1. Экономическое и научно-техническое отставание социалистических стран от стран Запада: торможение интеграции в мировые экономические процессы, разрыв в уровне жизни, социальной обеспеченности, качестве медицинского обслуживания, образовании и культуре.
2. Нефтяные кризисы 1973 и 1979 годов[10] => 1973-1975 годы – нарастание отставания, экстенсивный потенциал развития исчерпан. С середины 70-х началось углубление политического и экономического кризиса: быстрое распространение кризиса, поскольку «страны маленькие и всем всё известно», сдерживалось только СССР.
3. Сильная зависимость от СССР. Индустриализация ориентирована на советский рынок: обмен аграрной на низкокачественную промышленную продукцию. Страны жили поддержкой СССР, получая дешевое сырьё и энергоносители. Когда поддержка завершилась, сразу переориентировались на Запад.
4. В конце 70 - х-начале 80-х годов отставание нарастало. Страны Восточной Европы стали отставать не только от стран Западной Европы, но и от новых индустриальных стран Латинской Америки. Отсутствие наукоемких отраслей, дефицит потребительских и продовольственных товаров. Сельскохозяйственная отрасль в условиях коллективного хозяйства не развивалась. Страны ЦВЕ зависели от дотаций из центра, т.е. СССР. Однако экономика СССР и его государственный бюджет «трещали по швам», держались только на экспорте нефти.
5. В 80-х годах многие страны Восточной Европы стали брать займы у Запада, т.к. средств категорически не хватало. Постепенный поворот в сторону западных либеральных демократий.
6. Рост националистических настроений, недовольство «навязанным режимом», «доктриной Брежнева», подразумевавшей ограниченный суверенитет стран Восточного блока (в первую очередь была недовольна интеллигенция).
|
7. В обществе росли антикоммунистические настроения, появлялись подпольные организации, объединявшие несогласных с режимом, но руководства коммунистических партий оставались жесткими и коррумпированными.
8. С приходом к власти М.С. Горбачева и началом «перестройки» антикоммунистические организации активизировалис ь, что вылилось в «Осень народов» 1989 года: в сентябре социализм рухнул в Польше, в октябре – в ГДР, в ноябре – в Болгарии и Чехословакии, в декабре – в Румынии. Английский политолог Тимоти Гартон-Эш: «В Польше они [события по ликвидации коммунистических режимов] заняли 10 лет, в Венгрии – 10 месяцев, в ГДР – 10 недель, в Чехословакии – 10 дней, в Румынии – 10 часов».
Венгрия
1956 год – Венгерское восстание (подавлено) => Венгерская партия труда была переименована в Венгерскую социалистическую рабочую партию.
Её возглавил Янош Кадар, под руководством которого была проведена осторожная либерализация экономики (разработчиком начатой в 1968 году экономической реформы был секретарь ЦК ВСРП РежёНьеш).
Благодаря реформаторскому курсу Кадара Венгрию стали называть «самым весёлым бараком в социалистическом лагере» (политический режим в ВНР называли «кадаризмом» или «гуляш-коммунизмом»):
ü Наиболее либеральная цензура, и граждане пользовались свободным выездом за рубеж.
ü Была разрешена мелкая частная собственность на средства производства.
ü В период до конца 1980-х годов Венгрия занимала лидирующие положения среди социалистических стран по ряду отраслей.
|
ü Наиболее известны были продукция фармацевтической промышленности, телевизоры «Видеотон», холодильники «Lehel», автобусы «Ikarus», грузовики «Rába».
ü В отличие от большинства стран социалистического лагеря, потребительский рынок в Венгрии практически не страдал от дефицитов товаров народного потребления.
В 1987 году появилась первая оппозиционная партия – Венгерский демократический форум. В 1988 году на XIX партийной конференции Янош Кадар был смещен => открыт путь к полномасштабным реформам.
В январе 1989 года парламент принял «демократический пакет», который включал в себя плюрализм профсоюзов, свободу ассоциаций, собраний и печати, новый закон о выборах, радикальный пересмотр конституции: положение о ведущей роли партии исключили из проекта новой конституции.
В мае 1989 года был устранен «железный занавес» между Венгрией и Австрий: 27 июня 1989 года венгерский министр иностранных дел ДьюлаХорн и его австрийский коллега АлоизМок совместно разрезали пограничный забор, чтобы подчеркнуть начатую Венгрией 2 мая 1989 года ликвидацию защитных сооружений. 29 августа 1989 года – «Европейский пикник».
