График 1. Число принятых Федеральных законов, Постановлений Правительства РФ и Указов Президента РФ, связанных со вступлением в ВТО (с 2001 по 2011 год)




Остановимся на изменениях в ряде законов, которые имеют важное значение в контексте деятельности ВТО. (Полный список законов, в которые были внесены изменения представлены в презентации, прил. 1.).

1. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешней торговли» (от 08.12.2003 №164-ФЗ). В целом изменения, внесенные этим документом в предыдущий закон, действовавший более восьми лет, создают больше возможностей для предпринимателей, готовых к справедливой и честной конкуренции в сфере внешней торговли, и одновременно ограничивают рамки государственного вмешательства при регулировании в данной сфере. В новом законе закреплены такие принципы, основанные на положениях соглашений ВТО, как принцип гласности, обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, выбора таких мер регулирования, которые являются менее обременительными для участников внешнеторговой деятельности. Теперь закон позволяет заинтересованным предпринимателям противостоять принятию государством более жестких мер. Так, узнав из информации министерства о разработке нормативного акта об установлении количественных ограничений на ввоз какого-то товара, предприятия могут убедить министерство, что для них будет менее обременительно, если возникшая проблема будет решена путем введения тарифной квоты.

2. Федеральный закон «О техническом регулировании» (от 27.12.2002 №184-ФЗ). Данный документ призван полностью изменить существовавшую много лет систему технических требований к продукции и процессам производства (ГОСТы, ОСТы, СНИПы и т. п.). Закон №184-ФЗ предусматривает два уровня требований к продукции, процессам (методам) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации: технические регламенты и стандарты. В контексте приведения нашего законодательства в соответствие с нормами ВТО в новом законе установлен одинаковый подход в применении технических регламентов и процедур подтверждения соответствия независимо от страны или места происхождения продукции, предусмотрены процедуры, обеспечивающие гласность при разработке технических регламентов. Но в этой области не произошло существенных изменений — разработка технических регламентов затянулась, и в настоящее время действуют всего несколько десятков регламентов.

В связи с возникающими вопросами о последствиях присоединения России к ВТО с точки зрения обязательного использования международных стандартов можно сказать следующее.

Последствия, касающиеся экспорта: в этой области едва ли что-то изменится по сравнению с существующей ситуацией. Сейчас требования, которые применяются к нашим товарам, основываются на законодательстве соответствующей страны, на ее обязательствах в рамках ВТО. В отношении импорта система для России может усложниться. Принятие технического регламента, соответствующего международному стандарту (например, Евро-3), может привести к тому, что не все наши предприятия смогут его выполнять, а, значит, иностранные предприятия получат конкурентные преимущества на российском рынке.

3. Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 08.12.2003 №165-ФЗ). Этот закон устанавливает более четкий порядок введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Больше внимания уделено порядку проведения расследований. Надо отметить, что российские предприятия все чаще пользуются возможностями защиты своих интересов на основе указанного закона. По состоянию на август 2006 года было принято девять специальных защитных мер, пять антидемпинговых и две компенсационные меры.

4. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10.12.2003 №173-ФЗ). При подготовке этого закона была поставлена задача, с одной стороны, привести валютное законодательство в соответствие с новыми экономическими реальностями, возникшими в России, с другой – в соответствии с требованиями ВТО снять ограничения на проведение валютных операций. Банк России теперь может устанавливать валютные ограничения не по собственному усмотрению, а в соответствии с определенным в законе исчерпывающим перечнем ограничений. С учетом внесенных в июле 2006 года изменений в новый закон, в том числе отмены с 1 января 2007 года требования обязательной продажи валютной выручки, российское валютное законодательство приведено в соответствие с требованиями ВТО.

Таможенный Кодекс ТС

Параллельно с переговорами о вступлении России в ВТО произошло создание Таможенного союза между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и РФ. Некоторое время обсуждался вопрос вступления в ВТО всего Таможенного союза, однако впоследствии эта идея не была реализована.

Странами ТС был принят договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (Минск, 19 мая 2011 г.). Договор заключён в целях создания условий для присоединения Белоруссии, Казахстана и России к ВТО, углубления интеграции Сторон в международную торговую систему и эффективного функционирования Таможенного союза (ТС) в соответствии с правилами и обязательствами в рамках ВТО в случае присоединения одного или нескольких его членов к ВТО.

Нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования ТС, становятся частью правовой системы ТС. Договором устанавливается приоритет обязательств Стороны в рамках ВТО перед её обязательствами в рамках ТС. При этом любая присоединяющаяся к ВТО Сторона обязана информировать другие Стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия её присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему ТС.

В 2012 году продолжится работа над приведением российского законодательства в соответствие с принятыми РФ обязательствами при подписании Протокола о вступлении в ВТО. В ближайшее время основные изменения будут связаны с понижением ставок импортных пошлин и отменой квот на ряд товаров. Кроме того, будут внесены изменения, направленные на эффективное применение законодательства о защите интеллектуальной собственности. Планируется, что в 2012 году будет отменено лицензирование некоторых видов деятельности. В последующие годы в законодательство последовательно будут внесены изменения, связанные с доступом на рынки услуг, субсидиями для промышленности и сельского хозяйства, государственными закупками (подробное описание принятых Россией обязательств с указанием длительности переходного периода по отдельным видам обязательств мы расскажем позже).

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: