Возможные за
· появление возможности оспорить введенные антидемпинговые пошлины в органе по разрешению споров ВТО;
· Россия может стать постоянным участником переговоров в организации и сможет отстаивать выгодные для себя позиции и защищать интересы как своих производителей, так и своих экспортеров на внешних рынках;
· снижение административных и финансовых нагрузок при экспорте;
· приход иностранного капитала;
Однако само по себе вступление в ВТО не позволяет решить одну из серьезнейших проблем инвестиционного климата России – неразвитость институциональной среды. Данный фактор, наряду со слабой эффективностью финансовой системы, является ключевым для сдерживания инвестиций в российскую экономику.
В рейтинге стран, составленном организацией World Economic Forum, по уровню развития институциональной среды Россия находится на 128-ом месте, при том, что по общему уровню конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) – на 66-ом, а по емкости рынка (включающего доступность экспортных каналов продаж) – на 8-ом.
Согласно проведенному World Economic Forum опросу, среди основных факторов, препятствующих ведению бизнеса России, три из первых четырех мест отданы коррупции, бюрократии и уровню налогов. До тех пор, пока эти проблемы не будут решены, не стоит рассчитывать на масштабные иностранные инвестиции в российскую экономику.
· возможный приток на отечественный рынок новейших технологий, что приведет к увеличению производительности, повышению уровня ВВП, а значит и к повышению уровня жизни населения;
· доступ российским производителям к более дешевым импортным материалам и комплектующим, а населению страны – к более дешевым и качественным товарам и услугам;
|
· повышение конкуренции на внутреннем рынке заставит товаропроизводителей оптимизировать затраты на производство, разрабатывать программы и мероприятия по снижению себестоимости выпускаемой продукции, вкладывать большие средства в развитие производства;
· по мере прихода на территорию России иностранных банков, в условиях конкуренции с западными коллегами наши банкиры вынуждены будут озаботиться прозрачностью банковской деятельности, а значит, и доверие вкладчиков к российским банкам будет расти. Значительные изменения претерпят и кредитные отношения. Прогнозы специалистов таковы, что предприятия и граждане смогут получать кредиты не под нынешние 12-18%, а под 4-6% годовых.
· приведение российского внешнеторгового законодательства к мировым нормам, что должно способствовать развитию внешней торговли.
Возможные против
· защита многих российских производств, находящихся сейчас в кризисе, будет серьезно затруднена в результате значительного снижения тарифов и облегчения доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок, что приведет к остановке ряда самых неэффективных производств. А это приведет к высвобождению рабочей силы и росту безработицы;
· неравная конкуренция с иностранными предприятиями.
Так, например, доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет порядка 15 – 35% в зависимости от региона страны. В европейских странах с развитой рыночной экономикой эта цифра держится на уровне 7%.
· Россия берет на себя обязательства по ослаблению одного из основных своих конкурентных преимуществ. Это постепенное (в течение нескольких лет) выравнивание (повышение) внутренних цен на энергоносители и транспортные тарифы в соответствии с мировыми. Это может напрямую отразиться на себестоимости производства, приведет к возможному росту инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств, таких как металлургия.
|
· вполне допустимо, что иностранные финансовые институты смогут поглотить нашу банковскую систему, т.к. крупнейшие предприятия страны держат средства в иностранных банках. Открытие филиалов иностранных финансовых компаний в нашей стране могло бы предоставить возможность российским гражданам пользоваться более дешевыми кредитными ресурсами, а также более качественными услугами в этой сфере. На сегодняшний день в странах Западной Европы ипотечный кредит можно взять под 1,5%, а потребительский – под 4% годовых (Сбербанк - 22%).
Но согласно договору, поскольку наша экономика к конкуренции в банковском секторе совершенно не готова, иностранные банки вообще не будут иметь права открывать свои прямые филиалы, а только работать через дочерние структуры, где их капиталы не смогут превышать 50%. Что касается страховщиков, то иностранные страховые компании смогут открывать филиалы в России, но лишь через 9 лет после вступления ее в ВТО. Это время целесообразно использовать для организации эффективного конкурентного бизнеса.
· ожидается снижение уровня защиты населения страны от некачественных товаров, содержащих, например, генномодифицированные вещества. Государства, которые хотят ограничить ввоз такой продукции на свои внутренние рынки, вынуждены платить большие штрафы.
|
· Снижение таможенных пошлин по многим позициям может отрицательно сказаться на поступлении средств в бюджет.
Конечно, бесспорно, что ситуация с отечественным производством в первые годы членства в ВТО не будет столь радужной. Большинство отечественных производителей неконкурентоспособны, в связи с чем они будут терять свою прибыль, что существенно скажется на поступлениях налога на прибыль в бюджет. Однако это даст толчок наращиванию мощи бизнеса, повышению конкурентоспособности и, как следствие, выход на те же высокие позиции, что и импортное производство.
Отраслевые изменения
В результате тарифной реформы и улучшения доступа российских экспортеров на международные рынки ожидается изменение объема потребления населения на 0,423 процентных пункта. Изменение реальной заработной платы квалифицированных рабочих ожидается на уровне 0,500 процентных пункта от показателя базового года.
Изменение реальной заработной платы неквалифицированных может составить 0,103 процентных пункта от показателя базового года.
Наибольший рост объема производства ожидается в следующих отраслях: цветная металлургия (14,45%), черная металлургия (3,63%), химическое и нефтехимическое производство (2,05%).
Таким образом, изменения тарифов окажут положительное влияние на металлургические отрасли. Кроме того, именно в этих отраслях экономики перед производителями открываются широкие возможности для улучшения своего положения на зарубежных рынках.
Наибольшее сокращение объема производства ожидается в следующих отраслях: обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство и производство изделий из дерева(-6,74%), легкая промышленность (-4,35%), машиностроение (-2,77%).
Таблица. Изменения объема производства и уровня занятости для Российской Федерации в целом