В июне 1989 года проходили переговоры между ВСРП и Оппозиционным круглым столом => в сентябре 1989 года – итоговое соглашение о создании основ парламентской демократии.
В октябре1989 года состоялся последний съезд ВСРП: идеологией партии была объявлена социал-демократия, а сама она была переименована в Венгерскую социалистическую партию => отмена однопартийной системы:
|
ü Были созданы новые партии: либеральные – Альянс свободных демократов (АСД) и Альянс молодых демократов (Фидес), консервативные — Венгерский демократический форум (ВДФ), Независимая партия мелких хозяев, Христианско-демократическая народная партия (ХДНП).
ü Был принят закон, предусматривающий многопартийные парламентские и прямые президентские выборы
ü Венгрия вновь была провозглашена Венгерской Республикой.
В марте 1990 года состоялись первые свободные выборы: победа Блока оппозиционных сил во главе с ВДФ, формирование первого некоммунистического правительства во главе с учёным-историком Йозефом Анталом.
Была изменена внешняя политика — был взят курс на возвращение в Европу, начался вывод частей Советской армии с территории Венгрии: в период с 12 марта 1990 года по 19 июня 1991 года советские войска были выведены из страны.
Болгария
По своей отсталости Болгария шла впереди только Албании. В период высокого экономического роста весь скудный запас природных ресурсов был исчерпан, страна находилась в условиях супермегасерьезной зависимости от СССР.
Особенностью Болгарской «бархатной революции» стало то, что смена власти произошла без участия демократической оппозиции, которая в тот период была довольно слаба.
10 ноября 1989 года лидер Народной Республики Болгария ТодорЖивков (1954-1989) был смещён Политбюро ЦК Болгарской коммунистической партии и выведен из его состава.
Смена лидера повлекла за собой возникновение новых политических сил: 7 декабря 1989 года 13 оппозиционных организаций объединились в Союз демократических сил.
В феврале 1990года Болгарская коммунистическая партия отказалась от монополии на власть => в апреле была преобразована в Болгарскую социалистическую партию (БСП), занявшую социал-демократические позиции.
В июне 1990 года – первые свободные выборы: победа БСП. Занявший второе место со 144 мандатами СДС победил в крупных городах, включая столицу. Сторонники оппозиции начали кампанию гражданского неповиновения, депутаты СДС в парламенте использовали обструкционистскую тактику. В результате 6 июля 1990 года подал в отставку с поста президента Пётр Младенов. 1 августа 1990 года парламент избрал президентом ЖелюЖелева (лидера СДС).
Билет 142: «Причины и основные этапы югославского кризиса ».
Этапы дезинтеграции Югославии:
1991 год | Отделение Хорватии и Словении, начало конфликта в Хорватии |
1992 год | Отделение Боснии и Герцеговины, начало конфликта в Боснии |
1994-1995 гг. | Первая интервенция НАТО |
Конец 1990-х гг. | Конфликт в Сербии, вторая интервенция НАТО |
1998-2006 | Отделение Черногории от Сербии |
После разрыва между Сталиным и Тито (см. билет 125) Югославия не ходила в советскую систему союзов. Югославская модель социализма включала самруправление на производстве, допускала элементы рыночной экономики и большую степени идеологической свободы, чем в соседних восточноевропейских странах. В тоже время сохранялись Монополия на власть Союза коммунистов Югославии и особая роль лидера этой партии - И.Б. Тито
Политика Тито, хорвата по национальности, была направлена на поддержание равновесия между республиками Федерации. Так, на территории самой крупной и влиятельной из них, Сербии, были созданы албанская и хорватская автономии - Косово и Воеводина.
Со смертью Тито в 1980 году в Федерации стало расти влияние Сербии, исторически являвшейся ядром югославского государства, базой формирования его армии.
В конце восьмидесятых годов, когда в Восточной Европе поднялась волна демократических перемен, стремление к обновлению затронулл и Югославию. Остро встал вопрос о будущем Федерации. Православные Сербия и Черногория стремились сохранить единство государства. В преимущественно католических Хорватии и Словении существовало убеждение, что роль Сербии в Федерации слишком велика. В Боснии, Герцеговине и Македонии, где было сильное влияние ислама, также существовала недовольство федерацией.
В 1991 году начался распад Югославии. Хорватия и Словения вышли из ее состава и вступили в конфликт с федеральной властью в Белграде. Попытка властей федерации сохранить ее целостность силой оружия успеха не имела.
