осуществляет прямой или косвенный контроль (трудоустройство, профессиональная ориен­тация, социальные услуги, научные исследования и т. д.).

В Рекомендации №111 установлено, что все лица должны без дискриминации пользоваться равенством возможностей и обраще­ния в отношении доступа к учреждениям, ведающим профессио­нальной ориентацией и трудоустройством, доступа по собственному выбору к обучению и работе на основании личных склонностей.

Содействуя равенству и осуществляя деятельность по ликвида­ции

конкретных форм дискриминации и неравных возможностей, МОТ с первых же дней своего основания (1919 г.) уделяла особое внимание трудящимся,

 

осуществляющим помимо профессиональ­ной деятельности свои семейные обязанности, понимая, однако, под ними исключительно женщин. В этом же году МОТ приняла Конвенцию № 3 «Об охране материнства» и Конвенцию № 4 «О труде женщин в ночное время», в дальнейшем пересмотренные соответственно в 1952 и 1948 гг.

Конвенция № 103, заменившая Конвенцию № 3, закрепила широкий спектр мер по охране материнства.

Рекомендация №95 «Об охране материнства», дополняющая одноименную* Конвенцию, призывает государства устанавливать более высокий уровень правовых гарантий, чем это предусмотре­но в Конвенции № 103. В частности, когда это необходимо для здоровья женщины, отпуск по беременности и родам предполага­ется продлить до 14 недель; размер пособия по беременности и родам по возможности повысить до 100% предыдущего заработка. Перерывы в работе для кормления грудных детей рекомендуется устанавливать продолжительностью в общей сложности не менее полутора часов, причем при представлении врачебного свидетельства частота и продолжительность перерывов для кормления груд­ных детей должны увеличиваться.

Во время беременности и по крайней мере в течение 3 меся­цев после родов (а в случае кормления грудью и в течение более продолжительного периода) женщина не должна привлекаться к тяжелым и вредным работам, в том числе связанным с подняти­ем, переноской, передвижением тяжестей, с излишним или не­прерывным физическим напряжением, включая длительное стоя­ние на ногах.

Женщина, обычно занятая на работе, признаваемой компе­тентными государственными властями вредной для здоровья, имеет право на перевод на другую работу без уменьшения зара­ботной платы. В отдельных случаях это

право должно предостав­ляться каждой беременной женщине по предъявлении медицин­ской справки, удостоверяющей, что перемена работы необходима в

 

интересах здоровья женщины или ее будущего ребенка.

Конвенция №171 «Ночной труд» (1990 г.) запрещает ночной труд беременных женщин и женщин-матерей в течение периода продолжительностью по крайней мере 16 недель, из которых не менее 8 недель должны предшествовать предполагаемой дате рож­дения ребенка. В ряде случаев этот период может увеличиваться, например в связи с плохим состоянием здоровья женщины или ее ребенка.

В 1965 г. МОТ, принимая во внимание проблемы, с которыми сталкиваются женщины, в связи с необходимостью совмещения их двойных обязанностей в семье и на работе приняла Рекомен­дацию № 123 «О труде женщин с семейными обязанностями*.

Данная Рекомендация призывает компетентные органы власти проводить соответствующую политику с целью дать возможность женщинам с семейными обязанностями, которые работают вне своего дома, пользоваться своим правом делать это без того, что бы подвергаться какой-либо дискриминации, и в соответствии с принципами, установленными Конвенцией № 111 «О дискриминации в области труда и занятий», а также другими нормами отношении женщин, принятыми Международной конференции труда, поощрять, способствовать развитию обслуживания, направленного на предоставление женщинам возможности гармонично выполнять свои различные обязанности дома и на работе. В рекомендации намечены основные направления деятельности, при­званной облегчить положение женщин с семейными обязанностя­ми.

Однако, сделав немалое для решения проблем, с которыми сталкиваются женщины, МОТ на 69-й сессии Международной конференции труда о социальных аспектах труда признала, что за годы экономического роста разрыв

между экономическими воз­можностями мужчин и женщин надлежащим образом сокращен не был. Особенно важно, что в условиях любого

 

экономического кризиса женщин вытесняют с рынка труда в первую очередь. С другой стороны, их домашние и семейные обязанности, которые даже в тех случаях, когда жен­щины работают полный рабочий день, продолжают лежать на их плечах, как указывалось в докладе МОТ к 65-й (1979 г.) сессии Международной конференции труда о занятости женщин с се­мейными обязанностями. В принятой в 1975 г. Декларации о ра­венстве возможностей и обращения для трудящихся женщин за­явлено, что «положение женщин не может быть изменено без из­менения роли мужчин в обществе и в семье.

23 июня 1981 г. была принята Конвенция. № 156 «О лицах с се­мейными обязанностями» и одноименная Рекомендация № 165. До этого момента семейные обязанности рассматривались МОТ лишь в отношении женщин, а принятые акты были направлены только на то, чтобы облегчить им доступ к деятельности, прино­сящей доход.

Данные Конвенция и Рекомендация распространяются на:

— трудящихся мужчин и женщин, имеющих обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей, когда эти обя­занности ограничивают их возможность подготовки, доступа, уча­стия или продвижения в экономической деятельности;

— трудящихся мужчин и женщин, имеющих обязанности в отношении других ближайших родственников— членов их семей, которые нуждаются в уходе или помощи, когда такие обязанно­сти ограничивают их возможности подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятель-ности.

Конвенция о лицах с семейными обязанностями имеет целью позволить лицам, имеющим такие обязанности и работающими или желающим работать с целью получения дохода, делать это. не становясь при этом объектом

дискриминации, и выполнял свои семейные и профессиональные обязанности

 

с наименее возможным риском для здоровья и благополучия как их самих,

тaк и их семей.

Рекомендация № 165 призывает не допускать прямой или ко венной дискриминации, основанной на признаках семейного положения. В указанной Рекомендации предусмотрен комплекс мер своего рода государственная программа оказания помощи трудящимся с семейными обязанностями в области профессиональной подготовки, условий труда, социального обеспечения и обслуживания; предусмотрена организация соответствующих государственных и общественных учреждений и служб.

Европейская социальная хартия также обращается к проблемам лиц с семейными обязанностями. Статья 27 хартии обязывает страны — члены Совета Европы для обеспечения реализации пра­ва на равенство и на равное обращение работников—мужчин и женщин с семейными обязанностями и всех остальных работни­ков принять соответствующие меры, с тем чтобы:

а) предоставить работникам с семейными обязанностями воз­-
можность поступить на работу и оставаться занятыми, а также
возобновить работу после перерыва, вызванного семейными обя­-
занностями, включая организацию профессиональной ориентации
и профессионального обучения таких работников;

б) учитывать их нужды при определении условий труда и в
области социального обеспечения;

в) развивать государственные и частные социальные службы,
поощрять их деятельность, в частности детские сады и другие по­-
добные учреждения, берущие на себя заботу о детях.

Можно сказать, что правовое регулирование труда лиц с се­мейными обязанностями на международном уровне прошло как бы три этапа:

1) с первых дней создания МОТ (1919 г.) до 1965 г, когда из
всех лиц с семейными обязанностями под защитой международ­ных норм

были только беременные женщины и женщины с груд­ными детьми (кормящие

матери);

2) с 1965 по 1981 г. В 1965 г. Рекомендация № 123 «О труде
женщин с семейными обязанностями» распространила свое действие на женщин с детьми вообще (т. е. и более старшего возрас­-
та), а также с больными членами семьи;

3) с 1981 г. в соответствии с Конвенцией № 156 лицами с се­мейными обязанностями признаются трудящиеся мужчины и женщины с находящимися на их иждивении детьми либо с нуж­дающимися в уходе другими ближайшими родственниками.

Конвенция № 156 дала начало в международном и националь­ном законодательстве позитивной тенденции распространения прав и гарантий, ранее предоставляемых только женщине, на других членов семьи.

Исходя из международных трудовых норм, можно выделить следующие категории лиц с семейными обязанностями:

а) беременные женщины;

б) кормящие матери (с грудными детьми);

в) трудящиеся, на иждивении которых находятся несовершен­нолетние дети;

г) трудящиеся, имеющие обязанности в отношении других
ближайших родственников, нуждающихся в уходе или помощи».

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из анализа Трудового кодекса РФ можно прийти к выводу, что в его статьях довольно детально изложены гарантии бе­ременных женщин, женщин с грудными детьми и лиц с семейными обязанностями.

Итак, по Российскому трудовому праву беременные жен­щины, женщины с грудными детьми и лица с семейными обязанностями имеют право:

а) на отпуск по материнству не менее 70 дней включаю­щий период послеродового отпуска. (ст – 255 ТК РФ)

В случае болезни в связи с родами отпуск продлевается.

б) в период отпуска по беременности и родам женщина име­ет право на получение денежного пособия и медицинской помо­щи в установленном законом размере. (ст-255 ТК РФ)

в) если женщина кормит ребенка грудью, она имеет право на перерывы, не реже чем через каждые 3 часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый, которые считаются рабочими часами и оплачи­ваться в размере среднего заработка. (ст-258. ТК РФ)

г) беременные женщины и кормящие грудью женщины не
допускаются на ночные и сверхурочные работы. (ст-253 ТК РФ)

д) не привлекаются к тяжелым и вредным работам и имеют право на перевод на другую более легкую работу, с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста 1,5 лет. (ст-254 ТК РФ)

ТК РФ предусматривает гарантии при уволь­нении, не допуская увольнение женщин в период отпуска по бе­ременности и родам.