Среди стран Западной Европы единства мнений по югославском вопросу не было. Германия признала Словению и Хорватию в декабре 1991 года и требовала того же от других стран Евросоюза. Германские корпорации полагали, что им принесет выгоды экономическое освоение пространства новых государств. Франция относилась к сепаратистам тенденциям в Югославии настороженно, опасаясь, что победа сепаратистов на балканах может повлечь оживление центробежных тенденций в самой Франции - на Корсике. Страхи Франции находили понимание в Великобритании, Бельгии и некоторых других странах Западной Европы, сталкивавшихся с сепаратизмом на своей территории. Администрация США занимала в югославском вопросе выжидательную позицию, опасаясь что признание независимости Хорватии и Словении спровоцирует войну и обострит отношения между Западом и Россией.
В начале 1992 года руководство Российской Федерации в лице министра иностранных дел Козырева, вопреки ожиданиям западных политиков, энергично выступило за признание Независимости Хорватии и Словении, подержав позицию Германии. 15 января 1992 года страны Евросоюза признали хорватское и словенское правительства. Тоже самое сделала Россия. Последними Хорватию и Словению признали США. "В ответ" хорватских сербы стали вооруженным путем добиваться отделения сербских исторических областей от Хорватии и их присоединения к Сербии. Правительство Сербии вело себя осторожно, официально оставаясь вне конфликта.
Распад Югославии продолжался. В апреле 1992 года страны Европейского союза признали независимость Боснии и Герцеговины. Сохранившие после выхода Боснии и Герцеговины тесные союзные отношения Сербия и Черногория создали новое федеративное государство - Союзную Республику Югославия (СРЮ). Новое государство провозгласило себя преемницей бывшей СФРЮ, и в апреле 1992 года выразило готовность признать независимость всех других ставших независимыми бывших Республик Югославии. Международное сообщество не признало СРЮ правопреемницей СФРЮ и отказалась передать ей место СФРЮ в ООН.
Тем временем, президентом Боснии и Герцеговины стал лидером мусульманской общины Алия Изетбегович. Население этой Республики состояло из сербов, хорватов и мусульман. Мусульмане составляли меньшинство, и мусульманская община находилась в неприязненных отношениях как с сербской, так и с хорватской общинами. Скоро после провозглашение независимости Боснии и Герцеговины боснийские сербы во главе с лидером их общины Радованом Караджичем в январе 1992 года на территории сельских районов в Боснии и Герцеговины провозгласил создание собственного образования - Республики Сербской. В июле 1992 г. по их примеру последовали хорваты, который тоже заявили о создании собственного "государства" - Герцег-Босна - на землях с преобладающим хорватским населением. Власть А. Изетбеговича сохранялась только в столице г. Сараево и некоторых других городах с преобладанием мусульманского населения.
Весной 1992 года с конфликта между мусульманами и сербами в Сараево по всей стране начались беспорядочные столкновения между сербами, хорватами и мусульманами - "война всех против всех". Правительство Сербии стало оказывать помощь боснийским сербам. Сербию и Черногорию обвинили во вмешательстве в дела Боснии и Герцеговины. 30 мая 1992 года Совет Безопасности ООН принял решение ввести против Сербии и Черногории экономические санкции, который Однако соблюдались не всеми государствами. При этом, несмотря на введенное в 1991 году эмбарго ООН на поставки оружия воюющим странам, они имели возможность получать вооружение.
Отношения между хорватами и сербами в Боснии и Герцеговине были хуже, чем между хорватами и мусульманами. Хотя Сербия и Хорватия были готовы разделить Боснию и Герцеговину между собой, боснийские хорваты при поддержке правительства Хорватии были согласны на союз с мусульманами ради того, чтобы не допустить победы боснийских сербов. К союзу с хорватами мусульман подталкивали и западные страны.
Гражданская война в Боснии носила крайне ожесточенный характер. Сербы, хорваты и мусульмане практиковали этнические чистки в районах проживания "враждебных" этнических групп, которые выливались в массовые убийства мирного населения. Подобных преступлений Европы не видела со времен нацизма. Для расследования военных преступлений на территории бывшей Югославии по решению СБ ООН 25 мая 1993 года в Гааге был создан Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ).
Внимание мировой общественности было приковано к югославскому кризису. В целях координации подходов к урегулированию положения на балканах была сформирована под эгидой ООН Контактная группа по бывшей Югославии в составе России, США, Великобритании, Франции и Германии. Ее задачей было найти способ примирения сторон и предложить план урегулирования - прежде всего в Боснии. В 1992-1994 гг. Представители ООН, Евросоюза и Контактной группы подготовили несколько вариантов план раздела Боснии на сербскую, мусульманскую и хорватскую части. Ни один из проектов не получил одобрение воюющих сторон.
Правительство Сербии, страдавшей от веденных против неё международных санкций, стало побуждать боснийских сербов смягчить подход к предлагаемым планам урегулирования, угрожая сократить помощь Республики Сербской. Белград стал сворачивать военную помощь правительству Р. Караджича
Администрация США после прихода к власти Билла Клинтона в 1993 году пришла к выводу о необходимости применить силу против боснийских сербов и поддерживающей их Сербии. Под воздействием США руководство НАТО принял решение использовать вооруженные силы для вмешательства в Боснии с целью положить конец кровопролитию. В 1994 году по инициативе США в Боснии была создана Мусульмано-хорватская федерация для более успешной борьбы с боснийскими сербами. Вашингтон выступал за отмену эмбарго на поставку оружия сараевскому правительству и за нанесение силами НАТО воздушных ударов по позициям боснийских сербов.
28 февраля 1994 года ВВС Альянса впервые применили на территории бывшей Югославии оружие, сбив 4 сербских военных самолета. После этого масштаба вмешательству НАТО в боснийский конфликт стали увеличиваться. В декабре 1995 года в Боснию и Герцеговину для предупреждения военных столкновений между общинами были введены сухопутные войска НАТО. Их размещение была произведено по санкции Совета Безопасности ООН.
Правительство Сербии вела себя осторожно. ПрезидентМилошевич пришел к выводу о целесообразности тайного компромисса с президентом Хорватии Ф. Туджманом о "размене": Сербия согласилась бы смириться с подавлением хорватами сопротивление сербов внутри Хорватии - в Сербской Крайне, а Хорватия за это не стала бы возражать против отделения от Боснии сербских частей и их вхождения в Сербию.
Несмотря на эту жертву руководство Сербии не смогло добиться присоединения сербских частей Боснии. Во второй половине 1995 года опираясь на резолюцию Совета Безопасности ООН #836, принятую 4 июня 1993 года и в координации с командованием сил ООН по защите "зон безопасности", вооруженные силы НАТО начали наносить авиаудары по позициям боснийских сербов. Силы Караджича не могли им противостоять. Действия НАТО в Боснии вышли за рамки мандата ООН и превысили пределы миротворческой операции.
Это вызвало возражения Российской Федерации. Хотя российское руководство в 1992 - 94 годах поддерживало действия Евросоюза США в бывшей Югославии, после массированных бомбовых ударов по сербам Москва выступила с протестами. Внутри России, в Государственной Думе, поднялась волна критики президента Ельцина и министра иностранных дел Козырева, которых левая оппозиция и значительная часть умеренных сил обвиняли в проведении курса, противоречащего национальным интересам России. Но возражения Москвы не изменили хода событий.
Потерпев ряд военных поражений, сербские силы в бой с ней согласились на переговоры. В ноябре 1995 года в Дейтоне (США) состоялась встреча лидеров Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины при участии представителей России, США и Евросоюза, вроде который был парафировано текст мирных соглашений по урегулированию боснийского конфликта. Босния и Герцеговина были превращены в конфедерацию из двух частей - Республики Сербской и Мусульмано-хорватской федерации - со слабым центральным правительством. 14 декабря 1995 года в Париже состоялось подписание соглашения об урегулировании между хорватией и, Сербии и Боснии и Герцеговины. Соглашение фактически предусматривала разрешение конфликта на основе массового перемещения гражданского населения - из хорватских и мусульманских районов бежали сербы, из сербских - уцелевшие там мусульмане и хорваты. Был разрушен принцип совместного проживания разных этнических групп, которые существовали в Боснии и Герцеговине на протяжении веков.
Столица страны город Сараево отошла к зоне общего мусульмано-хорватского управления. Сербское население города покинуло его. Каждое из двух образований имела право формировать собственную армию. Лицам, виновным военных преступлениях, запрещалось занимать государственные посты, они подлежали розыску и передачи международному трибуналу, созданному в 1993 году. Большинство обвиняемых оказалось сербами - в том числе лидеры боснийских сербов Караджич и Младич, а в последствии сам президент Сербии Милошевич.
Для наблюдения за выполнением Дейтонских соглашений в соответствии с резолюцией Совета Безопасности #1031 были созданы международные вооруженные силы, общее командование которыми было возложено на НАТО. В состав многонациональных сил вошёл, по настоянию сербских сторон, российский воинский контингент.
Подписание Дейтонских соглашения по Боснии не стало завершающим этапом дезинтеграции бывшей Югославии. В конце девяностых годов обострился конфликт в сербском крае Косово, население которого состояла из албанцев и сербов при численном преимуществе первых. Ещё в 1989 году в ответ на требование албанского большинство объявить край республикой лидер Сербии Милошевич де-факто отменил автономный статус Косово (по конституции 1974 года он, входя в состав Сербии, фактически пользовался правами республики). Это не разрешило проблему, так как косовские албанцы продолжали требовать расширения своих прав, выжидая момента для активизации борьбы. Война в Хорватии и Боснии способствовало снижению активности косовских албанцев, так как они опасались что в условиях военного времени сербскому руководство будет легче применить против них силу. Подписание Дейтонских соглашений, показавших слабость международных позиций Сербии, послужило косовским албанцам ободряющим сигналом. Последовала активизация сепаратистов.
Отменив в 1996 году санкции против Югославии после Дейтонских соглашения, Международное сообщество отказалось восстановить членство в ООН, ОБСЕ и международных финансово-экономических институтах. Предварительным условием нормализации отношений с СРЮ западные страны считали урегулирование косовской проблемы и восстановление самоуправления края. Албанское население Косово не подчинялось белградским властям, создало свои структуры управления. Страны НАТО потребовали от Милошевича согласия на переговоры с лидером умеренных албанцев Ибрагимом Руговой.
Ситуация обострилась, когда весной 1997 года в республике Албании разразился кризис, связанный с падением режима Сали Бериши, пользовавшегося поддержкой США. В результате протестов населения, пострадавшего от краха «финансовых пирамид» - афер, в причастности к которым обвинялось албанское руководство, в Албании возник «вакуум власти». Центральное правительство утратило контроль над положением дел. В ситуации политического брожения произошла вспышка настроений в пользу реализации проекта «Великой Албании» через присоединение к Албании сербских земель с албанским населением.
На территории Северной Албании, подконтрольной правительству в Тиране, были созданы базы боевиков «Освободительной армии Косово», которые стали наносить удары по федеральным войскам и сербской полиции в Косово. Отряды боевиков пополнялись за счет беженцев из числа косовских албанцев, уходивших на албанскую территорию от этнических чисток, проводимых в крае укомплектованными сербами федеральными подразделениями.
Пытаясь удержать контроль над ситуацией, в феврале 1998 года С. Милошевич принял решение ввести в Косово дополнительные силы армии и военной полиции. Между правительственными войсками и сепаратистами начались военные столкновения, в ходе которых страдало гражданское население. Международное сообщество зафиксировало в крае нарушения прав человека. Страны НАТО потребовали от Белграда отказаться от применения силы. Фактически они встали на сторону косовских албанцев.
Конфликт стал предметом рассмотрения в Совете Безопасности. 23 сентября 1998 года он принял Резолюцию #1199 с требованием прекратить военные действия в Косово. Резолюция предусматривала в случае продолжения войны возможность принятия "дополнительных мер" для обеспечения мира.
13 октября 1998 году совет НАТО принял решение о начале бомбардировок Сербии в случае ее отказа принять требования СБ. Правительство СРЮ пошло на уступки и сократило военный контингент в Косово. Напряженность не спадала. Страны НАТО настаивали на введении в Косово многонационального миротворческого контингента, в задачи которого входило бы обеспечение гуманитарных прав всего населения края. В Косово предлагалось осуществить «гуманитарную интервенцию».
Западные страны предложили создать в Рамбуйе (Франция) конференцию конфликтующих сторон для выработки компромисса. 30 января 1999 года руководство НАТО выступило с энергичным призывом к участникам конфликта согласиться на переговоры, угрожая в противном случае нанести по ним авиаудары. Переговоры начались. По их результатам в феврале-марте 1999 года был выработан текст мирного соглашения («соглашение в Рамбуйе»). Но делегация Сербии отказалась его подписать, сочтя неприемлемым включенное в текст требование о вводе в Косово иностранных войск.
20 марта 1999 года территорию края покинули наблюдатели ОБСЕ, а 24 марта ВВС НАТО начали систематические бомбардировки стратегических объектов по всей территории Сербии, включая Белград (мосты, правительственные здания, аэродромы, места расположения армейских частей). Югославия стала объектом военного нападения НАТО, действия которой не были непосредственно санкционированы решениями СБ. После двухмесячных бомбардировок сербское правительство было вынуждено согласиться вывести федеральные силы армии и полиции из Косово. При посредничестве России («миссия Черномырдина») 9 июня 1999 г. сербские представители и командование сил НАТО подписали соглашение о прекращении огня и выводе правительственных войск из Косово, взамен которых 3 июня 1999 года в край был введен военный контингент НАТО. Косово было фактически отторгнуто от Югославии. «Армия освобождения Косово» была легализована под видом косовской военной полиции. Сербское население края почти полностью его покинуло. Действия НАТО в Косово не были санкционированы ООН, но их результаты были одобрены резолюцией СБ ООН №1244 от 10 июня 1999 года.
После поражения в Косово ситуация в Югославии еще больше осложнилась. Президент СРЮ С. Милошевич решил выставить свою кандидатуру для избрания президентом Сербии, поскольку подозревал, что единство государств Сербии и Черногории, которое он официально возглавлял, может распасться. Выборы были назначены на 28 сентября 2000 года. Официально они принесли победу С. Милошевичу, но оппозиция отказалась признавать их результаты.
В стране начались протесты. Вооруженные силы отказались подчиняться президенту, он был бескровно отстранен от власти 6 октября 2000 г. решением конституционного суда Сербии, который вынес вердикт в пользу законности избрания президентом кандидата оппозиции Воислава Коштуницы. С. Милошевич официально отказался от власти, Коштуница был провозглашен президентом.
Смена власти в Сербии не остановила дезинтеграции СРЮ. Еще в мае 1998 года пришедший к власти в Черногории президент Мило Джуканович повел дело к мирному отделению от Сербии. В марте 2002 года при посредничестве ЕС было подписано соглашение о преобразовании Югославии в Федерацию Сербии и Черногории при сохранении их в составе единого государства. Но Черногория продолжала настаивать на полном отделении от Сербии. Евросоюз предпочитал сохранение единого государства в Югославии, так как миссии в Косово действовали на основании документов, принятых в отношении Югославии, и исчезновение этого государства поставило бы под сомнение их легитимность.
По итогам референдума в 2006 году Черногория отделилась от Сербии.
[1]Justincase: вименительном падеже – СтанИславКаня.
[2]Студент Карлова университета в Праге. 16 января 1969 совершил самосожжение на Вацлавской площади в Праге в знак протеста против оккупации Чехословакии войсками Советского Союза и других стран Варшавского договора.
[3]Чешского студента, погибшего в 1939 году во время протестов против нацистской оккупации Чехословакии.
[4]Демонстранты скандировали: "У нас голые руки". Люди в знак несогласия звенели ключами.
[5]Главный инициатор курса реформ 1968—1969 годов, известных как «Пражская весна» («Социализм с человеческим лицом»)
[6]Политические партии образовывались из объединений одинаково мыслящих людей, собравшихся в чешском Гражданском форуме и словацкой Общественности против насилия.
[7] Единственная не «бархатная» революция в странах Восточной Европы.
[8] Важно понимать, что происходящее в Румынии освещалось западными СМИ, например, телесюжет об убийствах агентами «секуритате» мирных граждан был показан по нескольким ведущим ТВ-каналам мира => телевизионная пропаганда и агитация.
[9] Ради этого Чаушеску возвратился из рабочей поездки в Иран, где договаривался о взаимном сотрудничестве.
[10] Первый был обусловлен политическими причинами (первая арабо-израильская война => ОПЕК повысил цену на нефть с 3 до 12 долларов за баррель => рост себестоимости производимой продукции => рост цен на бензин). Как следствие в 1974 году ведущие экономики переживали рецессию (кризис перепроизводства, 9 месяцев, падение производства на величину до 20%, больше всего – в США). В кризисной ситуации оказались и передовые наукоемкие отрасли. Однако в 1976-1979 годы – снова подъем (основные макроэкономические показатели демонстрировали слабый (2-2,5% в год) повышательный тренд) + высокая инфляция и сохранение безработицы. Второй нефтяной шок (снова политические причины, революция в Иране, ирано-иракская война (две нефтедобывающие страны): цены на нефть подскочили в два раза, достигла 34 долларов за баррель. Пострадали развивающиеся страны.