Из специальных прав других лиц с семейными обязанностями Трудовой Кодекс РФ предусматривает:

— предоставление трудящимся отпуска по воспитанию ребен­ка, продолжи-

 

тельность которого 70 дней со дня рождения ребенка.

— предоставление трудящимся, на иждивении которых находится больной ребенок или другой ближайший родственник, от­пуска по уходу за ними

Законы Трудового Кодекса РФ о трудящихся с се­мейными обязанностями, а также Европейская социальная хартия указывают, что семейные обязанности как таковые не должны рассматриваться как уважительная причина увольнения.

Таким образом, можно констатировать, что женщины и лица с семейными обязанностями являются специальными субъектами международ­ного трудового права, которым принадлежат как неотъемлемые права человека и гражданина, основные права в сфере труда, так и специальные права и гарантии, закрепленные рядом междуна­родных актов и Российским законодательством.

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

I. Нормативно – правовые акты:

 

 

1. Трудовой Кодекс РФ (ст253-264).

2. Конституция РФ (ст38).

3. Инструкция о порядке предоставления послеродового отпуска при осложненных родах. Утверждена Минздравом РФ от 23 апреля 1997 г. №01-97.

4. Пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 25 декаб­ря 1990 г. № 6 «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами законодательства, регулирующего труд женщин».

5. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. 4; Ст. 295.1997. N° 1. Ст. 2; 1998. № 26. Ст. 3012.

 

II – Научная литература:

1. Дзгоева. Ф. О. Правовое регулирование труда лиц с семейными обязанностями. – М.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2003.

2. Абрамова Л. А. Правовое регулирование труда женщин в СССР. Москва. 1950

3. Бугров. Л. Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь., 1992.

4. Петрушина С. Н. Особенности регулирования труда в организациях легкой промышленности на современном этапе: М., 1998. См. также: Мерцалова Г. В. Проблемы правового регулирования труда женщин в СССР: Москва.1991

5.Покровска М. Н. Особенности правового регулирования труда женщин в СССР: М., 1970.

6. Гигиенические рекомендации к рациональному трудоустройству беремен­ных женщин, утверждены Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации, Минздравом Российской Федерации 21, 23 декабря 1993 г.

7. 75-я сессия Международной конференции труда 1988 года. Доклад Генерального директора «Права человека - общая ответственность.» МБТ. Женева,1988. С. 21-22.

8. 80-я сессия Международной конференции труда 1993 года. Доклад V(1) Неполное рабочее время. МБТ. Женева, 1993. С. 3— 4.

9.Рожников. Л. В. Трудовые договоры специальных субъектов трудового права. Москва. 1999.

10. Сыроватская Л.А.Трудовое право. М, 1995. С. 44—45.; Конституция Рос­сийской Федерации: Комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батури­на, Р.Г Орехова: М., 1994. С. 21.

 

11. Юшина. Л. И.Социально-правовые вопросы охраны труда женщин в СССР М., 1974. С. 14.; Шептулина.И. Н. Техниче­ский прогресс и вопросы правового регулирования труда женщин в СССР. М., 1972. С. 89-90.

12.Антонов.А.И.«Круглый стол»:Трудящиеся с семейными

обязанностями // Государство и право. 1994. № 11.

См. подробнее: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам че­ловека в РФ в 2001 году от II марта 2002 г.

13.Лившиц.Р.З.«Круглый стол»: Трудящиеся с семейными обязанностями // Государство и право. 1994. № 11.

14. Петренко. В. «Круглый стол»: Реализация равных прав и свобод мужчин и женщин // Человек и труд 2002. №5

15.Соколова.В.И.«Круглый стол»: Трудящиеся с семейными обязанностями // Государство и право. 1994. № 11.

16. Рожников.Л.В. Указ. раб. С. 40; Морозов. П. К. Сравнительный анализ правового регулирования проблем занятости и трудоустройства в РФ и США. М., 1997. С. 71.

17. Рожников Л. В.Указ. соч. С. 76.

18.Толкунова В. Н. Правовое регулирование женского
труда // Советское государство и право. 1968. № 11. С. 49.

19. Шептулина Н. Н. Законодательное.обеспечение работникам условий для совмещения труда с выполнением семейных обязанностей // Ваш адвокат. 1998. №1. С.8.

20. Шептулина Н. Н. Законодательное обеспечение работникам условий для совмещения труда с выполнением семейных обязанностей // Ваш адвокат. 1998. № 1. С. 9.
21. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М., 1990.

 

Приложение1

Особенности регулирования труда женщин

       
   

 



Приложение2

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: